«Мир в буквах». Методическая разработка для учителей первых классов, воспитателей и логопедов по обучению грамоте

Зинаида Ангарова
«Мир в буквах». Методическая разработка для учителей первых классов, воспитателей и логопедов по обучению грамоте

Знание букв - это не главный и даже не первый шаг к чтению и письму. Буква - это знак звука, а знаки бессмысленно изучать в отрыве от того, что они обозначают. Буквы говорят малышу не больше, чем названия цветов слепому, до тех пор пока ребенок не услышит, что слово ЖУК начинается со звука Ж, а в слове ГРОМ что-то рычит.

Знание буквне гарантирует и начала чтения: буква М и буква Я, написанные рядом, не сливаются автоматически в МЯ. Поэтому изучению букв предшествует работа по развитию зрительного и слухового внимания, по развитию фонематического слуха, звуковой анализ и синтез.

Наша задача - научить детей осмысленному, а не механическому чтению, поэтому надо заставлять детей мыслить логически при изучении букв, фантазировать, конструировать, сравнивать. Стараясь помочь детям быстрее запомнить буквы,я предлагаю им упрощенный объемно-образный алфавит:

1. Буквочки - колеса:О,С,З,Ф,Ю.

2.Лестницы: Н,Е.

3.Заборы: Ш,Щ,Ц,И.

4.Ракеты: Л,Д,А.

5.Ворота: П,М.

6. Грбок,молоток:Г,Т.

7. Жучки,паучки: Ж,Х.

8. Рогатые буквочки: К,Ч,У.

9. Построенные буквочки: Б,Р,В,Я.

Во время ежедневной игры в буквы можно предлагать детям выкладывать их из палочек, из крупы (перловка, рис, гречка, лепить из пластилина, обрывать из бумаги "оживлять". Для осмысленного усвоения букв, полезно давать задания на сравнение буквс окружающими предметами:

"О" - пуговица, колесо, крышка,кнопка,стакан и т. д.

"П" - дверной проем, рама, спинка стула, боковины стола и т. д.

"А" - ракета, телеграфный столб, лесенка стремянка, конец карандаша и т. д.

Примерные варианты игровых занятий могут быть такими:

1. На что похожа буква? Почему?

2. Найди букву в окружающих предметах.

3. Построй букву из палочек, из любого материала, нарисуй или вылепи.

4. Сконструируй из одной буквы другую (П-М, (О-Ф) и т. д.

5. Фокусы с буквами (закрыть часть буквы листком бумаги, чтобы получилась другая буква (В-З, Д-Л, П-Г).

6. Конструирование букв из пальцев, упражнение "Сделай, как клоун".

7. Рисование картинок из букв.

Данные игры и упражнения способствуют быстрому обучению чтению и письму. А также значительно облегчают работу обучающегося, вызывая большой интерес.

Публикации по теме:

Анкета для родителей. Обучение грамоте в детском саду. Итоги обучения в средней группе. Уважаемые родители! Для улучшения работы по обучению детей грамоте в старшей группе детского сада предлагаем Вам принять участие в анкетировании.

Учимся грамотно читать и писать. Приемы для запоминания образа буквы.Учимся грамотно читать и писать. Приемы для запоминания образа буквы. Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребенка грамотному чтению и письму, тем легче ему будет.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
«Мир в буквах». Методическая разработка для учителей первых классов, воспитателей и логопедов по обучению грамоте
Опубликовано: 7 марта 2013 в 13:35
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 октября. Кружевной день на МААМ

Очередной тематический день посвящен изящному плетению, над которым трудятся мастерицы-кружевницы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям об этом виде декоративно-прикладного...

26 октября. Международный день школьных библиотек

С 1999 года по инициативе ЮНЕСКО в четвертый понедельник октября отмечается Всемирный день школьных библиотек. Главное событие этого праздника в России – Форум школьных библиотекарей, который проходит в...

Фотоотчет «Развлечение «День именинника»
Цель: Создание праздничной дружеской атмосферы в группе детского сада Задачи: -Способствовать развитию положительных эмоций у детей. -Развивать ловкость,...
Фотоотчёт «На пути железнодорожном будь предельно осторожным!»
«На пути железнодорожном будь предельно осторожным! » В рамках месячника «Безопасная железная дорога», с целью обогащения знаний детей о железной дороге,...
Квест-зарядка по русским народным сказкам
Организация образовательной деятельности с использованием квест технологии. Выполнила воспитатель Клюканова П. В. Квест ( заимствование англ. Quest —...