Инна Басараб
Учимся грамотно читать и писать. Приемы для запоминания образа буквы.
▼ Скачать + Заказать документы
Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребенка грамотному чтению и письму, тем легче ему будет учиться в школе.
Качественная подготовка детей к обучению грамоте подразумевает знание проблем, с которыми они могут столкнуться в процессе получения знаний. Появление трудностей в обучении можно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте, а это значит, что нужно сделать все возможное для того, чтобы ликвидировать их предпосылки еще до начала обучения грамоте.
Публикация «Учимся грамотно читать и писать, Приемы для запоминания образа буквы,» размещена в разделах
На что нужно обратить внимание, приступая к изучению звуков и букв, с дошкольником?
Прежде всего послушайте, все ли звуки речи ребенок произносит правильно. Зачастую родители не замечают дефектов в речи сына или дочери. Прислушайтесь, нет ли замен свистящих звуков на шипящие, глухих на звонкие, твердых на мягкие. Наличие полных звуковых замен в устной речи,неправильное проговаривание слов в процессе письма в период обучения грамоте неизбежно приводит к соответствующим буквенным заменам.
В дошкольном возрасте детям становятся доступны простейшие виды фонематического анализа. В частности выделение звука на фоне слова, определение первого и последнего звука в слове.
Попросите ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит звук И в слове : дом, Инна, ива, утка, Иван, азбука, иволга.
Спросите, какой первый звук он слышит в слове МАК ; какой последний звук слышится в этом слове. Затруднения ребенка могут являться одно из причин дальнейших трудностей при обучении письму.
Ребенок должен хорошо ориентироваться как в схеме собственного тела, так и на листе бумаги. Несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза затрудняют дифференциацию сходных по начертанию букв.
Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования, что проявляется в неправильном употреблении ребенком окончаний слов в устной речи, может так же отразиться в написании слов и предложений.
Таким образом, работа с дошкольниками по предупреждению ошибок чтения и письма должна проводиться по нескольким направлениям:
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому, оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т. п.
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги.
7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и само массажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
8. Развитие тактильных ощущений.
9. Расширение "поля зрения " ребенка.
10. Подготовка к обучению грамоте : знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук, составление схем.
В дошкольных учреждениях педагогами проводится систематическая и планомерная работа по каждому из направлений.
Родителям необходимо закреплять полученные ребенком знания и умения. Только при взаимодействии педагогов и родителей можно добиться положительного результата при подготовке ребенка к школьному обучению.
Рассмотрим некоторые игры, которые помогут ребенку лучше усвоить зрительный образ буквы.
1. Буквы можно выкладывать из различных материалов :бусинок, ниточек, палочек, фасоли и семечек; лепить из пластилина и гнуть из проволоки; обводить по трафарету. Необходимо фиксировать внимание на том, в какую сторону направлена буква, как расположены ее элементы и в каком количестве.
2. Найти верно написанные буквы на карточке, где представлены, как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.
3. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание
4. Игра "Буква сломалась". Допечатать недостающие элементы буквы.
5. В нашем детском саду была организована выставка детских рисунков «На что похожа буква?».Дети проявили творчество и фантазию, изобразив контур буквы в различных предметах.
6. Демонстрация букв в разном положении.
7. Отыскивание наложенных друг на друга букв.
8. Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы, на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).
9. Реконструирование букв.
Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.
Не нужно забывать, что изучение букв должно идти параллельно с изучением соответствующих звуков, с обучением слиянию их в слоги и слова.