Гульнур Айтакова
Проект в средней группе «Мир в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Название проекта : «Мир в игре»
Вид проекта : педагогический среднесрочный
Участники: воспитатель, дети младшей группы МАДОУ «Детский сад «Компас».
Цель проекта : уточнение, обогащение и активизация словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Проект в средней группе „Мир в игре“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
1. Обеспечить обогащение словарного запаса, уточнение значения и активизацию в речи детей слов, обозначающих предметы ближайшего окружения (предметы быта, посуда, одежда, мебель, продукты, инструменты, профессии; активизировать употребление обобщающих слов.
2. Способствовать обогащению игровой деятельности детей в рамках различных сюжетных линий, активизировать и расширять ролевые диалоги, побуждать детей к использованию предметов-заместителей в процессе решения игровых задач.
3. Побуждать детей к участию в совместной с воспитателем и сверстниками деятельности, способствовать формированию дружеских взаимоотношений и коммуникативных навыков.
Этапы реализации проекта
Достижение поставленной цели предполагает выделение трех этапов: – подготовительного, ориентированного на обеспечение необходимых материально-технических и дидактических условий,
– ознакомительного, направленного на формирование у детей первоначальных представлений о трудовой деятельности людей ближайшего окружения,
– основного, предусматривающего последовательную организацию совместных сюжетно-отобразительных игр и руководство самостоятельными играми воспитанников.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
И ЕГО МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Название Задачи Содержание Сроки
«Магазин» 1. Уточнить и обогатить представления детей о названиях овощей; уточнить понимание детьми обобщающего слово «овощи»; активизировать употребление слов, обозначающих название овощей (огурец, помидор, свекла, репа, баклажан и др., а также названия социальных ролей в ситуации магазина (продавец, покупатель).
2. Побуждать детей выполнять игровые действия (продавец – покупатель, вступать в речевое общение согласно принятой на себя роли.
3. Способствовать воспитанию дружеских отношений друг к другу и коммуникативных навыков. - беседа об овощах и магазине
- организация ролевых диалогов
Сентябрь
1. Активизировать употребление детьми названий фруктов и овощей; уточнить понимание детьми обобщающих слов «фрукты» и «овощи».
2. Обогащать содержание ролевых диалогов детей (покупатель – продавец, побуждать к использованию предметов-заместителей.
3. Продолжать воспитывать дружеские отношения и коммуникативных навыков - упражнение в отборе фруктов
- демонстрация ролевых диалогов и их организация Сентябрь
1. Уточнить и активизировать употребление обобщающих слов «мебель», «одежда», «посуда» и слов, обозначающих название предметов мебели, посуды и одежды.
2. Побуждать детей выполнять игровые действия (продавец – покупатель, вступать в речевое общение согласно принятой на себя роли.
3. Упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, абстрагируясь от различий их формы. -упражнение в группировке предметов мебели, посуды и одежды,
- упражнение в группировке блоков Дьенеша по цвету,
- организация ролевых диалогов Сентябрь
«Кухня» 1. Уточнить и обогатить словарь детей словами о названиях продуктов пита ния: овощи, фрукты, мясо, рыба, крупы и т. д.
2. Побуждать детей расширять границы сюжетно-дидактической игры «Кухня» новыми поворотами сюжета, планировать развитие событий, изменять сюжет (если надо) в более интересное течение игры, поощрять инициативу, находчивость и самостоятельность.
3. Воспитывать желание доставлять радость людям, удовольствие от того, что ты приготовил еду и накормил ею других.
-беседа о кухне, какая посуда нам нужна для при готовления пищи,
-упражнения в группировке по подбору посуды,
- демонстрация ролевых диалогов и их организация Октябрь
1. Продолжать обогащать представления детей о кухне
2. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий
3. Воспитывать у детей умение сопереживать игровому персонажу
-продолжить беседу про кухню,
-демонстрация ролевых диалогов и их организация.
Октябрь
1. Уточнить, повторить и обогатить словарь детей словами : плита, кастрюля и т. д.
2. Побуждать детей расширять границы сюжетно-дидактической игры «Кухня» новыми поворотами сюжета, планировать развитие событий, изменять сюжет (если надо) в более интересное течение игры, поощрять инициативу, находчивость и самостоятельность.
3. Воспитывать желание доставлять радость людям, удовольствие от того, что ты приготовил еду и накормил ею других. -упражнения в группировке по подбору посуды и продуктов,
-организация ролевых диалогов и организация их
Октябрь
«Транспорт» 1. Познакомить с названиями действий, совершаемые при вождении транспортного средства, обогащать игровые действия: построить машину, завести, починить, заправить, помыть.
2. Побуждать детей к использованию предметов-заместителей.
3. Активизировать употребление названий действий.
-беседа про транспорт,
- упражнение в группировке предметов,
-организация ролевых диалогов.
Ноябрь
1. Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни, учить выполнять несколько игровых действий; продолжать учить работать с предмето-заместителями.
2. Развитие у детей речи, воображения;
3. Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения.
-упражнять в подборке слов,
-демонстрация ролевых диалогов и их организация. Ноябрь
1. Активизировать употребление названий действий.
2. Развивать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку, использовать игрушки - заместители по назначению.
3. Продолжать формировать доброжелательные взаимоотношения, умение считаться интересами сверстников.
-упражнять в название действий,
- демонстрация ролевых диалогов и их организация.
Ноябрь
«Больница» 1. Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия.
2. Способствовать возникновению ролевого диалога, учить отвечать на вопросы кто? что?
3. Воспитывать бережное отношение к своему организму.
-беседа о врачах, больнице,
-упражнять в подборке слов, учить отвечать на сопуствующие вопросы. Декабрь
1. Формировать умение принимать на себя игровую роль (медсестры, пациента);
2. Развивать умение выполнять два последовательных действия сюжета (слушает больных, назначает лечение, делает укол, ставит градусник, др.); 3. Учить действовать с предметами заместителями; -упражнения в подборе инструментов для лечения и лекарств,
-организация ролевых диалогов.
Декабрь
1. Учить детей придумывать и изображать разные действия в игровой ситуации.
2. Развивать интерес во время игры, умение играть в коллективе, расширять знания детей о "больнице".
3. Воспитывать уважение к медицинским профессиям, к труду взрослых -упражнять в придумывание разных действий,
- демонстрация ролевых диалогов и их организация.
Декабрь
Риски реализации проекта и пути их предупреждения
Риски Пути предупреждения
Снижение интереса детей к содержанию игры Изменение сроков реализации проекта (переход к следующему блоку игр)
Участие воспитателя в играх детей.
Не удается мотивировать ребенка на игру Выбор различных способов для мотивации ребенка.
Можно предоставить ребенку роль наблюдателя.
Не готовность детей к проектной деятельности Систематическое применение методов проекта.
Мотивационные Беседы и консультации с родителями о необходимости в сотрудничестве для достижения общих целей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ
Предполагается, что реализация проекта обеспечит успешное обогащение словарного запаса воспитанников младшей группы, а именно: расширится словарь детей за счет его обогащения словами, обозначающими предметы быта, посуды, одежды, мебели, наименования продуктов, инструментов; профессий, за счет уточнения значения названий совершаемых действий.
Предполагается, реализация проекта обеспечит совершенствование игровой деятельности детей: их ролевые диалоги станут более разнообразными, цепочки игровых действий более длинными, они будут активнее действовать с предметами-заместителями.
В ходе реализации проекта обогатится развивающая предметно-пространственная среда младшей группы, и, прежде всего, содержание центра сюжетной игры.
Перспективы дальнейшей работы заключаются в апробации представленного плана организации сюжетно-дидактических игр, способствующих формированию словарного запаса и совершенствованию игровой деятельности детей младшего возраста, а также расширению спектра включенных в план игр (например, «Парикмахерская», «Зоопарк», поиске возможностей включения в образовательную деятельность родителей воспитанников.
Конспект сюжетно-дидактической игры «Магазин» (первая игра)
Задачи:
1. Уточнить и обогатить представления детей о названиях овощей; уточнить понимание детьми обобщающего слово «овощи»; активизировать употребление слов, обозначающих название овощей (огурец, помидор, свекла, репа, баклажан и др., а также названия социальных ролей в ситуации магазина (продавец, покупатель).
2. Побуждать детей выполнять игровые действия (продавец – покупатель, вступать в речевое общение согласно принятой на себя роли.
3. Способствовать формированию дружеских отношений и коммуникативных навыков.
Материал: муляжи овощей, прилавок, касса, корзины для продуктов.
Ход игры
Воспитатель обращает внимание детей на оформленный прилавок магазина: Как вы думаете, куда это мы попали?
Дети: В магазин
Воспитатель: Что вы видите тут?
Дети перечисляют овощи. Если они затрудняются назвать какие-либо овощи, воспитатель называет сам.
Воспитатель: А как все это можно назвать одним словом? Может, посуда? Или транспорт?
Дети: овощи.
Воспитатель: Да, это овощной магазин. В нем продаются овощи. А покупатели есть в магазине?
Дети: Да, это мы
Воспитатель: А что делают покупатели?
Дети: Покупают овощи.
Воспитатель: А кого не хватает нам в магазине?.
Дети: Продавца
Воспитатель: Что делает продавец:?
Дети: Продает овощи.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в магазин. Вот посмотрите, у нас в магазине есть прилавок, он необходим для того чтобы на нем расположился товар. А еще есть касса. Зачем она нужна? (ответы детей). Сегодня Лера будет продавцом. А вы все будете покупателями! Лера встанет на свое рабочее место, а вы выстраиваетесь в колонну по одному в очередь.
Воспитатель: Ребята, кем будет Лера?
Дети: продавцом.
Воспитатель: А что она будет продавать?
Дети: овощи
Воспитатель: Какие овощи продаются в нашем магазине?
Дети: Огурцы, помидоры, капуста, лук, баклажан, перец
Воспитатель: Продавец продаёт, берёт деньги, даёт сдачу. Покупатель – покупает, называет, что он хочет купить, платит деньги, берёт сдачу, несёт товар домой. А еще продавцы и покупатели вежливо разговаривают друг с другом.
Лера – продавец: Здравствуйте, что бы вы хотели купить?
Продавец упаковывает товар в пакет и благодарит за покупку.
Воспитатель: А кто теперь хочет стать продавцом? Кто первый скажет мне, где растут овощи?
Ребенок: В огороде, на грядке
Молодец, Миша, ты теперь продавец!
(Игра продолжается с другими детьми)
Воспитатель: Ребята, рабочее время нашего магазина (как и любого другого) закончено и его нужно закрывать. (закрывают магазин).
А теперь скажите мне, пожалуйста, в какой магазин мы сегодня с вами ходили?
Дети: овощной магазин
Воспитатель: Что делал продавец
Дети : продавец продавал овощи
Воспитатель: А что делал покупатель?
Дети: покупал овощи
Воспитатель: Верно! Вам было интересно? И завтра вы сможете снова поиграть в магазин.
Конспект сюжетно -дидактической игры «Магазин» (вторая игра)
Задачи:
1. Активизировать употребление детьми названий фруктов и овощей; уточнить понимание детьми обобщающих слов «фрукты» и «овощи».
2. Обогащать содержание ролевых диалогов детей (покупатель – продавец, побуждать к использованию предметов-заместителей.
3. Продолжать воспитывать дружеские отношения и коммуникативных навыков.
Материал: бейджики, муляжи овощей и фруктов, шапка, халат, стеллажи для игры в магазин, предметы заместители (деньги – предметы- заместители : мозаика, крупные пуговицы и т. д.).
Ход игры
Дети стоят с воспитателем полукругом. На столике (на прилавке) разложены муляжи овощей, фруктов, предметы-заместители.
Воспитатель: Дети, к нам сегодня придут гости, а угостить их нам нечем. Давайте пойдём в магазин и купим для гостей овощей и фруктов.
Как можно назвать людей, которые приходят в магазин за покупками?
Дети: покупатели
Воспитатель: А кто работает в магазине?
Дети: Продавец
Воспитатель: Что делает продавец?
Дети: продает товар
Воспитатель: Мы пришли в магазин, в котором продаются овощи и фрукты. Раздается стук, входит кукла Катюша и просит помощь ей выбрать фрукты.
Воспитатель: Ребята, Катя хочет купить только фрукты, по одному принесите на прилавок только фрукты (дети приносят, воспитатель спрашивает каждого, что именно он принес). Вот какие вы молодцы, мы с вами наполнили ее корзину. Как много фруктов. Они все выросли в саду на деревьях.
А что осталось? Это овощи, они выросли в огороде на грядке. Кто хочет их назвать и показать? (Дети называют и показывают).
Воспитатель:
Наш магазин мы открываем,
За покупками всех приглашаем.
Воспитатель: Но нам в магазине нужен продавец, продавцом сначала буду я. Все дети будут покупателями. Я сейчас надеваю вот такой значок (бейджик) и становлюсь продавцом. Здравствуйте! Вам помочь выбрать товар? Вы хотите купить овощи или фрукты? Каких овощей вам положить? Сколько штук? Повтори, пожалуйста, ещё раз. Посмотрите, у нас есть ещё и фрукты. Может, на десерт вы купите фруктов? Каких? Сколько?– Вам упаковать товар? Света, вот твой товар. С тебя 5 рублей. Спасибо, возьми сдачу.
Воспитатель: А теперь продавцом будет Василиса.
Воспитатель в роли покупателя также обогащает ролевой диалог: Ко мне придут гости, и я хочу их угостить вкусным салатиком. Что же мне купить: овощи или фрукты? Точно, салат делают из овощей. Мне, пожалуйста, положите 1 кочан капусты… Спасибо большое!
Воспитатель: ну вот мы с вами купили фрукты и овощи, можно возвращаться домой. Отнесите корзинки домой, разложите продукты на столе, но не забудьте их вымыть.
А когда вы все скушаете, вы сможете снова прийти за покупками в магазин.
Конспект сюжетно-дидактической игры «Магазин» (третья игра)
Задачи:
1. Уточнить и активизировать употребление обобщающих слов «мебель», «одежда», «посуда» и слов, обозначающих название предметов мебели, посуды и одежды.
2. Побуждать детей выполнять игровые действия (продавец – покупатель, вступать в речевое общение согласно принятой на себя роли.
3. Упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, абстрагируясь от различий их формы.
Материал: картинки, обозначающие отделы магазина, предметы посуды, мебели, одежды, кассы, набор «Блоки Дьенеша».
Ход игры
Воспитатель: Давайте играть, как будто мы все продавцы в большом магазине, в наш магазин привезли много товаров, в коробках, в пакетах, но все перепутали (показывает посуду, мебель, одежду). Пока товары выгружали – все перемешали. Их нужно разложить по разным отделам.
Воспитатель: В нашем магазине много отделов. Посмотрите это какой отдел?
Дети: это отдел посуды
Воспитатель: А как вы узнали?
Дети: на стене изображена посуда.
Воспитатель: А этот отдел как называется?
Дети: отдел одежды
Воспитатель:. Почему вы так решили?
Дети : потому что здесь на стене изображена одежда.
Воспитатель: А как называется следующий отдел?
Дети: отдел мебели
Воспитатель: Почему он так называется?
Дети: на стене изображена мебель
Воспитатель: А сейчас давайте разбирать товар по отделам.
Дети раскладывают товары. После выполнения задания воспитатель с детьми проверяет правильность его выполнения.
Воспитатель: Почему вы платье положили в отдел одежды?
Дети: потому что это одежда
Воспитатель: а зачем диван здесь?
Дети: это мебель
Воспитатель: Молодцы продавцы. Весь товар разложили правильно. А как наши покупатели узнают, сколько стоит товар?
Дети : нужно положить ценники.
Воспитатель: а ценниками давайте, будут вот эти геометрические фигуры (показывает круги, квадраты и треугольники из «Блоков Дьенеша»). В отдел посуды нужно положить желтые ценники. В отдел мебели нужно положить красные, а в отдел одежды – синие. (Дети выполняют, воспитатель проверяет).
Воспитатель: Теперь наш магазин готов к встрече покупателей. Как сказать, что продается в этом отделе? А в этом?
Воспитатель помогает детям выбрать продавцов для каждого отдела, наблюдает и при необходимости корректирует диалоги продавцов и покупателей.
Воспитатель: Но наступило время закрывать магазин на обеденный перерыв. Давайте проверим, всё ли у нас красиво лежит в отделе посуды? А в отделе мебели? Саша, ты был продавцом какого отдела? Милана, как называется твой отдел? После перерыва магазин снова откроется, и мы продолжим свою игру.
Конспект сюжетно-дидактической игры «Кухня» (первая игра)
Задачи:
1. Уточнить и обогатить словарь детей словами о названиях продуктов
питания: овощи, фрукты, мясо, рыба, крупы и т. д.
2. Побуждать детей расширять границы сюжетно-дидактической игры «Кухня» новыми поворотами сюжета, планировать развитие событий, изменять сюжет (если надо) в более интересное течение игры, поощрять инициативу, находчивость и самостоятельность.
3. Воспитывать желание доставлять радость людям, удовольствие от того, что ты приготовил еду и накормил ею других.
Материал: Игровой модуль «Кухня» : плита, мойка. Посуда: кастрюли, сковородки, микроволновка, чайник, миксер, тарелки, чашки, ложки, вилки, ножи; разделочные доски; салфетки. Продукты: овощи, фрукты, хлеб и т. д.
Ход игры:
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про то, во что мы сейчас будем с вами играть, а вы отгадайте.
1. Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
Дети: повар
2. Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
Дети: повар
3. Кто готовит щи, котлеты,
Борщ, пельмени, винегреты;
Варит каши и компоты,
Жарит в масле антрекоты,
Мнет толкушкою картошку,
Суп мешает поварешкой?
У него весёлый говор.
И зовут его как?.
Дети: Повар
Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня мы с вами отправимся на кухню (подходят к уголку в группе «Кухня».)
-А вы знаете, как надо себя вести за обеденным столом?
Дети: да…
Воспитатель: -вот мы на кухне с вами
В гостях и дома за обедом.
Говорить нельзя с соседом,
Не нужно чавкать и сопеть,
А также головой вертеть.
Для начала, ребятки, нам с вами нужно распределить роли, кто кем сегодня будет. Аня,Соня, Миша … будут работать поварами, а остальные будут гостями. Потом мы с вами поменяемся ролями.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, готовить – это просто?
Дети: тяжело
Воспитатель: Согласна. На самом деле, готовить – это очень ответственное занятие! Чтобы хорошо готовить, повара долго учатся. И на первых порах не всегда всё у них получается хорошо, случаются и ошибки.
Воспитатель: Вот мы с вами распределили роли, теперь выбирайте нужные вам атрибуты и начнем игру. Поварята готовят обед.
Воспитатель: поварята мои, что вы сегодня будете готовить для своих гостей?
Дети: салат и суп
Воспитатель: хорошо, а скажите мне, пожалуйста, какие овощи вы положите в салат?
Дети: капусту, огурцы, помидоры.
Воспитатель: а что положите в суп? из чего он у вас будет?
Дети: Мясо, картошку…
Воспитатель: очень хорошо, как же вкусно получится
Ребята, вам понравилось сегодня быть поварами?
Дети: да
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Дети: готовить салат и суп
Воспитатель: давайте мы с вами вспомним, из каких продуктов может готовить повар?
Дети: из овощей, фруктов, мяса, рыбы, крупы и т. д.
Воспитатель: Благодарю вас, ребята. Вы все были внимательны, сообразительны и находчивы. Наблюдайте за тем, как готовят ваши мамы.
-Где мы сегодня с вами играли?
Дети: на кухне
Воспитатель: Как вы думаете, каким человеком должен быть повар?
Дети: аккуратным, добрым, внимательным
Воспитатель: Правильно, у него всегда чистая одежда, чистые руки, повар внимателен в приготовлении каждого блюда.
А теперь приглашаем всех к столу, кушать салат и суп.
Конспект сюжетно-дидактической игры «Кухня»(вторая игра)
Задачи:
1. Продолжать обогащать представления детей о кухне
2. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий
3. Воспитывать у детей умение сопереживать игровому персонажу
Материал: столы, стулья, набор атрибутов для игры «Кухня», Миша и Маша мягкие игрушки.
Ход игры
Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит куклу Машу
Маша: Ребята вы знаете, из какого мультика я к вам пришла?
Дети :Маша и медведь
Воспитатель: сегодня к вам придет со своими друзьями Мишка, а я не знаю чем его угостить. Может быть, Маша нам подскажет, что он любит?
Маша: Мишка очень любит суп.
Воспитатель: Ребята давайте приготовим суп для Мишки.
Воспитатель :как мы уже с вами знаем, что входит в обязанности повара
Дети: вымыть, почистить и порезать овощи.
-Воспитатель: а что нам нужно, что бы начать готовить суп?
Дети: прежде всего, все повара перед приготовлением еды моют ручки, одевают фартучки, и шапочки на голову.
Воспитатель: как вы думаете, какие продукты нам понадобятся для нашего супа?
Дети: морковка, лук, картофель, капуста
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла: Картошку,
Капусту, Морковку, Горох,
Петрушку и свеклу. Ох.
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Капуста?
Морковка? Горох,
Пет Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала: Картошку,
Капусту, Морковку, Горох,
Петрушку и свеклу. Ох.
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка,
Капуста, Морковка, Горох,
Петрушка и свекла. Ох.
И суп овощной оказался не плох!
Воспитатель: У нас сегодня поваром будет Егор. А помощниками будут Настя, Алина. Они будут встречать гостей и накрывать на стол. Все согласны?
Дети: да
Воспитатель: теперь подберем посуду для приготовления супа, возьмем кастрюлю, нальем в нее воды и поставим ее на плиту.
-Какие продукты нам нужны для супа? Прежде всего возьмем картофель и помоем его от грязи и почистим от кожуры ножиком. (воспитатель показывает муляжи овощей моркови, картофеля, капусты, лука). Теперь порежем ее на доске и положим в кастрюлю. Теперь лук и морковь порежем, положим их на сковороду. Затем капусту режем и так же складываем ее в кастрюлю. Посолим. Все помешаем и немножко подождем. Ну все суп у нас готов!
Воспитатель: Егор какой суп на вкус? Достаточно ли соли?
А теперь как наша Анна Юрьевна (помощник воспитателя) накроем столы с обедом для наших гостей. Рядом с тарелками положим ложечки, салфетки, хлеб. Суп нальем поварёшкой в тарелочки и разнесем на столы.
-В группу заходят гости Миша и его друзья. Проходят к столу. Моют руки. Рассаживаются. Дети угощают гостей супом.
Воспитатель: ребята вам понравилось быть поварами?
Дети: да
Воспитатель: наши гости и Маша вам сказали спасибо за вкусный суп.
Воспитатель: Кого бы вы еще хотели угостить нашим супом?
Дети: ответы детей
Воспитатель :А теперь ребята дома вы можете накормить и свои игрушки.