Приложение МААМ

Модель оценки качества работы образовательной организации по социализации личности

Любовь Фефелова
Модель оценки качества работы образовательной организации по социализации личности
▼ Скачать + Заказать документы

Комитет образования администрации городского округа «Город Чита»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18»

«МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Заведующая МБДОУ № 18 Л. Н. Фефелова

Зам. заведующей по УВР О. А. Сажина

г. Чита

Публикация «Модель оценки качества работы образовательной организации по социализации личности» размещена в разделах

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь.

Развитие личности происходит по двум направлениям: социализации (присвоение общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности).

Именно на гармонизацию этих двух линий развития ребенка и направлена работа детского сада, которая ориентирована на интересы и возможности каждого ребенка и учитывает социальную ситуацию его развития (п. 3.2. ФГОС).

Особенность социализации в дошкольном возрасте – существенное усложнение и расширение сферы социализирующих влияний уже не только во взаимодействии с взрослым, но и через игровые контакты со сверстниками. Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в мощный социальный фактор становления личности ребенка[1].

Процесс социализации личности осуществляется по трем направлениям:

агенты социализации, условия социализации и механизмы социализация.

К механизмам социализации относится :

-Деятельность детей (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, музыкальная, трудовая,

-Общение (многообразное взаимодействие с окружающими людьми,

-Развитие самосознания (самостоятельная работа ума и сердца, осмысление своей социальной принадлежности, социальных ролей, формирование самооценки и т. д.)

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

- Семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры); изучение социального паспорта семьи, рекламный маркетинг по формам и методам воспитания детей, психолого-педагогическое анкетирование, дискуссионный клуб с решением проблемных ситуаций, психолого-педагогическое сопровождение семей, семейные встречи по интересам, транслирование положительного опыта семейного воспитание

- Детский сад; повышение квалификации педагогов, кадровое обеспечение, моделирование РППС, работа по дополнительному образованию, проектная деятельность, открытая образовательная деятельность, сайт ДОУ, участие в конкурсах, выставках, конференциях.

- Социум; школа, кукольный театр, музеи (краеведческий, художественный, поликлиника Библиотека им. Н. Островского, ДЮСШОР, сетевое взаимодействие с другими ДОУ.

По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается, взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние[3].

К условиям социализации относится :

-Материально-техническое обеспечение,

-Нормативно-правовая база,

-Профессиональная компетентность педагогов,

-Образовательное пространство ДОУ

Основная цель работы ДОУ по социализации личности :

Создание в детском саду благоприятных условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.

Признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Задачи по социально- личностному развитию детей :

1. Создание благоприятной развивающей предметно-пространственной среды для социального развития детей;

2. Создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;

3. Совершенствование стиля общения педагога с детьми: выстраивание субъект - субъектных отношений между участниками образовательного процесса;

4. Создание условий для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

5. Формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

6. Профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.

Для того чтобы цели и задачи по социально-личностному развитию детей полноценно выполнялись и приносили ощутимый результат в ДОУ выстроена система по совершенствованию качества условий организации, процесса социализации личности ребенка[4].

Система работы ДОУ по социализации личности ребенка

1.

Нормативно-правовое обеспечение В МБДОУ «Детский сад №18» принят Устав.

Разработана Основная Образовательная Программа, в которую включена парциальная программа по социально-эмоциональному развитию дошкольников «Я-ТЫ-МЫ», состоящая из трех разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки».

Так же ДОУ работает по программе Коррекции агрессивности и программе Коррекционно-развивающих занятий и адаптации (автор педагог-психолог МБДОУ № 18 Полковникова Е. Ю.).

В рамках годовой задачи на 2015-2016 учебные годыреализуются проекты по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию «Моя семья-частичка малой Родины», «Дом, в котором мы живем».

В ДОУ создан социальный паспорт семьи, ведутся протоколы родительских собраний, направленных на успешную социализацию детей дошкольного возраста.

2.

Методическое обеспечение процесса социализации В детском саду задачи социально-личностного развития детей решаются на всех видах детской деятельности в ходе реализации парциальной программы «Я-ты-мы» О. Л. Князевой, которая направлена на воспитание ребенка свободным и ответственным, обладающим чувством собственного достоинства и уважающего чувства других, а также способным на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнение и предпочтения окружающих.

Подготовлены методические рекомендации для педагогов: «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей раннего и младшего возраста», «Как играть с гиперактивными детьми», «Как сохранить душевное равновесие»

В рамках годовой задачи проведены педчасы:«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Роль патриотического воспитания в современных условиях», семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста», «Понятие патриотизма, направления патриотического воспитания», «Принципы и задачи нравственно-патриотического воспитания», «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к культуре разных народов», «Знакомство с культурой и традициями русского народа. Народные праздники и игры» и педагогический совет «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание как условие повышения качества образования»

Для родителей (законных представителей) разработаны буклеты и памятки : «По адаптации детей в детском саду», «Рациональные пути разрешения конфликта», 1 раз в полугодие издается журнал для родителей с рекомендациями от специалистов ДОУ.

Для педагогов ДОУ создана медиотека по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, имеется «виртуальный» музей «Достопримечательности Забайкальского края», «Чита- любимый город» и др.

3. Материально-техническое обеспечение успешной социализации личности Развивающая предметно-пространственная среда в группах направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей. Созданы уголки уединения, настроения, секретики гномиков, корзина идей, разновеликие ширмы, коврики примирения, маркеры пространства, мини-музеи различной направленности, мнемотаблицы для самостоятельной работы, адвент-календари, лэпбуки, плайнеры для выбора детской инициативы, ёмкости для личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр, правила группы.

Технические средства обеспечения успешной социализации личности : музыкальный центр, мультимедийное оборудование, столы для рисования песком с цветовой подсветкой, игровое модульное познавательное пособие-конструкт с подсветкой «Любознайка», подкатные столики для гендерного развития детей «Боевой калейдоскоп», живой песок для моделирования.

4.

Кадровое обеспечение В ДОУ работают педагоги, отвечающие за успешную социализацию личности :

- 5 воспитателей (из них 2 педагога - средне-специальное образование,3 – высшее образование);

- 2 музыкальных руководителя;

- 1 учитель-логопед;

- 1 педагог-психолог.

Высшую категорию имеет - 1 педагог, I кв. категорию -2 педагога, степень кандидата наук –педагог – психолог. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации в рамках курсовой подготовки, посещают МО «Педагогический поиск», 1 педагог получает высшее образование в Заб ГУ.

5.

Социальное партнерство Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей,педагога-психолога, музыкального руководителя.

ДОУ также сотрудничает с социумом в вопросах успешной социализации личности, а именно, МБОУ СОШ №49, Краеведческий музей им. Кузнецова, кукольный театр, библиотека им. Н. Островского, ДЮСШОР и др.

Направления взаимодействия с социумом : художественно-эстетическое воспитание, духовно-нравственное, трудовое. Установленное партнерство с этими учреждениями способствует развитию кругозора детей, погружению детей в социальный мир с которым они впоследствии скоро столкнутся и станут его непосредственными участниками.

В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи большое внимание уделяетсяработе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми составлен план работы с родителями в этом направлении.

Наиболее эффективные формы работы с семьей :

совместные с родителями праздники;

оформление и обновление информационных стендов, ширм, папок-передвижек;

системное индивидуальное консультирование специалистами, воспитателями;

открытые занятия с детьми по разным видам деятельности;

совместное создание развивающей среды для детей и педагогов ДОУ;

общие и групповые родительские собрания;

совместные мероприятия по благоустройству территории ДОУ;

акции;

совместные экскурсии;

детско-родительские проекты.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями, используем методы, которые применяем сразу после проведения того или иного мероприятия — это: анкетирование, оценочные листы, экспресс — диагностика, книга впечатлений.

Итоги работы по взаимодействию ДОУ с родителями по социализации.

2013 2014 2015

Взаимодействие ДОУ с родителями 85% 87% 90%

Посещаемость родителями мероприятий, проводимых в ДОУ 90% 91% 95%

Участие родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ 75% 78% 80%

Сравнивая данные таблицы можно сделать вывод, что:

с каждым годом увеличивается процент посещаемости родителями мероприятий, проводимых в детском саду, процент участвующих родителей в мероприятиях детского сада за последние годы значительно увеличился, что свидетельствует о повышении интереса родителей к воспитанию своих детей, эффективности форм проводимых мероприятий для семей воспитанников.

6.

Управление процессом социализации в образовательной организации В ДОУ создан и функционирует: Педагогический Совет, Совет родителей ДОУ, которые осуществляют управление процессом социализации.

7. Уровень организации дополнительного образования для воспитанников В ДОУ разработаны программы по дополнительному образованию : «Занимательная математика», «Экологическая сказка» (общеинтеллектуального направления, «Школа мяча», (спортивно-оздоровительное направление, «Пластилиновая фантазия» «Театр-детям» (общекультурное направление).

Разработаны программы социальной направленности «Азбука общения», «Клуб юных леди и джентльменов».

Успехи детей отслеживаются в портфолио личных достижений. Детские работы по пластилинографии награждены грамотами комитета образования. Воспитанники ДОУ участвуют в открытии художественных выставок, а также принимают участие в музыкальном городском конкурсе с танцевальными, вокальными номерами, конкурсе чтецов на уровне ДОУ и городском, занимают призовые места.

8.

Формы работы с детьми по социализации Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка педагоги организуют :

- технология проектной деятельности, направленнная на развитие свободной творческой, мыслящей личности.

- Утро радостных встреч (групповой сбор, когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня, обмениваются новостями. Главная задача взрослых в соответствии с ФГОС дошкольного образования и группового сбора – создание условий, стимулирующих инициативу, активность, обеспечивающих самостоятельность ребенка в различных видах деятельности. Это подразумевает собой отказ от монополии в планировании образовательного процесса, ориентацию на реальные интересы, возможности и способности своих воспитанников, оперативное удовлетворение их потребностей. В организации совместной и самостоятельной деятельности у взрослых больше обязанностей, а у детей больше прав.

Роль воспитателя:

• Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.

• Помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога.

• Демонстрировать свое собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его.

• Стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий.

• Предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них.

• Помогать ребятам выбирать и планировать работу.

• Оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.

- Клубный час, где дети могут в течение одного часа свободно перемещаться по ДОУ, «заходить в гости» в кабинеты педагогов, в любые группы, музыкальный и физкультурный залы, где им будут предложены увлекательные занятия и игры. Через час по звуковому сигналу ребята возвращаются в свои группы.

Цели педагогической технологии «Клубный час» :

• Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.

• Учить детей ориентироваться в пространстве.

• Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим.

• Учить проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

• Учить планировать свои действия и оценивать их результаты.

• Учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

• Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

• Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты.

• Поощрять попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям.

• Приобретать собственный жизненный опыт (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

После завершения клубного часа, все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Начинается обсуждение – «Рефлексивный круг», на котором дети рассказывают, где побывали, чем занимались, что понравилось, а что - нет и т. д.

Организовать безопасный и эффективный "Клубный час" помогают правила, направленные на формирование и развитие коммуникативных, нравственных, волевых качеств, саморегуляции, умения планировать свои действия.

Правила понятны и просты - вот они:

• Говори «Здравствуйте!» при встрече и «До свидания» при прощании;

• Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь;

• Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми;

• Говори спокойно;

• Ходи спокойно;

• Возвращайся в группу по сигналу звонка;

• Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей или вернуться в нее, если устал;

• Доводи начатое дело до конца.

Дети-волонтеры. Помощь детей подготовительной и старшей группы детям младшего дошкольного возраста.

- Индивидуальные беседы на интересующие детей темы. Или так называемые “Задушевные посиделки”, где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни (смешные и грустные, иногда и трагичные). Эти минуты дружественной близости взрослых с ребенком неоценимы, воспринимаются ребенком как знак доверия и уважения.

- Сочинение детьми творческих рассказов о себе, о своей семье с последующим составлением книг и оформлением её рисунками.

- Индивидуальные фото выставки (“Я маленький”, “Я играю”, “Я помогаю маме” «Мое любимое блюдо»).

- Программные занятия по развитию представлений об окружающем мире и о себе.

- Использование метода коллекционирования содействует возникновению общения, совместных игр (в группах собранны коллекции камней, ракушек, лошадок, игрушек изкиндер. сюрпризов, ключи, календари по темам, адвент-календари).

- Персональные творческие выставки детей повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к творчеству.

- Этому же способствуют традиции празднования Дня именинника (с обязательным исполнением “Каравая” и добрыми пожеланиями и детскими подарками от каждого ребенка).

Качество результатов социализации личности

В результате проводимой работы дети, в своем большинстве, находятся в нашем детском саду в положительном эмоциональном состоянии, имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности, положительно относятся к окружающим людям, стараются учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций и многие умеют это делать[2].

Диагностическое обследование продвижения ребенка позволяет отслеживать уровень развития ребенка и при необходимости проводить необходимую корректировку.

Сравнивая результаты проведенной диагностики по социально- личностному развитию детей, отмечается положительная динамика

Результаты диагностического обследования детей

2013-2014уч. г 2014-2015уч. г 2015-2016уч. г

Высокий 74,00% 75,00% 78,00%

Средний 20,00% 21,00% 22,00%

Низкий 6,00% 4,00% 0,00%

Критерии оценки результативности по социально- личностному развитию

1. Выработаны привычки нравственного поведения

2. Имеют способность к самооценке, оценке

3. Имеют представления о моральных качествах

4. Умеют непринужденно общаться со сверстниками, взрослыми

5. Умеют по собственному побуждению оказывать посильную помощь: сверстникам, малышам, взрослым

6. Умеет строить взаимоотношение со сверстниками, детьми

7. Умеет достойно выходить из конфликтных ситуаций

8. Сформированы основы безопасного поведения в различных ситуациях на дорогах, улице

Создавая условиядля развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности, раскрываем творческий, нравственный, интеллектуальный потенциал детей, развиваем навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Список литературы:

1. Иванова Н. В. Бардинова Е. Ю. Калинина А. М. Социальное развитие в ДОУ, методическое пособие. -М. ТЦ Сфера, 2008 год.

2. Константинова И. С. Социология личности. -М. : Просвещение, 1997.

3. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности. - М. : Педагогика, 2003г.

4. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного ребёнка. Вопросы психологии. – М. : 1999г. №6.

Публикации по теме:

«Модель организации работы с молодыми педагогами» «МОДЕЛЬ огранизации работы с молодыми педагогами» На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества.

Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника»Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника» «Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.

Моральные качества личности дошкольника Моральные качества, которые необходимо освоить дошкольнику Этическое понятие Нравственное понятие (что должен знать и понимать) Нравственные.

Обеспечение ранней социализации и интеллектуального развития детей в рамках организации работы детского мини-центра В сентябре 2011 года решением педагогического совета мы организовали Детский мини-центра «Зеленная дверца» по адаптации и социализации детей.

Обсуждаем внедрение Фгоос доо: «Критерии оценки качества музыкального воспитания в условиях Фгоос: стереотипы и реальность» К Оценка качества музыкального воспитания детей дошкольного возраста всегда была сложной проблемой и для теории и для практики, так как.

Диагностика оценки работы качества педагогов по Рппс Педагоги: Гузеева Л. И, Пензина. И. В, Галямова Н. А разработали диагностику для оценки работы качества педагогов по Рппс. Критерии оценивания.

Понятие личности. Проблемы социализации личности Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор еще не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения.

Проектная деятельность детей и педагогов как источник развития образовательной организации и повышения качества образования Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации В конце XIX века в исследованиях П. Ф. Каптерева, выдающего русского педагога и психолога, доказано, что одним из важнейших факторов успешности.

Семья всегда являлась важнейшим институтом социализации личности. Именно в ней человек получает первый опыт. На протяжении определенного времени семья является для ребенка единственным местом получения такого опыта. В современном обществе сложилась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель оценки качества работы образовательной организации по социализации личности
Опубликовано: 4 октября 2016 в 08:20
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модель оценки качества работы образовательной организации по социализации личности» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Фефелова (УИ 507240) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД