«Мое призвание — педагогика». Эссе

Елена Иващенко
«Мое призвание — педагогика». Эссе

"Мое призвание - педагогика" Эссе обо мне и моей работе

«Не дай Вам бог жить в эпоху перемен», - гласит известная китайская мудрость. Однако время своего рождения мы определять не в силах. Мое детство и юность пришлись на тот период в истории России, когда перемены затронули всё: от государственного строя до сознания каждого человека.

Моя средняя школа стремительно превратилась в лицей, и мне посчастливилось уже в школе начать углубленное изучение любимых предметов – русского языка и литературы. Всегда буду помнить своих учителей: Куницыну Людмилу Алексеевну, благодаря которой русский язык стал моей любимой учебной дисциплиной, Котову Татьяну Ивановну, открывшую для меня труды Д. С. Лихачева. Его «Письма о добром и прекрасном» стали для меня путеводителем в запутанных жизненных ситуациях.

Педагогический университет, куда привела меня любовь к родному языку и стремление стать талантливым учителем, получил статус Ставропольского государственного университета. Мне повезло, и курс педагогики и психологии у нас был гораздо полнее, чем у студентов последующих курсов. Здесь я открыла для себя Педагогику Шалвы Александровича Амонашвили, умевшего найти ключ к душе своих воспитанников через неподдельный интерес, искреннюю заботу и уважение к ребенку. Здесь была покорена Мастерством Евгения Николаевича Ильина, чьи уроки литературы неотделимы от действительности, окружающей всех нас, направлены не только на постижение секретов мастерства писателя, тайн творчества, но и на понимание законов реальной жизни, современности. Мой интерес к науке был отмечен Стипендией Правительства Российской Федерации.

Желание чувствовать себя самостоятельной привело на работу в школу. Моя первая профессия – социальный педагог (тогда это была одна из новых специальностей в школе). Мой труд – работа с детьми. Первый опыт – работа с «трудными» детьми, организация мероприятий для школьников, участие в лицейском конкурсе «Учитель года», победа моих воспитанников в городском Турнире Знатоков. Но запомнилось больше всего другое – в день, когда мне надо было уезжать с мужем-военнослужащим к новому месту службы, дети написали мне памятные письма. В них было много светлых слов, просьбы не уезжать, пожелания удачи и хороших воспитанников. Самым важным воспоминанием и итогом моего первого опыта работы стало понимание того факта, что дети ценят мой труд и благодарны за него. Я поняла, что иного профессионального пути, кроме работы с детьми, я уже не представляю.

Новые перемены привели меня на работу в Зараганскую сельскую школу №2 Министерства образования Азербайджанской Республики. Да, в военном городке, где мы служили, не было Российской школы. А дети - граждане России - были. И по окончании школы они уезжали на Родину. Труд учителя в той школе – колоссальный опыт общения и воспитания, профессионального труда, преодоления разногласий в образовательных программах двух государств, поиска творческих решений, подготовки к экзаменам самых разнообразных форм. Мне было полезно и познавательно в течение 12 лет не только учить, но и учиться. Формирование меня как педагога шло ежедневно. Те педагогические ситуации, о которых мы рассуждали в течение семинара в вузе, приходилось решать сиюминутно. И не всегда правильное решение приходило мгновенно. Мои ошибки и провалы в начале пути помогли научиться просить прощения у несправедливо обиженных детей, заступаться за них перед коллегами и родителями, если того требовала справедливость. Открытием того этапа стало осознание факта, что подросткам очень не хватает человека, которому можно открыться, с кем посоветоваться, а такой человек нужен. Я старалась помочь детям увидеть такого человека в своих родителях, в окружающих взрослых, в том числе и в моем лице. В тот период работы для меня открылось и понимание «субъектно-субъектных отношений в образовательно-воспитательном процессе». По сей день я стараюсь ни на минуту не забывать, что процесс обучения и развития не похож на путь покорного несмышленыша по извилистой дороге знаний вслед за Учителем-всезнайкой. Это скорее путь, где педагог и его воспитанник в одной связке взбираются на гору. И пока ребенок не нашел опоры, пока он не обрел уверенности, не встал на ноги, взрослый не имеет права тянуть его вверх, бросать или отворачиваться. Я благодарна судьбе за те годы. Я училась работать с детьми разных национальностей, открывая для себя культуру и традиции азербайджанцев, лезгинов, удинов, украинцев. Я училась находить общий язык с девочками и мальчиками, юношами и девушками. Помогала им становиться победителями и призерами олимпиад и конкурсов при Посольстве Российской Федерации в Азербайджанской Республике, помогала готовиться к Азербайджанским выпускным тестам и к российскому ЕГЭ.

Наградой за мой труд считаю тот факт, что многие из них – уже выпускники вузов, аспиранты и специалисты – звонят и пишут, чтобы поздравить меня с праздниками, узнать, как дела, какие перемены в моей жизни настали еще. А родители моих выпускников передают приветы из самых разных уголков России и Азербайджана, желают здоровья мне и моей семье. Мой труд не был напрасным, он нужен.

Теперь я живу в Сибири. По воле судьбы наша служба Родине продолжается здесь. Здесь все по-новому и разительно отличается от моей прежней жизни, моего прежнего профессионального опыта… Предложение стать воспитателем было большой неожиданностью. Ведь опыт общения с дошкольниками я обретала только со своими детьми, внутри нашей семьи. Было много сомнений и размышлений. Но за это время я вдруг осознала: многое из того, что я умею мастерить, выдумывать, петь сохранилось во мне еще с детсадовских дней. Это воспитатели помогли сформироваться уверенности в своих силах, пониманию, что «без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Им должна я быть благодарна за первые знания о геометрических фигурах, о древних людях, о профессии педагога, за умение рисовать, лепить, вырезать и мастерить первые аппликации. А как много сделали воспитатели для моих детей! Вот один из рисунков моей дочки. Яркие краски, незатейливый сюжет, а в уголке подпись - ВИКА. Я научила свою дочь читать, выучила с ней все буквы, но первое слово ей помогла написать Дина Дмитриевна. С какой гордостью показала мне Вика эту подпись! Мой сын Роман уже второклассник, но он еще в детском саду узнал, что Солнце - самая близкая к нашей планете звезда, и надел шлем космонавта, изготовленный руками Татьяны Викторовны и Светланы Георгиевны. Они стали первыми людьми, рассказавшими ему о космосе и Вселенной. Это они раскрыли ему новую страницу знаний и расширили границы его представлений о мире. Не мама, казалось бы, вечно погруженная в заботы о семье, а его любимые воспитатели. Труд воспитателей моей дочери и сыновей также стал для меня ориентиром и примером.

И вот я в группе. Меня окружают малыши, которые даже Елена Витальевна не могут выговорить. Но где настороженность и опаска, с которой смотрят на тебя подростки? Где недоверие и желание проверить на прочность, свойственное старшеклассникам? Вот меня обнимают детские руки, еще одни, и еще. Я чувствую их тепло и не могу предать этих доверчивых и добрых ребят. Мы вместе будем учиться смешивать краски, делать цветной лед и снеговиков, учиться карабкаться в горку и перепрыгивать через лужи. Я помогу вам достойно встретить Деда Мороза и победить лесных разбойников, вы поможете мне стать добрее, искреннее, опытнее. Дорогие мои ребята, я освою ФГОС, изучу столько программ, сколько будет надо, создам свои, только бы сохранить в вас Веру в Человеческую Доброту и заложить основы порядочности.

Но думать и делать – совсем не одно и то же. Образовательные области, целевые ориентиры, смена видов детской деятельности, интегративные качества, перспективные и ежедневные планы, санитарные требования и нормы, «Закон об образовании в Российской Федерации», Образовательные стандарты, предметно-развивающая среда, проектирование и другие инновации – освоить, изучить, узнать, научиться применять. Ну что ж, лиха беда начало… Еду на курсы повышения квалификации, изучаю нормативные документы, знакомлюсь с инновационными разработками коллег в интернете, пытаюсь быть не хуже, посещаю занятия и семинары с новыми коллегами, учусь у них, восхищаюсь их творческим трудом. И продолжаю работать…

Вот уже несколько малышей запомнили мое длинное имя и рассказали родителям выученные нами стихи, показали упражнения пальчиковой гимнастики.

Вот мамы обратились ко мне за советом, задают вопросы, как лучше заниматься с детьми, какие книги читать, какие пособия для занятий купить в магазине.

Вот наш первый утренник. С гордостью смотрю на своих воспитанников. Они поют, танцуют, играют, выразительно читают стихи – в этом и моя заслуга.

Вот мое первое открытое занятие – с радостью слышу рассуждения и ответы непосед, они раскованны, но внимательны, они любознательны и заинтересованны.

Вот родительское собрание – вижу в глазах родителей готовность работать вместе, сотрудничать, вижу ожидание помощи в вопросах воспитания. Знаю и понимаю, не имею права их подвести, ведь они доверяют мне своих детей. Они надеются, что я буду относиться к их детям так же, как хотела бы, чтоб воспитатель относился к моему ребенку.

Вот первые публикации на сайте получили комментарии совсем незнакомых коллег. Я им очень благодарна.

Работаю воспитателем недолго, но с чистой совестью признаю, что стараюсь. За прошедшее время открыла для себя нелестный факт – труд воспитателя часто недооценивают. А это значит, что надо приложить усилия, чтобы донести до окружающих, какая огромная работа проводится в группе, как много душевных сил требует ежедневная творческая работа. Работать с дошкольниками и проще и труднее. Проще в том плане, что они готовы идти за тобой хоть на край света. Они искренни, доверчивы, еще не разучились видеть истинное отношение к людям. Их не обманет фальшивая улыбка и наигранный интерес. Они ежедневно изучают тебя и видят насквозь. Им нужна ты – такая, какая есть. Настоящая. Сложность работы заключается в том, что сознание взрослого человека часто слишком удалено от мира представлений ребенка, и ежедневно надо трудиться над собой, расширять свои представления обо всем на свете, чтобы нашлась та общая картинка, тот общий смысл, что объединит наши восприятия и обогатит и ребенка, и взрослого. Работа воспитателем нисколько не нарушает тех взглядов, которые сформировались у меня ранее. Я стараюсь понять ребенка, со всеми его особенностями, и помочь ему найти свое место в этом мире. Я стараюсь найти взаимопонимание с родителями ребенка, потому что без их помощи мой труд будет неэффективен.

Я стараюсь продолжать самообразование, самовоспитание и саморазвитие, ибо отсутствие движения вперед есть движение назад. Так что новые перемены в моей жизни – это перемены к лучшему. Стоит ли их бояться?

Публикации по теме:

Как в этой жизни преуспеть Как в этой жизни преуспеть? Как получить то, что желаем? Как воплотить, о чем мечтаем? Ответ простой- ПОЗВОЛЬТЕ СМЕТЬ! [cut=Читать далее. ].

Проект «Огород на окне» (подготовительная группа)Проект «Огород на окне» (подготовительная группа) В прошлом году выпустила подготовительную группу, мы с детками работали над проектом "Огород на окне". С самого рождения ребёнок является.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Потешки и стишки
  • Детские писатели
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Мое призвание — педагогика». Эссе
Опубликовано: 13 октября 2014 в 15:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. День флориста в России

Когда-то владение искусством цветосложения и знание языка цветов считалось для дамы признаком хорошего воспитания. Сегодня создание цветочных композиций перешло в разряд профессиональных умений. В 2009...

23 июля. День дудлинга / зентагла на МААМ

Большинство из нас, сидя с листочком и ручкой на каком-то скучном собрании или просто задумавшись, совершает неосознанные движения рукой, рисуя непроизвольные линии, точки и фигуры, создавая непонятные...

Консультация для педагогов и родителей «Использование комнатных растений для...
Наверное, комнатные растения с большим правом можно называть домашними, так прочно они вошли в нашу жизнь. Нам всем так хочется создать зелёный уголок не...
Фотоотчет об утренней прогулке на свежем воздухе
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством...
Поощрять или наказывать? (консультация для родителей)
Воспитание - процесс длительный, непрерывный и очень сложный. Он намного сложнее, чем процесс обучения. Учить гораздо легче, чем воспитывать. Легко научить...