Елена Иващенко
«Мое призвание — педагогика». Эссе
▼ Скачать + Заказать документы
"Мое призвание - педагогика" Эссе обо мне и моей работе
«Не дай Вам бог жить в эпоху перемен», - гласит известная китайская мудрость. Однако время своего рождения мы определять не в силах. Мое детство и юность пришлись на тот период в истории России, когда перемены затронули всё : от государственного строя до сознания каждого человека.
Публикация «„Мое призвание — педагогика“, Эссе» размещена в разделах
Моя средняя школа стремительно превратилась в лицей, и мне посчастливилось уже в школе начать углубленное изучение любимых предметов – русского языка и литературы. Всегда буду помнить своих учителей: Куницыну Людмилу Алексеевну, благодаря которой русский язык стал моей любимой учебной дисциплиной, Котову Татьяну Ивановну, открывшую для меня труды Д. С. Лихачева. Его «Письма о добром и прекрасном» стали для меня путеводителем в запутанных жизненных ситуациях.
Педагогический университет, куда привела меня любовь к родному языку и стремление стать талантливым учителем, получил статус Ставропольского государственного университета. Мне повезло, и курс педагогики и психологии у нас был гораздо полнее, чем у студентов последующих курсов. Здесь я открыла для себя Педагогику Шалвы Александровича Амонашвили, умевшего найти ключ к душе своих воспитанников через неподдельный интерес, искреннюю заботу и уважение к ребенку. Здесь была покорена Мастерством Евгения Николаевича Ильина, чьи уроки литературы неотделимы от действительности, окружающей всех нас, направлены не только на постижение секретов мастерства писателя, тайн творчества, но и на понимание законов реальной жизни, современности. Мой интерес к науке был отмечен Стипендией Правительства Российской Федерации.
Желание чувствовать себя самостоятельной привело на работу в школу. Моя первая профессия – социальный педагог (тогда это была одна из новых специальностей в школе). Мой труд – работа с детьми. Первый опыт – работа с «трудными» детьми, организация мероприятий для школьников, участие в лицейском конкурсе «Учитель года», победа моих воспитанников в городском Турнире Знатоков. Но запомнилось больше всего другое – в день, когда мне надо было уезжать с мужем-военнослужащим к новому месту службы, дети написали мне памятные письма. В них было много светлых слов, просьбы не уезжать, пожелания удачи и хороших воспитанников. Самым важным воспоминанием и итогом моего первого опыта работы стало понимание того факта, что дети ценят мой труд и благодарны за него. Я поняла, что иного профессионального пути, кроме работы с детьми, я уже не представляю.
Новые перемены привели меня на работу в Зараганскую сельскую школу №2 Министерства образования Азербайджанской Республики. Да, в военном городке, где мы служили, не было Российской школы. А дети - граждане России - были. И по окончании школы они уезжали на Родину. Труд учителя в той школе – колоссальный опыт общения и воспитания, профессионального труда, преодоления разногласий в образовательных программах двух государств, поиска творческих решений, подготовки к экзаменам самых разнообразных форм. Мне было полезно и познавательно в течение 12 лет не только учить, но и учиться. Формирование меня как педагога шло ежедневно. Те педагогические ситуации, о которых мы рассуждали в течение семинара в вузе, приходилось решать сиюминутно. И не всегда правильное решение приходило мгновенно. Мои ошибки и провалы в начале пути помогли научиться просить прощения у несправедливо обиженных детей, заступаться за них перед коллегами и родителями, если того требовала справедливость. Открытием того этапа стало осознание факта, что подросткам очень не хватает человека, которому можно открыться, с кем посоветоваться, а такой человек нужен. Я старалась помочь детям увидеть такого человека в своих родителях, в окружающих взрослых, в том числе и в моем лице. В тот период работы для меня открылось и понимание «субъектно-субъектных отношений в образовательно-воспитательном процессе». По сей день я стараюсь ни на минуту не забывать, что процесс обучения и развития не похож на путь покорного несмышленыша по извилистой дороге знаний вслед за Учителем-всезнайкой. Это скорее путь, где педагог и его воспитанник в одной связке взбираются на гору. И пока ребенок не нашел опоры, пока он не обрел уверенности, не встал на ноги, взрослый не имеет права тянуть его вверх, бросать или отворачиваться. Я благодарна судьбе за те годы. Я училась работать с детьми разных национальностей, открывая для себя культуру и традиции азербайджанцев, лезгинов, удинов, украинцев. Я училась находить общий язык с девочками и мальчиками, юношами и девушками. Помогала им становиться победителями и призерами олимпиад и конкурсов при Посольстве Российской Федерации в Азербайджанской Республике, помогала готовиться к Азербайджанским выпускным тестам и к российскому ЕГЭ.
Наградой за мой труд считаю тот факт, что многие из них – уже выпускники вузов, аспиранты и специалисты – звонят и пишут, чтобы поздравить меня с праздниками, узнать, как дела, какие перемены в моей жизни настали еще. А родители моих выпускников передают приветы из самых разных уголков России и Азербайджана, желают здоровья мне и моей семье. Мой труд не был напрасным, он нужен.
Теперь я живу в Сибири. По воле судьбы наша служба Родине продолжается здесь. Здесь все по-новому и разительно отличается от моей прежней жизни, моего прежнего профессионального опыта… Предложение стать воспитателем было большой неожиданностью. Ведь опыт общения с дошкольниками я обретала только со своими детьми, внутри нашей семьи. Было много сомнений и размышлений. Но за это время я вдруг осознала: многое из того, что я умею мастерить, выдумывать, петь сохранилось во мне еще с детсадовских дней. Это воспитатели помогли сформироваться уверенности в своих силах, пониманию, что «без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Им должна я быть благодарна за первые знания о геометрических фигурах, о древних людях, о профессии педагога, за умение рисовать, лепить, вырезать и мастерить первые аппликации. А как много сделали воспитатели для моих детей! Вот один из рисунков моей дочки. Яркие краски, незатейливый сюжет, а в уголке подпись - ВИКА. Я научила свою дочь читать, выучила с ней все буквы, но первое слово ей помогла написать Дина Дмитриевна. С какой гордостью показала мне Вика эту подпись! Мой сын Роман уже второклассник, но он еще в детском саду узнал, что Солнце - самая близкая к нашей планете звезда, и надел шлем космонавта, изготовленный руками Татьяны Викторовны и Светланы Георгиевны. Они стали первыми людьми, рассказавшими ему о космосе и Вселенной. Это они раскрыли ему новую страницу знаний и расширили границы его представлений о мире. Не мама, казалось бы, вечно погруженная в заботы о семье, а его любимые воспитатели. Труд воспитателей моей дочери и сыновей также стал для меня ориентиром и примером.
И вот я в группе. Меня окружают малыши, которые даже Елена Витальевна не могут выговорить. Но где настороженность и опаска, с которой смотрят на тебя подростки? Где недоверие и желание проверить на прочность, свойственное старшеклассникам? Вот меня обнимают детские руки, еще одни, и еще. Я чувствую их тепло и не могу предать этих доверчивых и добрых ребят. Мы вместе будем учиться смешивать краски, делать цветной лед и снеговиков, учиться карабкаться в горку и перепрыгивать через лужи. Я помогу вам достойно встретить Деда Мороза и победить лесных разбойников, вы поможете мне стать добрее, искреннее, опытнее. Дорогие мои ребята, я освою ФГОС, изучу столько программ, сколько будет надо, создам свои, только бы сохранить в вас Веру в Человеческую Доброту и заложить основы порядочности.
Но думать и делать – совсем не одно и то же. Образовательные области, целевые ориентиры, смена видов детской деятельности, интегративные качества, перспективные и ежедневные планы, санитарные требования и нормы, «Закон об образовании в Российской Федерации», Образовательные стандарты, предметно-развивающая среда, проектирование и другие инновации – освоить, изучить, узнать, научиться применять. Ну что ж, лиха беда начало… Еду на курсы повышения квалификации, изучаю нормативные документы, знакомлюсь с инновационными разработками коллег в интернете, пытаюсь быть не хуже, посещаю занятия и семинары с новыми коллегами, учусь у них, восхищаюсь их творческим трудом. И продолжаю работать…
Вот уже несколько малышей запомнили мое длинное имя и рассказали родителям выученные нами стихи, показали упражнения пальчиковой гимнастики.
Вот мамы обратились ко мне за советом, задают вопросы, как лучше заниматься с детьми, какие книги читать, какие пособия для занятий купить в магазине.
Вот наш первый утренник. С гордостью смотрю на своих воспитанников. Они поют, танцуют, играют, выразительно читают стихи – в этом и моя заслуга.
Вот мое первое открытое занятие – с радостью слышу рассуждения и ответы непосед, они раскованны, но внимательны, они любознательны и заинтересованны.
Вот родительское собрание – вижу в глазах родителей готовность работать вместе, сотрудничать, вижу ожидание помощи в вопросах воспитания. Знаю и понимаю, не имею права их подвести, ведь они доверяют мне своих детей. Они надеются, что я буду относиться к их детям так же, как хотела бы, чтоб воспитатель относился к моему ребенку.
Вот первые публикации на сайте получили комментарии совсем незнакомых коллег. Я им очень благодарна.
Работаю воспитателем недолго, но с чистой совестью признаю, что стараюсь. За прошедшее время открыла для себя нелестный факт – труд воспитателя часто недооценивают. А это значит, что надо приложить усилия, чтобы донести до окружающих, какая огромная работа проводится в группе, как много душевных сил требует ежедневная творческая работа. Работать с дошкольниками и проще и труднее. Проще в том плане, что они готовы идти за тобой хоть на край света. Они искренни, доверчивы, еще не разучились видеть истинное отношение к людям. Их не обманет фальшивая улыбка и наигранный интерес. Они ежедневно изучают тебя и видят насквозь. Им нужна ты – такая, какая есть. Настоящая. Сложность работы заключается в том, что сознание взрослого человека часто слишком удалено от мира представлений ребенка, и ежедневно надо трудиться над собой, расширять свои представления обо всем на свете, чтобы нашлась та общая картинка, тот общий смысл, что объединит наши восприятия и обогатит и ребенка, и взрослого. Работа воспитателем нисколько не нарушает тех взглядов, которые сформировались у меня ранее. Я стараюсь понять ребенка, со всеми его особенностями, и помочь ему найти свое место в этом мире. Я стараюсь найти взаимопонимание с родителями ребенка, потому что без их помощи мой труд будет неэффективен.
Я стараюсь продолжать самообразование, самовоспитание и саморазвитие, ибо отсутствие движения вперед есть движение назад. Так что новые перемены в моей жизни – это перемены к лучшему. Стоит ли их бояться?