Папки-передвижки

Конспект занятия «Мой родной край»

Татьяна Ханхарова
Конспект занятия «Мой родной край»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Мой родной край»

Актуальность

В настоящее время для каждого конкретного региона России стала актуальной проблема теоретической и практической разработки и реализации регионального компонента содержания образования. Эта проблема может быть решена обращением к ценностям родного края, использованием культурного потенциала, выявлением опорных духовных ценностей, которые были бы близки и доступны восприятию детей дошкольного возраста.

Лексическая тема: «Родной край».

Публикация «Конспект занятия „Мой родной край“» размещена в разделах

Возраст детей: 5-6 лет (старший дошкольный возраст).

Образовательная область: «Познавательное развитие» (региональный компонент).

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» - разучивание стихотворений о родном крае, чтение сказок народов Севера; «Физическое развитие» - физ. минутки, подвижные игры народов Севера; «Художественно-эстетическое» - музыкальное сопровождение или танцевально-двигательные движения «Олени», «Чайки».

Интеграция видов деятельности: игровая, проблемно-обучающие ситуации, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цель: формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, к родному краю.

Задачи:

Образовательные:  закрепить знания о родном крае, природе, животных крайнего Севера.

Развивающие: развивать связную речь, двигательную активность, мышление, создавая положительный эмоциональный настрой дошкольников.

Развивать любознательность, творческий поиск.

Воспитательные:  прививать любовь к родному краю, воспитывать бережное отношение к природе. Формировать у детей чувство патриотизма и любви к малой Родине.

Ход занятия:

-Ребята, сегодня мы побеседуем о интересном крае и народах населяющих этот край. В этом замечательном крае живём и мы с вами. Как он называется? (Чукотка)

-Да, мы с вами живём на самом краю нашей большой страны – на Чукотке. На Чукотке начинается утро, начинается жизнь. А какой главный город на Чукотке? (Анадырь)

-Да, Анадырь и мы с вами живём в этом городе. Что вы можете сказать о своём городе? (красивый, стоит на берегу лимана, много улиц)

-Но ведь на Чукотке люди живут не только в одном городе Анадырь, но и в других городах и посёлках. Какие вы знаете города и посёлки? (Рассматривают на карте, называют)

-Многие люди приезжающие на Чукотку, говорят, что холодно и скучно. Правда ли это? (Нет)

-Вот что ответил таким людям чукотский поэт Виктор Кеулькут в своём стихотворении.

Чтение стихотворения «Неправда это»

«Иногда от людей я слышал,

Что у нас не житьё, а горе.

Злые ветры срывают крыши

Постоянно бушует море.

Скучно, холодно и пустынно

Ни весны мол здесь нет, ни лета.

Вы спросите у чукотского сына,

Я отвечу – не правда это!»

-Чукотка – это суровый край: длинная зима, короткое лето, лишь незаметные штрихи осени, весны. И хотя у нас на Чукотке холодно, но здесь живут прекрасные люди, которые не боятся ни жгучих морозов, ни холодных ветров, ни пурги. Они очень любят край, в котором они живут и трудятся. Кто же живёт на Чукотке? Люди каких национальностей? (Русские, украинцы, чукчи)

-Да, здесь живут люди разных национальностей: русские и украинцы, чукчи и эскимосы, юкагиры и эвены, но чукотская земля это родина чукчей, эскимосов, юкагиров, коряков, эвенов. Их называют коренными жителями. Как вы думаете, почему их так называют? (Они родились, живут и трудятся здесь)

-Правильно, как когда-то жили и работали их бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

К нам в гости сегодня пришла чукотская девочка Аня. Аня пришла в чукотском национальном костюме. Посмотрите, какой красивый костюм.

-Какую национальную чукотскую одежду вы знаете? (Кухлянка, малахай, торбаса, камлейка)

-Аня очень хочет послушать, что вы знаете о чукотском крае, в котором вы живёте, о её родине. Давайте расскажем ей, что мы знаем, а я помогу вам вопросами.

-В каком жилище раньше жили коренные жители? (В яранге)

-А где они живут сейчас? (В домах)

-А кто-нибудь сейчас живёт в ярангах? (Оленеводы, охотники)

-А кто знает, из чего и как построить ярангу? Шалашом ставятся жерди и обтягиваются оленьими шкурами. А как вы думаете, почему именно шкурами? (Шкуры не продувает ветер, сохраняют тепло)

Подвижная игра «Олени и пастух»

-Послушайте стихотворение, которое написала чукотская поэтесса А. Камытваль «Как построить ярангу»

-Но как бы не было тепло в яранге, жителям очень тяжело жить в них, так как в них нет окон, темно, много копоти.

-А как вы думаете, какая самая распространённая профессия коренных жителей? (Оленеводы)

-А как ещё по- другому можно назвать оленевода? (Пастух)

-Почему? Что он делает? Какая это профессия? (тяжёлая, он пасёт оленей, оберегает их от волков, лечит, если они заболели, подкармливает зимой)

-Чем питаются олени? (Мхом, ягелем, грибами)

-Как олень добывает себе пищу зимой? (Копытом разгребает снег)

-Какую пользу приносят олени? (Перевозят груз, из их шкуры делают яранги, шьют одежду, обувь, мясо – употребляют в пищу, из рогов оленя делают лекарство)

-У нас на Чукотке есть немало животных и птиц. Давайте вспомним: я буду загадывать загадки про них, а вы отгадывать.

Кто это зимой с рогами,

А весной без рогов? (Олень)

Зубовато, серовато,

По тундре рыщет,

Оленей ищет. (Волк)

Рыжая хозяйка

По тундре прошла,

Стёжки – дорожки

Хвостом замела. (Лиса)

Хозяин тундровой

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

-Какой медведь? (Бурый) А какие ещё медведи есть на Севере? (Белые) Как ещё называют белого медведя? (Умка)

Косоглазый, маленький

В белой шубке, в валенках. (Заяц)

Зверь усатый, неуклюжий

Еле ползает по суше.

Море даже подо льдом,

Для него желанный дом.

Там он ловок и проворен

Может плавать целый день!

Он с рожденья любит море,

А зовут его… (Тюлень)

По снегу смело бегает,

В сугробы не проваливается.

Все завидуют: «Поди ж,

Носит перья вместо лыж!» (Куропатка)

Сама белая, клюв кривой.

Глаза зоркие, когти острые.

Добычу не выпустит. (Полярная сова)

Музыкальная пауза «Чайки»

-А каких животных вы ещё знаете? (Моржи, нерпы, евражка, песец)

-Мы вспомнили почти всех животных, но совсем забыли о самом верном друге человека. О ком? (О собаке) У чукчей, живущих в посёлках, в каждой семье есть по 8-10 собак. Как они помогают своим хозяевам? (Охраняют стадо, перевозят людей, груз)

Не каждая собака выдержит суровые испытания тундры. Поэтому на Чукотке живут особые породы собак: Северные лайки и чукотские ездовые. Это очень сильные, выносливые собаки, не боящиеся ни пурги, ни морозов. Они очень помогают своим хозяевам.

-Я хочу загадать вам ещё одну загадку:

Много ягод у неё,

Много зверя у неё.

Не скупа, наоборот

Всё нам щедро отдаёт.

Что это? (Тундра)

-Да, это тундра. Тундра нам очень много дарит, это действительно щедрая земля. Что растёт в тундре? (Ягоды, грибы, цветы, травы, мох)

-Какие ягоды вы знаете? (Голубика, морошка, шикша, брусника)

-Чукчи и эскимосы – прекрасные танцоры. Как называется самый известный чукотско-эскимосский ансамбль? (Эргырон)

-Правильно, это слово в переводе на русский язык означает РАССВЕТ. В своих танцах они изображают охоту, рыбалку, повадки животных.

-Ну что, Аня, понравилось тебе, как отвечали наши дети? Видишь, сколько много они знают о своём крае; суровом, но очень красивом, крае, в котором они живут, а многие и родились здесь.

Что известно вам о Севере?

Нам известно всё о нём.

На далёком белом Севере

Даже ночь бывает днём.

Север – это звон упряжек,

И под снегом – мёрзлый мох.

Север – это край, где пляшет

Над ярангами дымок.

Север – это в небе синем

Тарахтящий вертолёт.

Север – это крик гусиный

Это вьюга, это мёд.

- Спасибо, Аня, что ты пришла к нам в гости. Приходи к нам ещё.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!»Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!» Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта "Люблю тебя, мой край родной!" Цель: Через синтез.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Родной свой край, люби и знай» Задачи: Формировать начальные представления о своей малой Родине. Познакомить с природой и животным миром Омской области. Расширять представления.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знай и люби родной край» Конспект НОД для детей подготовительной группы «Знай и люби родной край». Татьяна Назарова (Подготовительная группа) Цель: закрепить и.

Конспект НОД в группе «Дагестан — мой край родной»Конспект НОД в группе «Дагестан — мой край родной» Конспект НОД «Дагестан — мой край родной" Цель: Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. – Продолжать знакомить.

Конспект прогулки «Наш край родной» для детей 3–4 летКонспект прогулки «Наш край родной» для детей 3–4 лет Тема: «Наш край родной» Цели: Продолжать знакомить детей с явлениями живой и неживой природы, учить видеть красоту родной природы, устанавливать.

Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной»Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Конспект тематического занятие «Русская песня – душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Цель: Приобщение детей к истокам.

Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край»Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край» Тема занятия: "Мой родной степной край". Программное содержание: - Расширить представления детей о родном крае. - Развивать связную монологическую.

Методическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 летМетодическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 лет Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества Детский клуб «Чайка» «Люблю.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительно группе «Югра — мой край родной» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительно группе «Югра – мой край родной» Цель: Побудить внимание и любовь детей к родному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Мой родной край»
Опубликовано: 21 января 2023 в 12:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Мой родной край»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ханхарова (УИ 2170913) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД