Папки-передвижки

Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина»

Елена Александровна Лескова
Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина»

Воспитатель Лескова Елена Александровна

«Моя малая Родина»

Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе.

Проблема:

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Публикация «Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе „Моя малая Родина“» размещена в разделах

Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».(об этом говорил в прошлом столетии Дмитрий Сергеевич Лихачёв)

В век передовых технологий, когда дети с малых лет предоставлены планшетам и смартфонам и с экрана телевизора на детей давят западные мультфильмы, мы то и дело наблюдаем, как стирается тонкая нить духовности, с которой пришёл ребёнок в этот мир. И наша задача, удержать в детях этот свет, показать как богат мир вокруг, и что богатство это не только материальные ценности, а богатство это природа, это люди, это наша Родина в целом.

Актуальность темы:

«Здравствуй, Родина моя!

Утром солнышко встаёт.

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я –

Здравствуй, улица моя

Я пою, и в вышине,

Подпевают птицы мне,

Травы шепчут мне в пути,

Ты скорей, дружок, расти.

Подпеваю травам я,

Подпеваю ветрам я,

Подпеваю солнцу я –

Здравствуй, Родина моя

Г. Ладонщиков.

Развитие патриотических чувств дошкольников всегда являлось одной из важнейших воспитательных задач, ведь детство – самая благоприятная пора для привития патриотических норм, приобщения к культурным ценностям, воспитания чувства гордости за свою Родину.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования прописано, что обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации и социализации, к ним в первую очередь относится:

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

- овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

В условиях детского сада воспитание патриотических чувств детей проводилось с использование стандартных и традиционных форм работы и не всегда должное внимание уделялось именно взаимодействию с родителями по данному вопросу. Именно поэтому чрезвычайно важно уделить внимание организации патриотического просвещения воспитанников детского сада, созданию условий, которые позволят им максимально эффективно усвоить информацию. Очевидна востребованность организации специальной работы педагога по вопросу разъяснения значения патриотического воспитания, начиная с семьи, закачивая его родным городом и страной.

Цель:

Воспитывать патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за «малую» Родину.

Основные задачи:

1. Формировать любовь к родному посёлку и интерес к прошлому и настоящему края;

2. Развивать эмоционально – ценностные отношения к семье, дому, улице, посёлку, стране;

3. Развивать бережное отношение к посёлку (достопримечательностям, культуре, природе);

4. Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края;

5. Создать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, прогулок.

Тип проекта : творческий, познавательный, групповой.

Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный, включает в себя:

• Составление перспективного плана работы по проведению проекта;

• Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию;

• Подбор литературы, открыток, стихотворений, рассказов, загадок, пословиц;

• Создание и пополнение предметно – развивающей среды.

2. Основной, включает в себя:

• Привлечение родителей к оказанию помощи;

• Чтение художественной литературы;

• Рассматривание иллюстраций;

• Рисование рисунков;

• Проведение с детьми бесед.

3. Заключительный.

Ожидаемый результат:

1. Дети имеют представление о посёлке, в котором они живут. Знают, что посёлок это их «малая» Родина, испытывают чувства гордости за свой край.

2. Знают историю возникновения родного посёлка, его достопримечательности.

3. Имеют представление об исторических людях посёлка.

4. Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.

5. Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в посёлке и семье.

Проведение викторины «Моя малая Родина».

Заключение

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь недоумение.

Работа по этому направлению ведется последовательно и систематично, от более близкого, знакомого, к более сложному. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества, формирование морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения. Этот процесс протекает с первых лет жизни ребенка и отличается целостностью и единством, предполагая установление органической связи и преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания дошкольников с учетом их возрастных особенностей.

Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Задача дошкольной образовательной организации приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в жизни дошкольника, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей. В перспективе, апробирование программы мероприятий для детей старшего дошкольного возраста, направленная на развитие уже нравственной сферы у детей в процессе взаимодействия семьи и ДОО «Маленький принц».

Приложение 1.

Викторина «Моя малая Родина»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о своей «малой» Родине.

Разминка

1. В какой стране мы живем?

2. В каком посёлке мы живем?

3. Как называется улица, в котором расположен детский сад?

4. В нашем посёлкенесколько разных улиц. Кто знает, как они называются?

«Достопримечательности посёлка»

Воспитатель располагает на доске иллюстрации с изображением достопримечательностей посёлка. Дети должны внимательно их рассмотреть и рассказать, что на них изображено.

«Знатоки»

Воспитатель : Дети, вы знаете, что в посёлке много разных зданий. Все они различаются по своему назначению. Я предлагаю ответить на мои вопросы и узнать, что это за здание.

1. Как называется здание, в которое дети приходят утром, занимаются, играют, а вечером их забирают домой родители? (детский сад).

2. Как называется здание, в котором мы можем купить продукты? (магазин).

3. Как называется здание, в котором живут люди? (дом).

4. Как называется здание, в котором лечат детей? (поликлиника, больница).

5. В этом здании мы можем отправить письмо или посылку? (почта).

6. Как называется здание, в котором продаются лекарства? (аптека).

Приложение 2.

Рекомендации родителям

по патриотическому воспитанию детей.

(Информация для родительского уголка)

1. Если Вы хотите вырастить ребенка патриотом, достойным гражданином, отзывайтесь хорошо о стране, в которой живете.

2. Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю Ваших предков, из которых они вышли с честью.

3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

4. Старайтесь знакомить ребенка с культурными ценностями и традициями страны: посещать музеи, выставки, театры. Чем чаще Вы будете посещать с ребенком культурные заведения, тем больше вероятность, что ребенок сохранит интерес к ним и в подростковом возрасте, и в юношеском.

5. Научитесь радоваться каждому дню и видеть хорошее - Ваш оптимизм обязательно перейдет к ребенку.

6. Когда Вы общаетесь с ребенком, пытайтесь оценивать не только его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты произошли).

7. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с хорошей стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Не проявляй инициативу!» и т. д.

8. Смотрите с ним передачу, кинофильмы рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой Вы живете, оценивайте их вклад в жизнь общества.

9. Развивайте эмоциональную сферу ребенка: «жалейте» персонажей, которые испытывают боль, грусть, а так же радуйтесь с ним за положительных героев-пусть ребенок не будет равнодушным к окружающим.

10. И самое главное: будьте образцом нравственного поведения для ребенка.

Что бы ни случилось, как себя не повел Ваш ребенок,

Вы ему нужны, и он нуждается в Вас.

Приложение 3.

Программа мероприятий для детей старшего дошкольного возраста, направленная на развитие нравственной сферы у детей в процессе взаимодействия семьи и ДОО

«Маленький принц»

Автор-составитель:Лескова Е. А.

Данная программа «Маленький принц» является основой для развития нравственной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

В программе доминирует не обучающая, а развивающая функция, знания и умения выступают не как самоцель, а как средство для формирования и развития психических процессов и важнейших личностных качеств ребенка.

Особое место среди личностных свойств, формирование которых активизирует программа, занимают нравственные качества – доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых и т. п. Эти качества необходимы для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе по законам нравственности, то есть на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями окружающих их людей.

Эффективное нравственное воспитание дошкольников в современных условиях невозможно, без решения следующих основных проблем:

• Проблема определения идеалов, норм и принципов, которые могут быть положены в основу нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Прежняя система нравственного воспитания обеспечивала слепое исполнение внешних предписаний без глубокой личной заинтересованности в их реализации. В современных условиях обозначилась общественная потребность в человеке способном во всех сферах деятельности и общения в максимальной степени проявлять свои положительные качества и осознанно управлять теми негативными свойствами, которыми в той или иной мере обладает каждый:

• Проблемы перехода от воспитания, основанного на принуждении, к такому педагогическому воздействию, которое базируется на личном стремлении ребёнка «быть хорошим».

На этом стремлении и основан механизм нравственного развития, который предусматривает:

1. Формирование у ребёнка, начиная чувства гордости (то есть представление о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристики уровня притязаний). Чувство гордости впервые обнаруживается у ребёнка как заявление «Я сам».

2. Воспитание чувства стыда. Его основы закладываются в возрасте от 4–4,5 лет до 6-7 лет.

3. Формирование совести, то есть умения самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя в них как положительные, так и отрицательные моменты. Ребёнок способен к этому приблизительно в 5 лет.

4. Формирование чувства долга перед другими и самим собой.

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо совместными усилиями родителей и педагогов формировать у детей такие качества, как нормально развитая гордость, стыд, совесть, основы долга.

Проблемы формулировки и решения следующих практических задач:

1. Сформировать у ребёнка вышеназванный механизм нравственного развития.

2. Обеспечить участие ребё нка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия: с близкими людьми, со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми в общественных местах, с самим собой, с природой.

3. Развить умения противостоять отрицательным примерам, с которыми каждый ребёнок сталкивается в повседневной жизни (телепередачи, нецензурная брань и т. п.). Поэтому от педагога требуется особое внимание к потоку информации, с которым соприкасаются сегодня наши дети.

Работа по развитию у дошкольников нравственных качеств ведется совместно с родителями. Педагоги сообщают им о достижениях и проблемах детей, консультируют родителей об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляют тормозящие развитие факторы, обучают самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

Нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого педагоги строят весь процесс образования.

Цель программы: сохранение и развитие нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным ценностям, с опорой на традиции семейного воспитания.

Задачи программы.

1. Развитие морального сознания:

• развитие нравственных представлений, суждений, понятий;

• развитие осознанного и правильного отношения к общественно принятым нормам поведения, своей ответственности;

• формирование установки ребёнка на другого человека как самостоятельную ценность.

2. Формирование позитивных отношений к другим людям, себе:

• развитие понимания, взаимозависимости и необходимости людей друг от друга;

• развитие самопознания и воспитания у ребёнка уважения к себе;

• развитие у детей уверенности в себе;

• формирование умения откровенно и понятно выражать свои чувства, желания, взгляды, принимать и уважать позицию другого;

• Развитие социальных мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений с взрослыми и сверстниками.

3. Развитие нравственных чувств:

• чувств, связанных с самоконтролем, самодисциплиной; способность подчиняться заданным извне и добровольно выработанным для себя правилам поведения: стыда, совести, доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания;

• чувств, положительных стимулов (доброта, отзывчивость, сочувствие, сопереживание)

4. Формирование навыков и привычек нравственного поведения:

воспитание этически ценных способов общения;

• формирование умения формулировать суть проблемы конфликта, находить возможные пути разрешения конфликтов.

5. Содействие семье в проблемах нравственного воспитания детей :

• ознакомление родителей с основами педагогики и психологии;

• формирование представлений о формах традиционного семейного уклада;

• поднятие престижа и ценностей семьи.

Основные принципы программы

1. Общепедагогические принципы.

• Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития).

• Природосообразность (воспитание основывается на научном понимании естественных и социальных проектов, согласовывается с общими законами развития человека сообразно полу и возрасту).

• Культуросообразность (воспитание строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры).

• Светский характер образования (соответствие действующему законодательству РК).

2. Принципы в сфере отбора содержания образования.

• Научность.

• Учет требований типовых программ.

• Многоуровневость.

3. Принципы организации занятий.

• Наглядность.

• Доступность.

• Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

• Систематичность и последовательность.

Все занятия проходят в совместной деятельности педагога и детей. Обучение проводится ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании групповой и индивидуальной работы с детьми и самостоятельной деятельности дошкольников. Обеспечивается участие ребё нка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия - все занятия программы разбиты на 4 блока: взаимоотношения с близкими людьми; со сверстниками; с людьми в общественных местах; в отношениях с природой.

Занятия проводятся– 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий: 25 мин.

Формы работы с детьми.

1 блок: Отношения с близкими людьми

• Беседы, игры нравственного содержания.

• Проблемные ситуации.

• Тест «Кинетический рисунок семьи».

Составление рассказов из личного опыта на тему: «Как я помогал маме», «Мы с папой» и т. д.

2 блок: Отношения со сверстниками

Тест «Подели игрушки», «Кому отдать красивое яблоко 2».

• Вовлечение некоммуникабельных детей в общение, пробуждение интереса к неактивным, стеснительным детям; побуждение к оказанию им помощи в общении.

• Коллективные формы труда, общения, игр.

• Тест «Закончи историю».

3 блок: Отношения с людьми в общественных местах.

• Этические беседы.

• Разучивание правил поведения и отработка их в поведении детей.

• Сюжетно-ролевые игры.

• Дидактические игры (обучающие).

4 блок: Отношения с природой.

• Наблюдение природных явлений, за растениями, животными.

• Организация элементарных опытов.

• Игры в путешествия.

• Экскурсии и целевые прогулки.

• Уход за животными, птицами, рыбами.

Особенности взаимодействия с родителями.

Необходимо формировать атмосферу не только сотрудничества с родителями, но и сотворчества, чтобы каждый ребёнок почувствовал ценность своей семьи.

Программа предусматриваетформы работы с родителями :

родительские собрания;

• лекторий для родителей;

• открытые занятия для родителей и с родителями;

• факультативные занятия совместно с родителями;

наглядные виды работы: информационные стенды, выставки детских работ, педагогической и психологической литературы, дидактических игр;

• деловые игры;

• совместные праздники, спектакли, именины детей, спортивные мероприятия.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Дети будут иметь представления:

- о взаимоотношениях членов семьи;

- о совместном досуге;

- о домашних обязанностях членов семьи;

- о ведении домашнего хозяйства;

- о дружбе;

- о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, отзывчивости;

- о ласке;

- о правилах поведения в общественных местах;

- о домашних и диких животных, птицах, растениях;

- о жизни животных и растений в разные времена года.

Уметь:

- проявлять заботу о близких людях;

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Наша Родина» Цель: развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить детей с героями, в честь.

Конспект беседы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Моя Родина» в старшей группе Цель: воспитание патриотического чувства, уважения и любви к Родине. Предварительная работа. Разучивание русских народных пословиц о России.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина — поселок Повенец»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина — поселок Повенец» Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина — поселок Повенец» Программное содержание: - Расширить.

Квест-игра по патриотическому воспитанию «Наша Родина — Россия» в подготовительной группеКвест-игра по патриотическому воспитанию «Наша Родина — Россия» в подготовительной группе Цель: формирование познавательных способностей в процессе игры. Задачи: Обучающая: формировать знания детей о своей Родине, отвечать на.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина» Конспект занятия в старшей группе по нравственно - патриотическому воспитанию: «Моя Родина»Интеграция образовательных областей:«Коммуникация»,.

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию «Россия- Родина моя» (Разновозрастная комбинированная группа) Вид проекта: краткосрочный,.

Проект «Моя малая Родина — мой Кузбасс» в младшей разновозрастной группеПроект «Моя малая Родина — мой Кузбасс» в младшей разновозрастной группе Паспорт проекта «Мой Кузбасс» 1. Организация: МАДОУ «Октябрьский детский сад «Радуга» 3. Название проекта: «Мой Кузбасс» 4. Цель проекта:.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группеПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» для старшего дошкольного возраста Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе «С чего начинается Родина»Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе «С чего начинается Родина» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительно - логопедической группе «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» Проект посоциально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина»
Опубликовано: 13 января 2022 в 20:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД