Приложение МААМ

Moodboard как эффективное средство формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Наталья Дороднова
Moodboard как эффективное средство формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

как эффективное средство формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Мы часто забываем почувствовать волшебство момента,

однако именно на таких волшебных моментах

строится сценарий нашей жизни.

Мишель Буто

Сегодня мы живём в век цифровых технологий. Современный ребёнок – уверенный пользователь гаджетов. Это неплохо, потому что мобильные приложения могут способствовать формированию навыков чтения, счёта, рисования, развитию психических процессов; мультфильмы носят развивающий характер, расширяют представления об окружающем мире, с легкостью погружают детей в мир науки.

Публикация «Moodboard как эффективное средство формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

С другой стороны, погружение в виртуальный мир всё чаще заменяет детям реальное общение с родителями, друзьями. Гаджет не позволяет ребёнку участвовать в диалоге, не только словами, слухом и артикуляцией, но и, что гораздо важнее, эмоциями, чувствами. В. А. Сухомлинский писал: «Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточение человечности». Проблемой детей XXI века является отсутствие умения общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками. Они менее отзывчивы к чувствам и эмоциям своих собеседников (меньше вместе радуются, вместе сопереживают и т. д.). А это, в свою очередь, лишает ребёнка возможности полноценно воспринимать окружающий мир.

Способность детей выражать свое эмоциональное состояние облегчает соединение души с окружающей действительностью, расширяет социальные контакты, придаёт уверенность в себе и своих силах. Неумение владеть выразительными средствами речи (синонимами, антонимами, сравнениями, мимикой, жестами ослабляет взаимодействие ребёнка с окружающим миром.

Сегодня актуализируется проблема развития эмоционального интеллекта, которая проявляется в трудности социализации детей дошкольного возраста и требует особого внимания педагога. Эмоции – это основное звено психической жизни ребенка. В разделе ОО «Социально коммуникативное развитие» ставится задача развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Формирование положительного отношения к миру – одна из важных задач, решение которых направлено на целевые ориентиры дошкольного образования. В этой связи особенную актуальность приобретает формирование гибких навыков, «навыков будущего» (умение взаимодействовать с другими людьми, концентрация внимания и управление им, толерантность в общении, эмоциональная грамотность, умение работать в команде, так называемых навыков Soft skills. В основе этих навыков лежит эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект (англ. emotional intelligence, EI) – это сумма навыков и способностей человека распознавать, оценивать, выражать и регулировать эмоции, а также применять знания об эмоциональной сфере человека в практической деятельности. Все это способствует эмоциональному и интеллектуальному росту личности ребенка.

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью нахождения путей, как соединить педагогический процесс и возможности формирования эмоционального интеллекта.

Гипотеза: если создать необходимые условия и организовать педагогический процесс с использованием приема Moodboard (доска настроения, то можно получить положительные результаты в формировании EI дошкольника.

Цель: формирование эмоционального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста посредством приема Moodboard.

Задачи:

Научить детей распознавать и открыто выражать свои эмоции.

Помочь детям в осознании собственных эмоциональных состояний и состояний окружающих.

Сформировать навык экологичного выражения своих эмоций, контейнирования эмоций.

Привить детям навыки культурного общения.

Теоретические основы развития эмоционального интеллекта разработаны в трудах А. В. Запорожца, Л. С. Выготского, К Изарда и др. В России наиболее успешным исследователем изучения развития эмоционального интеллекта является Д. В. Люсин.

Настоящее исследование уровня развития эмоциональной сферы детей проводилось в МБДОУ «Детский сад №47» г. Иваново с детьми старшего дошкольного возраста в течение двух лет. Использовалась методика Минаевой В. М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия и игры», Урунтаевой Г. А. «Практическая психология».

Книгу можно найти на моё м личном сайте по ссылке:

В исследовании участвовало 8 детей, 3 девочки и 5 мальчиков. Были предложены задания (Приложение 1) по следующим направлениям: особенности использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции; выразительность речи; восприятие детьми графического изображения эмоций; понимание детьми эмоциональных состояний людей; понимание детьми своего эмоционального состояния. Все данные заносились в таблицу и анализировались.

В процессе исследования проводился мониторинг уровня развития эмоционального интеллекта детей. (Приложение 2)

На основе мониторинга были выдвинуты следующие задачи:

- Создать пособие Moodboard в виде магнитной доски и адаптировать для свободной деятельности в виде ширмы «Игра в жизнь», наполнить карточками с эмоциональными состояниями, смайлами, сюжетными и предметными картинками, рисунками детей)

- Подобрать и систематизировать игры и упражнения для формирования EI ребенка.

- Проводить систематическую работу по формированию EI детей посредством работы с ширмой, Moodboard (доской настроения).

- Оснастить РППС различными видами театра, реквизитами для сюжетно-ролевой игры и для разыгрывания сценок и спектаклей.

В ходе проведения исследования возникла необходимость использования алгоритма формирования EI. В результате анализа публикаций по проблеме мы установили универсальный алгоритм развития EI. По нашему мнению, данный алгоритм может применяться всеми субъектами образовательных отношений (ребенок, педагог, родитель, а также использоваться в интеграции всех образовательных областей, в режимных моментах:

Я чувствую (осознанность)

Я хочу (мотивация)

Я знаю (интеллект)

Я могу (самооценка)

Я делаю (реализация навыков)

Использование приема Moodboard.

В процессе исследования нами был использован приём Moodboard. Данный приём заключается в использовании специальной доски «настроения». На ней умещается все, что вдохновляет (в печатном виде) : фото, открытки, иллюстрации, фразы. Moodboard делают в технике коллажа. Мы отметим, что Moodboard фиксирует внимание на желаемом и помогает исполнению заветных планов, визуализирует настроение.

Нами установлено, что использование приёма Moodboard задействует наглядно-образное, творческое, пространственное и логическое мышление, что значительно улучшает процесс восприятия, узнавания чувств и эмоций, а также переработки пережитого. Дошкольник активно применяет мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, учится сопоставлять существенные и несущественные признаки предмета, формировать умозаключения.

Целью использования приёма Moodboard, по нашему мнению, является не столько формирование устойчивых связей между событием и переживаемой эмоцией, сколько осмысление эмоции и нахождения экологичного способа ее выражения. Moodboard стимулирует к поиску решения ситуации, правильной организации деятельности при негативных эмоциональных состояниях, таких как злость, обида, гнев.

(Приложение 3 Фотогалерея наших мудбордов в ДОУ№47)

В нашем случае в центр «доски настроения» мы помещаем:

- героя из сказки или современного мультфильма;

- сюжет или событие, которое произошло с нами или около нас;

- придуманный нами сюжет;

- любую историю, изображенную на картинке журнала, книги и т. д.

После совместного обсуждения происходит визуализация предложенных детьми способов решения проблемных ситуаций (рисунок, коллаж и т. д.).

Работа с Moodboard проходит совместно с использованием:

Настольных игр, направленных на запоминание, узнавание и воспроизведение эмоций : «Эмодзи», «Кубик эмоций», «Спиннер грусти»» и т. п.

Музыкально-ритмических, речевых, ролевых и коммуникативных игр: «У врача», «На Дне рождения» и т. п.

Разыгрывания этюдов, мини спектаклей. Происходит проигрывание эмоции в диалогах сказочных героев, озвучивание мультфильмов, сказок.

Для формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников мы подобрали и систематизировали игры и упражнения. Данные игры успешно применялись в течение всего дня.

Приведем педагогические ситуации, разрешаемые с помощью Moodboard на нашем тренинге «Мы играем в сказку" :

Проиграем в Курочку Рябу! Гипотезы детей могут быть совсем нестандартными, не как нам дают в уже готовом образце.

«Сочиняем сказку сами»

- Осмотритесь внимательно. В какой сказке мы оказались? Как догадались?

- О чем говорили бабка с дедкой за столом? Какое настроение было у дедки? Что чувствовала бабка? Почему?

- Как вы думаете откуда могло упасть яичко?

- Откуда выбежит мышка? Какое настроение у нее? Как она будет выглядеть? И т. д.

Аналогично и в сказке «Колобок» :

- Где могло бы происходить действие? Что испытала бабка, когда нужно было испечь колобок, а муки нет? Почему?

- Где еще можно взять муки? Как вы думаете, в чем могли испечь колобок? А какой он получился веселый или грустный? Как считаете, почему веселый? Что испытал Колобок, когда встретил зайца? Как покажем с помощью мимики и жестов? Когда Колобок пел песенку веселее вначале или в конце сказки? Почему вначале? И т. д.

- А смог бы Колобок перехитрить лису? Один или с помощью друзей? Что он почувствовал?

- Что мог предложить Колобок своим друзьям взамен? И т. д.

Озвучивание мультфильма, сказки»

Ребята выбирали любимый или просто любой мультфильм, включали его без звука и озвучивали разными голосами с соответствующей интонацией или делали стоп кадр и фантазировали: что же произойдет дальше с нашими героями, как бы поступили ребята в том или ином случае?

«Погружение в сказку»

При помощи «волшебных вещей» из сказки или при создании воображаемой ситуации. Например, нужно было посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». И ответить на вопросы:

- В какой сказке мог бы быть этот предмет? Что (какие эмоции) испытываем, когда он у нас в руке? Как бы (что можно было бы сделать с ним) нам пригодился в мини спектакле?

- Кто мог бы сидеть на этом стуле? Что почувствовал герой (какие эмоции? Покажите. И т. д.

«Проживание»

Обыгрывание детьми сюжета, конфликтных или проблемных ситуаций. Может проходить как в парах, так и в группах, численность группы может варьироваться от желания самих детей. Может быть спланировано заранее, а может возникнуть сиюминутно, по желанию ребенка.

Например, один ребенок отобрал у другого игрушку. Мы "проживаем" эту ситуацию еще раз, разыгрываем мини сценку и разбираем эмоции, чувства в этот момент, определяем проблему и способы ее решения.

«Импровизация»

Ситуативная задумка и разыгрывание сценки. Может быть проведено со строительным и дидактическим материалом, с различными атрибутами и без них.

Арт терапия

Раскрашивание и рисование на рулонах обоев (группой, просто на листах (индивидуально, изображение наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок или жизни (по выбору ребёнка) с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий. Предлагается разнообразный материал для творчества, бумага разной фактуры.

Ритмопластика

Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие воображения, чувства ритма.

Развлечения, досуги, праздники

Обогащают детей яркими впечатлениям и создают радостное настроение. Являются активной и продуктивной формой работы с родителями.

Ребята на доске настроения фиксируют идеи и их решения, затем сами готовят праздник.

Также была проведена работа с родителями в форме : «Круглого стола», анкетирования, тематической гостиной «Мы вместе» в течение учебного года. Субъектами образовательных отношений было принято решение: «Необходимо не только понимать ребенка, принимать его эмоции, сопереживать вместе с ним, но и делиться своими эмоциями, пережитыми в этом дне. Рассказывать ребенку, как с ними справились». Подчеркнем, что, личный пример, это самый эффективный способ развития эмоционального интеллекта ребенка.

Таким образом, используя в работе приём Moodboard, мы развиваем четыре навыка эмоционального интеллекта, их можно разбить на две пары: одна образует

внутриличностную компетентность (самовосприятие, управление собой,

вторая

межличностную (социальную) компетентность (восприимчивость, управление отношениями).

Работа с Moodboard строится по принципу

«от простого к сложному» и направлена на:

Осознание собственных чувств, затем эмоций, которые испытывают другие люди.

Восприятие выражения лица, языка тела и жестов, тон голоса, проявлений эмоционального состояния.

Расширение активного эмоционального словаря.

Проявление эмпатии – сочувствия.

Формирование контроля и управление своими эмоциями, применение своих навыков для выбора поступков и реакций в зависимости от испытываемых чувств.

Понимание причин эмоциональных состояний окружающих.

Формирование способности устанавливать причинно-следственные связи.

Анализ результатов применения Moodboard позволяет

сделать следующие выводы:

наблюдается положительная динамика как по индивидуальным, так и по средне групповым показателям;

снизилось количество конфликтных ситуаций, их интенсивность и продолжительность;

формируется навык сотрудничества, навык командной работы.

Дети:

различают собственные эмоции, называя их, говорят о своих чувствах;

выражают свои эмоции экологично, овладевают навыком контейнирования эмоций;

устанавливают причинно-следственные связи (ситуация - переживаемая эмоция) формулируют соответствующие речевые высказывания;

воспринимают и идентифицируют эмоциональные состояния окружающих, способны проявлять эмпатию;

активно взаимодействуют в парах, в команде, формируется навык сотрудничества.

При работе с Moodboard появилась детская инициатива,

которая реализуется в детских проектах:

• Посткроссинг #Россиястранагородов

• Серия мастер-классов «Ребенок-мастер»

• Тематические гостиные «Мы вместе»

Заключение

Исходя из проведенной работы, можем сказать, что система работы с доской настроения Moodboard, оказала значительное влияние на формирование и развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. В результате у детей расширился круг различаемых эмоций, они стали глубже понимать себя и других; у них чаще стали наблюдаться эмпатийные проявления по отношению к окружающим; дети стали более дружелюбны, внимательны друг к другу, стали проявлять сочувствие, помощь, что имеет положительное значение в формировании успешности ребенка.

Используя систему работы с Moodboard, мы получили педагогический процесс, при котором достигли положительных результатов в формировании и развитии эмоционального интеллекта ребенка дошкольника, что и подтверждает нашу гипотезу.

Итак, подводя итоги, следует отметить, что в процессе исследования уровня эмоциональной сферы детей применение приёма Moodboard помогло достичь хороших результатов. По нашему мнению, прикладное значение исследования определяется возможностью практического использования результатов в широкой практике.

Перспективы приема Moodboard мы видим в следующем:

Использование приема Moodboard в работе учителя-логопеда ДОО.

Включение приема Moodboard в свободную деятельность детей.

Создание игр и пособий для развития EI детей старшего дошкольного возраста совместно со всеми участниками образовательных отношений.

Трансляция данного опыта.

С данной темой выступала:

o на региональном форуме молодых педагогов «Старт в профессию», Департамент образования Ивановской области ГАУДПО «Университет дополнительного образования и инноваций», 28.10.2021 г.

o на муниципальном форуме инноваций «От Учителя настоящего к Учителю будущего», МБУ «Методический центр в системе образования» г. Иваново, 29.10.2021 г.

o на Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное общее образование: традиции и инновации, проблемы и перспективы развития, АНО ДПО «НИКО», 30 марта 2022 г.

o публиковалась в статье «Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости через театрализовано-игровую деятельность» в научно-теоретическом журнале «Наука и образование сегодня», №3, 01.03.2021 г.

После выступлений был отклик от коллег (отзывы в приложении)

Была создана тема на форуме моего личного сайта для распространения и обмена опытом (есть последователи, ознакомиться можно по ссылке

https://dorodnovanatalya.wixsite.com/website/forum/obshchie-voprosy/formirovanie-i-razvitie-emocionalnogo-intellekta-u-doshkolnikov

Библиография:

1. Гинниятуллина Э. Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника. Психология и оразование: электрон. Научн. Журн. 2019. №2 (56).

2. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Колелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника : Пособие для воспитателей детского сада – М. : Просвещение. 1985

3. Кряжева Н. А. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001 – 160 с.

4. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры», Аркти, 2003

5. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г. А. Урунтаевой. М., 1995. С. 206–289.

6. Хижняк, О. В. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников / О. В. Хижняк, В. В. Савченко, Т. Ю. Питякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 205-207. — URL : https://moluch.ru/archive/243/56257/

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Лэпбук — эффективное развивающее пособие по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук — эффективное развивающее пособие по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук, или тематическая папка уже широко и эффективно используется педагогами в образовательном процессе дошкольных учреждениях. Тематика.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций»Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! - Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта»Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Опыт работы на тему: «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Если обратиться к стандарту дошкольного образования,.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Moodboard как эффективное средство формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 июня 2022 в 22:10
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Moodboard как эффективное средство формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Дороднова (УИ 20386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД