Елена Мамкеева
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей, недостаточный уровень самоконтроля эмоций и учебной мотивации. В школе данная категория детей сталкивается с массой трудностей со стороны социума.
Поэтому основная задача психолога дошкольного учреждения способствовать не только интеллектуальному развитию воспитанников, но и уделять достаточно внимания формированию эмоционального интеллекта (EQ).
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
В связи с этим, чтобы эффективно развивать эмоциональный интеллект у обучающихся, либо его корректировать необходимо родителям, воспитателям, а также специалистам (психологу, дефектологу, логопеду) необходимо знать структуру эмоционального интеллекта, его составляющие, а также его природу, приемы и методы развития.
Прежде всего хотелось обратить внимание на то, что EQ – способность. И это означает, что мы его как любую способность можем развивать у ребенка, способствовать формированию основных структур EQ.
Для развития эмоционального интеллекта и его составляющих педагог – психолог использует игры:
Игра «Домик настроений».
Цель игры: познакомить с основными эмоциями людей: грусть, радость, обида, удивление. Благодаря этому у него расширяется кругозор.
Участники могут:
• угадывать настроение;
• размещать ребят по своим комнатам в домике;
• угадывать, кто живет за дверью;
• показывать свое настроение на героях;
• сочинять сказку.
Психолог задает наводящие вопросы. Например: «Почему ты думаешь, что он грустный? Как ты это понял? Бывали ли у тебя такие чувства?»
Помимо основных правил, дети с интересом придумывают свои. Развивают сюжетную линию, используют фигурки в качестве обычных игрушек.
Проговаривание своих чувств помогает справиться с переживаниями, улучшает речь и словарный запас игрока. Дети учатся общаться между собой, становятся более чуткими и внимательными к окружающим. Придумывание историй стимулирует развитие фантазии и воображения.
«Большая книга Эмоций».
Цель игры: познакомить с основными эмоциями людей: грусть, радость, обида, удивление.
Радость, смущение, волнение, растерянность, удивление и другие чувства — эмоции, которые может испытывать человек, становятся частью увлекательной игры, способствующей эмоциональному развитию и воспитанию ребёнка.
Здесь живёт семья, в которой не принято скучать: мама, папа, бабушка, дедушка, брат с сестрой и даже котик всё время попадают в разные истории, и только детям решать, как они будут на них реагировать. На каждом развороте есть история, которую читает психолог, а с помощью магнитов особой формы передают эмоции героев.
«Кубик ЭМОЦИЙ».
Цель: создание условий для развития у детей эмоциональной сферы.
Задачи:
• закрепить знания у детей различных эмоциональных состояний человека;
• развить эмпатию, умение распознавать эмоции другого человека, сопереживать;
• научить детей распознавать эмоции по схематическому изображению.
Первый вариант: один ребенок кидает кубик и изображает в жестах и мимике выпавшую на кубике эмоцию, а остальные участники угадывают ее, затем картинка на кубике показывается остальным.
Второй вариант: дети делятся на две группы: одни получают кубик, другие – карточки с изображением эмоций. Ребенок первой группы кидает кубик и изображает эмоцию, а ребенок второй группы – выбирает карточку с эмоцией, ей соответствующую.
Благодаря этим играм можно обучить детей с лёгкостью распознавать состояние другого человека, выражать свои чувства и эмоции, адекватно выражать гнев, злость.