Лучший педагог года

Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника

Седова Зоя Агафоновна
Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника

Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника

Коллектив ЧДОУ «Детский сад № 198 ОАО «РЖД» на протяжении многих лет, создает и совершенствует современную, приближенную к домашней обстановке, комплексную пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Одним из направлений воспитательно-образовательного процесса детского сада является музейная педагогика, которая выступает помощником инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения в специально организованную, предметно-пространственную среду. Решая задачи, связанные с воспитанием и образованием дошкольников, через осуществление музейно-педагогической деятельности, в условиях музейной среды детского сада, предметная среда пространства играет роль педагога.

Публикация «Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника» размещена в разделах

К сожалению, в наше, современное время, посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства, науки и многие другие стали неотъемлемой частью культурной жизни человечества.

А что делать, если нет временной возможности, по причине огромной занятости родителей воспитанников, пойти в музей….?

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».

Главный ориентир в организации мини-музеев в учреждении – построение диалогического взаимодействия всех участников воспитательно - образовательных отношений в музейной среде, которая способствует развитию у ребенка - дошкольника исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

В оформлении музейной экспозиций, мы придерживаемся следующих принципов:

-наглядность;

-доступность;

-мобильность;

-динамичность;

-содержательность;

-гуманизм;

-интерактивность.

Формы работы в мини-музее :

-обсуждение тематики выставки (дети, педагоги, родители, совместный подбор материала, совместное придумывание экспозиции, совместное выполнение);

-экскурсии для детей и родителей;

-самостоятельное рассматривание экспонатов;

-работа по пополнению музея экспонатами;

-творческие игры, образовательные путешествия с привлечением родителей воспитанников;

-чтение художественной литературы;

-исследовательская деятельность, экспериментирование;

-музицирование;

-просмотр мини-презентаций.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у ребенка пробуждения творческой активности. Поэтому, мы продумываем обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев (игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений и. т. д.).

Любая экспозиция учитывает логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Музей приобщает детей и взрослых к культурно – историческому наследию своей страны – средства формирования патриотических чувств и духовно – нравственного развития; к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественно - эстетический вкус.

Наш опыт работы показывает, что метод проекта «Мини-музеи в детском саду» актуален и эффективен. Ребенок подготавливается к взрослой жизни через игру, с помощью музейных средств, приобщая свою семью.

В процессе создания маленького музея, педагоги ДОУ попробовали себя в роли дизайнера, художника, музееведа и историка. В стенах музея, маленькие посетители вместе с педагогом путешествуют по интересному и увлекательному миру, погружаясь в атмосферу необычных экспонатов. Экспонаты музея - «говорящие» предметы, являющиеся помощниками раскрытия сущности абстрактного культурологического или философского понятия («время», «культура», «музей», «реликвия» и т. д.).

Хотелось бы дополнить: в обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец композиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Такая совместная деятельность - результат общения и совместной творческой работы педагогов, детей и их семей, общим итогом, которого является развитие гармонизации отношений, партнерства и сплочения воспитанников, родителей, и педагогов.

Мини-музеи : «музей кукол», «народные игрушки», «музей коровок», «музей театра», «музей курочки», стал неотъемлемой частью предметно - развивающей среды нашего детского сада и показал свою огромную значимость в воспитании и развитии дошкольников.

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся в старшем возрасте, наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретают познавательный интерес к «настоящему» музею.

Библиографический список

1 Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» Справочник старшего воспитателя. – 2013 - № 2

2. Гашук Е. А. Технология музейной педагогики : М Учитель, 2020

3. Дыбина О. В. "ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. 6-7 лет. Подготовительная к школе группа" : Мозаика-Синтез 2017

4. Дыбина О. В. "ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. 4-5 лет. Средняя группа" : Мозаика-Синтез 2017

5. Малюшова, Н. Здравствуй, музей Н. Малюшова Дошкольное воспитание. -2009 -N11.

6. Трунова, М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы // Дошкольное воспитание. 2006 - N 4

7. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007 - N10

Публикации по теме:

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год.Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группеМузейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 маяМузейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Музейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группеМузейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группе "Мини- музей в группе - это не просто выставка старины или прошлого, это действующее звено непрерывной образовательной деятельности" Эффективность.

Музейная педагогика в ДОУМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Музейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возрастаМузейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возраста В широком понимании музейная педагогика – наука о воспитании средствами музея. Это составляющая в образовательной системе, способствующая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика в развитии ребенка-дошкольника
Опубликовано: 16 февраля 2022 в 07:27
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД