ЭМИЛИЯ БЕСПЕРСТОВА
Конспект занятия «Музыка и поэзия родного города»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыка и поэзия родного города» (К юбилею родного города Новокуйбышевска)
Возраст детей – подготовительная к школе группа
Цель: Воспитание детей в духе патриотизма к Малой Родине – городу, в котором они родились и живут.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
Публикация «Конспект занятия „Музыка и поэзия родного города“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
Задачи с учетом интеграции образовательных областей
«Социально-коммуникативное» - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
«Познавательное развитие» - развитие интересов детей, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование представлений о Малой Родине, о людях прославивших свой город песнями, музыкой и стихами. Расширять музыкальный кругозор детей при ознакомлении с произведениями композиторов и поэтов о родном городе.
«Речевое развитие» - развитие связной, грамматически правильной монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи.
«Художественно-эстетическое развитие» - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств (музыкального, словесного, восприятие музыки, художественной литературы, реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной).
«Физическое развитие» - приобретение опыта в двигательной деятельности детей, направленных на развитие координации движений и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма.
Методы и приемы:
1. Практические – исполнение танцевальной композиции «Бибика», ритмический тренаж «Новокуйбышевск любимый», Песня С. Григорьева «Новокуйбышевск – души моей венец» (вход на занятие, Песня для исполнения «Край в котором ты живешь» Г. Гладкова
2. Наглядные – слайды
3. Словесные – чтение стихов о родном городе, беседа о людях – поэтах, композиторах, в чьих произведениях упоминается город Новокуйбышевск или знакомые места, связанные с городом.
Материал и оборудование:
Презентация Power Point, - ноутбук, экран, проектор, CD – диск с записями песен о родном городе, авторская песня «Глубинка России» муз. и сл. Э. Бесперстовой, стихи о родном городе;
Синтезатор, муз. центр, атрибуты – игровой материал для танцевальной импровизации «Бибика», детский, набор карточек с нотным станом и нотками разного размера и длительностями.
Предварительная работа:
Разучивание слов песен, стихов о родном городе, танцевальных движений; подготовка к аппликации – набор геометрических фигур, оформление площадки для проведения досуга, рисунки о родном городе, ознакомление со стихами И. Бардина из сборника стихов для детей «Веселый светофор».
Формы и методы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Танцевальные номера, ритмический тренаж
Игровая Танцевальная импровизация «Бибика»
Познавательно - исследовательская Музыкально – дидактическая игра «до-ре-ми» для сочинения своей песенки любимому городу.
Коммуникативная Беседа о родном городе, о людях прославивших свой город стихами и песнями.
Музыкальная Слушание песен и музыки композиторов г. Новкуйбышевск, музыкально – дидактическая игра «До – ре – ми», пение «Край в котором ты живешь» Г. Гладкова
Восприятие художественной литературы Слушание стихов о родном городе в исполнении педагога.
Речевая Чтение стихов о городе Новокуйбышевске детьми.
Вход: Звучит песня С. Григорьева «Новокуйбышевск – души моей венец»
Дети спокойно входят в музыкальный зал и группируются вокруг педагога.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать, что вас сегодня ждет, вы должны отгадать мою загадку.
В различных странах,
Больших и маленьких,
Они встречаются,
По-разному называются!
Дети: Города!
Педагог: Скажите, ребята, а какие города вы знаете? А как называется город, в котором живем мы с вами? (ответы детей)
Педагог рассказывает стихи:
В центре России возник городок-
Матушки-Волги достойный сынок.
Волжских разливов он запах вдыхал,
Вырос как в сказке, себя показал.
Есть музыканты, спортсмены, певцы,
Танцоры, поэты - славы творцы.
Везут отовсюду награды домой,
Стучат их сердца - Новокуйбышевск мой.
Мир потихоньку о нас узнаёт.
Город делами известность куёт.
Город - культуры и город - завод,
Движет тихонько истории ход.
Ассортимент да и качество есть.
Спрос возрастает и городу честь.
Идут заводчане с работы домой,
Стучат их сердца - Новокуйбышевск мой.
В мире известен теперь городок,
Он для России надёжный сынок.
Город - строитель и город - студент,
В память о "павших" стоит монумент.
Город любимый, расти и цвети,
В ногу с Россией ты можешь идти.
Все горожане гордятся тобой,
Стучат их сердца - Новокуйбышевск мой.
Педагог: Вам понравились стихи, которые вы сейчас услышали? Их написала жительница нашего города Галина Сорокина. А прочла я их не случайно, сегодня мы с вами поговорим о музыке и поэзии родного города. А какие стихи о родном городе знаете вы?
Дети рассказывают заранее выученные стихи:
1 - Как ты прекрасен город мой, хочется мне сказать
Ты молодеешь из года в год
Краше тебя не сыскать!
2 – В моем городе все мне знакомо -
Стройных улиц зеленый наряд
Где во след мне из каждого дома
Окна с доброй улыбкой глядят.
3 – Скромный город, милый, мною так любимый! Каждый переулок не забуду я,
Даже в час ненастья, вдалеке от счастья, милый город помни – я люблю тебя!
Исполняют песню «Край, в котором ты живешь» Г. Гладкова
Педагог: А сейчас, я предлагаю вам послушать одну очень известную песню. Прослушав её, расскажите о ней.
Дети слушают песню «Новокуйбышевск любимый!» муз. В. Кельмана, ст. И Бардина
Дети:
- Песня о городе Новокуйбышевске,
- о том, что куда бы ты ни уехал, всегда хорошо возвращаться в свой родной город и в свои родные края.
Педагог: Эту замечательную песню написали наши земляки – поэт Иван Бардин и музыкант, и композитор Владимир Кельман.
Песня стала визитной карточкой нашего города и я предлагаю вам, ребята, исполнить ритмический тренаж под неё.
Исполняют ритмический тренаж на песню «Новокуйбышевск любимый»
Педагог: Поэт Иван Бардин написал много стихов для детей. Один из его сборников стихов «Весёлый светофор» он подарил нашим ребятам, побывав у нас в гостях на «Книжкиной неделе» Давайте заглянем в этот замечательный сборник. Может быть, найдем в нем, что то интересное
Дети смотрят на слайде иллюстрации из сборника И. Бардина «Веселый светофор», в центр зала выходят трое детей и рассказывают стихи из этого сборника.
1. «Вернулся»
Мяч запрыгал у дивана
полилась вода из крана
Табурет перевернулся….
Я из садика вернулся!
2. «Кукла»
Бросили куклу под стол и забыли
Личико грязное стало от пыли
Кукла хотела умыться водой
Да разве до крана достать ей одной.
3. «Ромка»
То не гром грохочет громко,
То не злится ураган
Просто это мама Ромке
Подарила барабан!
Педагог: Замечательный барабан у Ромки, а у нашего Дениса есть красивая красная машина и теперь он на ней катает ребят из своего двора. Давайте посмотрим.
Дети исполняют танцевальную композицию «Бибика».
Педагог: Много в нашем городе замечательных, талантливых людей, которые прославляют своим творчеством родной город. Это и поэты и композиторы. Давайте познакомимся немного с их творчеством.
Дети, рассаживаясь на ковре, смотрят слайд с фотографиями людей, прославляющих родной город своим творчеством – музыкой и поэзией. (Композиторы - Владимир Титов, Николай Падуков, Сергей Григорьев, поэты - Павлова Мария Юрьевна, Евгений Афанасьев, Ольга Меркурьевна)
Педагог: В этом году у нашего города Новокуйбышевска юбилей. Ему исполняется 65 лет. А что дарят в День рождения?
дети: Подарки!
Сегодня, я хочу подарить родному городу в его юбилей свою песню, которую назвала – «Глубинка России»
Исполнение песни педагогом.
Педагог: Скажите, ребята, а легко ли быть поэтом, музыкантом или композитором?
Как вы думаете, что для этого нужно?
Дети:
- не легко.
- нужны знания, творческое вдохновение, любовь к родному городу, краю, Родине.
Педагог: А хотелось бы вам попробовать себя в роли композитора, поэта или музыканта? (Ответ утвердительный)
Мы с вами сейчас и попробуем этому научиться, чтобы подарить родному городу свою песенку. Согласны? (Ответ утвердительны
Педагог предлагает познавательно – исследовательскую деятельность в музыкально – дидактической игре «до – ре – ми» с использованием ИКТ.
Педагог: Чтобы сочинять музыку, как вы уже сказали, нужны знания о музыкальной грамоте. Предлагаю вам ребятки, музыкальную загадку :
Семь сестренок, семь чудесниц
Ты их встретишь в каждой песне
Дружно все они живут
Угадай, как их зовут?
Дети: ноты!
Педагог: Эти нотки вы найдете у себя в наборе, посмотрите, как они выглядят.
Вы заметили, что нотки рисуют черными и белыми кружочками с палочкой и без палочки. На палочке иногда бывают дорисованы «хвостики». Называются палочки – штиль. А будет нота черной или белой зависит от её длительности. Самая долгая нота – белая, пустая. Нота покороче – белая со штилем, короткая (быстрая нота) – черная со штилем, еще короче и быстрее – черная со штилем с «хвостиком». Найдите их у себя.
Дети вынимают из конвертов наборы с нотками разного муз. размера – целая, половинная, четвертная, восьмая и т. д.
Педагог: А чтобы наши нотки не разбегались, у каждой из них есть свой домик – линеечки. Их всего пять. А домик называют нотный стан.
Нотки пишутся на линеечках и между линеечками. Попробуйте расположить нотки на нотном стане, как на картинке.
Дети рассматривают у себя в наборе нотный стан и располагают нотки – кружочки на линеечках и между ними. (свободный выбор детей)
Педагог: Всего нот – семь и каждая имеет свое имя. А запомнить их нам поможет маленькая песенка – запоминалка. Послушайте её.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Села кошка на такси
Заплатила сто рублей
И поехала в музей.
А веселые котята
К ней уселись позади
И проехали бесплатно
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Педагог: А теперь все вместе!
Дети пропевают вместе с педагогом песенку – запоминалку.
Педагог: Ну а где живут наши нотки, мы узнаем у ещё одной песенки «Весёлая нотная азбука»
песенка "Весёлая азбука"муз. И. Космачева, сл. Н. Френкель
Педагог: Вот мы и познакомились с нотной грамотой, мы знаем сколько всего нот и их названия. Но музыки ведь так много и вся она разная. Почему?
Дети:
- потому что ноты бывают разные по высоте: высокие и низкие.
- а еще они могут быть разной длины – долгие и короткие.
Педагог: Теперь, когда мы немного узнали о музыкальной грамоте, мы сможем с вами придумать свою песенку и подарить её городу в честь юбилея. Ребята, а кроме музыки, что еще должно быть, чтобы получилась песенка?
Дети:
Слова, стихи.
Педагог: А стихи я нашла у поэтессы нашего города Зинаиды Нефёдовой, которые как нельзя лучше подходят для подарка от нас с вами
1 - С днём рождения, город!
Ты нам близок и дорог.
Эта песня тебе от детей.
С горожанами вместе
В этот вечер чудесный
Мы отпразднуем твой юбилей.
2 - Пролетят долголетья,
Ты отметишь столетья.
Ну, а нам в этом городе жить.
Даже взрослыми станем,
Никогда не устанем
Новокуйбышевск также любить!
Педагог предлагает на выбор детям две мелодии, (сочинения самого педагога – вальс и марш,
Дети делают выбор самостоятельно, решают, какая музыка больше отвечает тексту и настроению слов.
Педагог: Вы сделали замечательный выбор, а теперь мы все вместе, споем нашу песню. Это будет замечательным подарком нашему любимому городу.
дети исполняют песню, в том варианте, который они выбрали. Помощь педагога в исполнении песни.
Педагог: Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали?
Дети:
- познакомились с поэтами и композиторами нашего родного города,
- подарили городу Новокуйбышевску в честь юбилея песенку.
- узнали, какими бывают ноты, их названия и как они записываются.
Педагог: Молодцы! До новых встреч!
Звучит песня С. Григорьева «Новокуйбышевск – души моей венец!»
дети выходят из муз. зала.