Наталья Бикетова
Конспект занятия «путешествие в прошлое или история моего родного города Губкин»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать интерес к истории и культуре своего города, края и чувство гордости за свою малую родину.
Задачи:
обучающие:
формирование знаний об истории родного города, истории Белгородчины, символике города, достопримечательностях и памятниках;
продолжить формирование умений: описывать исторические события, находить, обобщать информацию и выделять главное, связно излагать свою точку зрения;
развивающие:
развитие памяти, речи, формирование умения делать самостоятельные выводы;
Публикация «Конспект занятия „путешествие в прошлое или история моего родного города Губкин“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
продолжить формирование речи, логического мышления, навыков монологической речи;
воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к родному городу, к Родине, чувство гордости за свой народ, живущий в мире и дружбе со всеми народами земли.
Воспитывать чувство патриотизма нравственности, патриотизма.
Программное содержание: Закрепить и расширить знания детей об истории родного города, его улицах, достопримечательностях. Воспитывать у детей гордость за свою маленькую Родину, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
Предварительная работа: Чтение художественных произведений о родном городе, рассматривание иллюстраций, фотографий о городе Губкине.
Экскурсии по памятным местам города.
Словарная работа: Знакомство с новыми словами: "поселенцы", "Киевская Русь междоусобные войны ", "царица","владения","крепостное право","археологические….находки","помещики","землевладельцы","поместье","помещики","промышленность","полезные ископаемые", "черная металлургия","революция".
Оборудование: компьютер, экран, проектор, картинки с достопримечательностями города, клубок ниток, музыка
Ход занятия:
I. Организационный момент
Воспитатель:
Кроме матери родной,
Нету матери на свете.
Кроме Родины – иной
Нет родной земли на свете. (Б. Укачин)
Воспитатель: В этом четверостишье говорится о Родине. Подумайте, что такое для вас ваша Родина?
Дети: (ответы детей).
Родина, для каждого человека – это, прежде всего, мама, родной дом, родная улица. Это тот город или деревня, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей и где он живет. Мы с вами живем в нашем городе. Как называется наш город?
Дети: город Губкин.
Воспитатель: Верно. А кто из вас скажет, в каком богатом крае, в какой области расположен наш город?
Дети: в Белгородской области.
Воспитатель: А сейчас я хочу вместе с вами отправиться на машине времени в прошлое нашего города и узнать историю г. Губкина.
II. Основной момент
Слайд 1 Остановка 1 «Крепость Оскол»
Воспитатель: Наше путешествие начинается (музыка). Первая остановка «Крепость».
Воспитатель: Археологические находки, сделанные на территории нашего района свидетельствуют о том, что первые поселенцы поселились на нашей земле очень давно. Затем территория нашего района вошла в состав Киевской Руси. Для защиты южных границ государства здесь было построено несколько военных укреплений. Крепость - это оборонительное строение. Как правило, это обнесённая крепостной стеной территория, в которой находится постоянный гарнизон, с большим запасом продовольствия и вооружения, для пребывания в долговременной осаде. В таких крепостях воины держали осаду и защищали свои земли.
Историческое время бежит вперед и нам нужно отправляться дальше в наше путешествие.
Слайд 2 Остановка 2 «Деревня Коробково»
Воспитатель: Следующая остановка «Деревня Коробково». Во времена, когда Россией правили цари и царицы, Российская царица Екатерина II подарила землю и проживавших на ней крестьян генералу Петру Федоровичу Сабурову в благодарность за его заслуги перед Отечеством, но тот отдал свои владения соседу –помещику Коробкову, с поместья которого и началась история нашего родного города Губкина.
Слайд 3-4
Воспитатель: К этой территории относится имение Коробковых, в котором был выстроен прекрасный трехэтажный особняк. Этажи барского дома выполнены из разных материалов: первый каменный, а второй и третий – деревянные. Дома, которые ранее принадлежали помещикам, использовались в разных целях и за их состоянием особо никто не следил. Вот и в доме помещика Коробкова сначала располагалась школа, а во время ВОВ располагался госпиталь.
Мы немного отвлеклись, а время не стоит на месте и пора возвращаться назад в прошлое.
Слайд 5 Остановка 3 «Развитие промышленности»
Воспитатель: После отмены крепостного права в 1861 стала развивать промышленность. Землевладельцы занялись возделыванием сахарной свёклы, льна и подсолнечника. Появились первые предприятия, на которых производили вино, масло и сахар. Некоторые помещики делили свою землю на участки и распродавали их. Спрос на земельные участки значительно увеличился после того, как стало известно, что земли богаты залежами полезных ископаемых, большая часть которых имела немалое значение для развития чёрной металлургии.
Слад 6 Остановка 4 «Развитие поселка Губкина»
Воспитатель: Несмотря на то, что о месторождениях стало известно ещё в дореволюционные годы, практическая разработка началась только после Октябрьской революции. Одним из первых было открыто месторождение в деревни Салтыково (сегодня это микрорайон Губкина). На глубине более ста метров геологи обнаружили залежи руды, содержание железа в которой превышало 50%. В сентябре 1931 года заложили первую разведочно-эксплуатационную шахту Курской магнитной аномалии. Недалеко от шахты появился небольшой населённый пункт, который в 1939 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР становится рабочим посёлком, получившим название Губкин (в честь академика Ивана Михайловича Губкина). Днём рождения города (19 сентября) стал день подписания Указа.
1 ребенок:
О, город Губкин, город Губкин!
Я шёл по улицам твоим
И было утро гулким – гулким,
И стлали травы лёгкий дым.
2 ребенок:
А солнце звонкое вставало.
Был воздух чист, как родники.
Подходит степь к твоим кварталам
И подступают рудники… В. Сидоров
Воспитатель: Спасибо. Замечательно рассказал о нашем городе поэт В. Сидоров.
Воспитатель: А кто из вас знает, сколько лет нашему городу?
Воспитатель: Когда будет отмечаться праздник города?
Воспитатель: В честь кого назван наш город?
Воспитатель: А знаете ли вы где установлен памятник в честь одного из первых геологов железорудного бассейна КМА?
Дети: (ответы детей). Вписать нужно
Дети: В сквере около музыкального училища И. М. Губкину установлен памятник.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, но нам пора возвращаться. Машина времени ждет нас.
Воспитатель: Дальнейшее развитие рабочего посёлка было прервано Великой Отечественной войной (звучит голос Левитана-объявление войны).
Слад 7 Остановка 5 «ВОВ»
Воспитатель:
По курской земле – то поля, то дубравы,
На курской земле – соловьи на заре.
То холмик, то крест,
То огонь Вечной славы
По Курской дуге,
На Курской земле.
На фоне музыки «Вставай страна огромная»звучат слова воспитателя.
Воспитатель:
А знамениты наши места еще и тем, что здесь проходила курская битва, которая является знаменательным событием в истории нашей Родины. Во время Великой Отечественной войны посёлок опустел, работы на шахте прекратились, и лишь после окончания войны с 1947 года началась застройка посёлка.
Воспитатель: Великая Отечественная война изменила жизнь миллионов людей по всей стране. Уже в первые дни военных действий огромное количество жителей района и посёлка добровольно отправилось защищать родину. Только из молодого рабочего поселка Губкина на фронт ушли 1900 человек, а всего из района в ряды защитников Родины встали 16 тысяч человек, из которых вернулось домой только 7тысяч. Оккупация продлилась 7 месяцев. Однако и этого времени было вполне достаточно, чтобы нанести району огромный урон. С июля 1942 года по февраль 1943 года немецко-фашистские захватчики повесили и расстреляли более семидесяти человек. Более двух тысяч юношей и девушек было отправлено на работу в Германию.
Несмотря на то, что оккупация была окончена, угроза сохранялась до полного разгрома фашистов на Курской дуге. После ухода захватчиков рабочий посёлок имени Губкина был практически полностью уничтожен. 5 февраля – день освобождения губкинской земли от немецко-фашистских захватчиков.
Слайд 8
Воспитатель: Какие памятники в нашем городе установлены в честь воинов, воевавших и освобождавших наш город?
Дети: (ответы детей)
Братская могила 169 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками 1943 г. г. Губкин, пер. Героев
Братская могила 11 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками 1943 г. г. Губкин, сквер Героев.
….вписать нужно
Воспитатель: Во время Великой Отечественной войны посёлок опустел, работы на шахте прекратились, и лишь после окончания войны с 1947 года началась застройка посёлка. Со временем рабочий посёлок был переименован в город Губкин.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас нам пора отправляться дальше в путь по истории нашего города.
Слайд 9 Остановка 6 «Из поселка в город»
Воспитатель: В 1956 году рабочий посёлок был переименован в город Губкин в честь одного из первых геологов железорудного бассейна КМА И. М. Губкина. В населё нном пункте появились новые улицы: Горького, Победы, Строителей, Комсомольская, Островского и другие. Рабочий посёлок начинает разрастаться.
Воспитатель: Ребята нам снова пора в путь. Сейчас мы сойдем на остановке «КМА».
Слайд 10. Остановка 7 «КМА»
Воспитатель: В 50-х годах начинается широкомасштабное освоение Курской магнитной аномалии. В 1953 году было создано предприятие по добыче и переработке железной руды – «КМА руда». Базой для создания этого предприятия стали 2 фабрики и шахта.
Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие. Сейчас мы с вами выйдем на конечной остановке «Современный город»
Слайд 11. Остановка 7 «Современный город - конечная»
Воспитатель: Сегодня Губкин — это крупный горнопромышленный и индустриальный центр Белгородского региона с культурными и духовными традициями. В нашем городе по статистическим данным проживает 120 тысяч человек.
Воспитатель: Мы с вами сегодня совершили увлекательную поездку на машине времени по истории нашего города. Я хочу проверить, что вы запомнили из нашего незабываемого путешествия. Давайте поиграем в игру
Игра «Путешествие по городу»
Рассматриваем картинки с достопримечательностями города. Дети должны рассказать о достопримечательностях города сами без подсказки педагога.
Воспитатель: Молодцы. Вы справились с этим заданием. Вам понравилось играть?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я хочу предложить вам игру «Клубок волшебных слов»
Игра «Клубок волшебных слов»
- Я даю Маше клубок и салфетку. Я задаю вопрос, а Маша должна на него ответить. Маша, ты должна обмотать нитку вокруг салфетки, ответить на вопрос и передать другому игроку (не повторяться).
Воспитатель:
1. В каком районе современной Белгородской области мы живем?
a. Дети: (Губкинский).
Воспитатель:
2. Что изображено на гербе Белгородской области?
a. Дети: Орёл надо львом.
Воспитатель:
3. Какие цвета изображены на флаге Белгородской области?
a. Дети: Синий крест, разделяющий флаг на четыре части – красный, белый, зелёный и чёрный.
Воспитатель:
4. Что изображено на гербе г. Губкина?
a.
Дети: В зеленом поле - черный треугольник, окаймленный серебром, сопровождаемый слева золотой расторгнутой на зерна головкой колоса, а внизу - нижней половиной расторгнутого и тонко окаймленного золотом кольца, рассеченного червленью (красным) и лазурью (синим, голубым). Поверх нижнего края треугольника - ромб в левую перевязь, пересеченный сообразно своему наклону серебром и червленью; червленая часть тонко окаймлена серебром. В вольной части герб Белгородской области.
5. Воспитатель: Опиши современный флаг г. Губкина
Дети:
Флаг по бокам две голубые полосы, а в центре изображен герб города Губкина и Губкинского района.
6. Воспитатель:
Назовите название реки, которая протекает на территории г. Губкина?
Дети: Оскол
7. Воспитатель : Имение какого помещика сохранилось до наших дней?
Дети: Коробкова
8. Воспитатель: Назови имя и фамилию человека, в честь которого назван наш город.
Дети: Губкин И. М.
9. Воспитатель: Кем он был? Какая у него профессия?
Дети: Геологом
10. Воспитатель: Где установлен памятник в честь одного из первых геологов железорудного бассейна КМА?
Дети: около музыкальной школы
11. Воспитатель: Назови самый большой исторический музей г. Белгорода.
Дети: Музей-диорама “Курская битва. Белгородское направление”.
12. Воспитатель : Какие музеи есть в нашем городе?
Дети: Краеведческий музей
13. Воспитатель :
В честь какого генерала ВОВ названа улица в городе Губкин?
Дети: Ватутина Н. Ф.
14. Воспитатель : Перечислите памятники нашего города, посвящённые защитникам ВОВ
Дети: ответы детей
Итог
Воспитатель : Я думаю, что вы сегодня очень много узнали о истории своего города и обязательно расскажите дома родителям о сегодняшнем путешествии. Спасибо за внимание.
Список литературы:
1. Банк городов. Город Губкин [Электронный ресурс] : https://www.bankgorodov.ru/place/Gybkin
2. Википедия. Губкин (город) [Электронный ресурс] : https://ru.wikipedia.org/wiki/
3. История Губкина Белгородской области [Электронный ресурс] : https://gubkin31.ru/photos/1035-1
4. Заповедные уголки горняцкого края [Текст] / Алтухова И. Д – главный хранитель Губкинского краеведческого музея, Солнышкова Е. Н. - научный сотрудник Губкинского краеведческого музея. – Белгород : Белгородская областная типография,2012. С. 96.
5. Литературно-художественный альманах «Губкин» [Текст] : / Редакторы-составители: Н. Козлова, Е. Прасолов. - Губкин : Губкинская типография, 2009.-139с.
6. Мой край. Книга для чтения по истории и природе Белгородской области для учащихся 4-х классов [Текст] : / Составители Н. Г. Овчарова, Б. И. Осыков. – Воронеж: Чернозёмное книжное издательство, 1977.-78с. ; 20см-10 000 экз.
7. Официальный сайт Губкинского городского округа [Электронный ресурс] : https://www.gubkinadm.ru/gorod/kultura