Прядко Елена Егоровна
Конспект НОД для детей средней группы «Путешествие в прошлое города» с элементами ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: Формирование первичных представлений о малой родине.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
-формирование готовности к совместной деятельности;
-обучение подчинять и направлять свое воображение в соответствии с поставленной задачей, с помощью Морфологической Таблицы и Дорожки времени;
- знакомство с укладом жизни в далеком прошлом поселения (на месте нашего города), с бытом и образом жизни взрослых и детей в недалеком прошлом.
Развивающие задачи:
-развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
Публикация «Конспект НОД для детей средней группы „Путешествие в прошлое города“ с элементами ТРИЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
-развитие умения договариваться;
-развитие познавательных интересов, любознательности.
Воспитательные задачи:
-Воспитание любви к малой родине, патриотических чувств;
-Воспитание доброжелательных отношений к людям другого времени.
Предшествующая работа: Работа с таблицей М. А., путешествие по дорожке времени детей и предметов (вчера, неделю назад, год назад, завтра и т. д, сюж-ролевые игры «Шоферы», «Моряки», «Машинисты», п/и «Кот, кот на чем стоишь?»
Материал: Морфологическая таблица. Изображение-схема поселения с месторасположением в древности. Картинки с изображением орудий труда. Одежда Воронежской области, мячик тряпичный, деревянная куколка. Лук, стрелы, удочка. Домик, вышитые изделия, фонарик, платок; «дорожка времени», «пульт». Шлемы. Крупный строительный материал.
-Кто из вас любит путешествовать? (ответы)
- На чем люди путешествуют? (ответы)
- Я предлагаю отправиться в путешествие по дорожке времени (показываю дорожку времени) и посмотреть, что было раньше в далеком прошлом и в недалеком, на месте этого детского сада. Что же было раньше на месте нашего города? Как тогда, когда еще бабушек и дедушек не было на свете, жили люди? Где жили, что делали?
-Но нам нужен не обычный транспорт, а «машина времени». Давайте придумаем машину по М. Т. (дети придумывают, выбирают подходящий вариант)
-Давайте построим ее. (Строим, используя стулья, стол, палатку, крупный строительный материал, скамейки. В кабину капитана кладем пульт, «дорожку времени».)
- Ребята, нам нужен капитан нашего летающего аппарата и его помощник, чтобы они включали нашу машину, останавливали, следили за полетом и двигали шкалу по «дорожке времени». (Дети выбирают. Капитан и помощник получают особые шлемы)
- Ребята, вдруг мы кого-нибудь встретим. Давайте возьмем с собой подарки.
-Если мы встретим мужчину, что для него возьмем в подарок? Взять можно, что-либо одно. (Дети предлагают разные варианты. Останавливаемся на ружье.)
-Если мы встретим женщину? (Берем платок)
-Если мы встретим детей? (Берем мячик)
Берем с собой выбранное и садимся на места.
-Садимся удобнее. Крепко держимся. Полетели. (Звучит музыка)
Капитан корабля говорит: «Включаю двигатель. Начинаем полет в далекое прошлое!»
По окончании музыки, говорит: «Останавливаю машину. Закончился полет»
Из «машины времени» никто не выходит.
-Ребята, мы перенеслись в такое далекое прошлое, когда на наши земли нападали татары, грабили и убивали наших людей. Много нападений пережила земля русская и вот места для поселений выбирались с умом, чтобы жить было удобно и от врага обороняться.
-Давайте посмотрим в бинокли на место поселения предков. Из машины сейчас выходить опасно: вдруг враги появятся или выскочат дикие кабаны, которых в то время водилось очень много.
(Показываю изображение- схему)
-Чем же было удобно это место для поселений?
Посмотрите, какая широкая река была раньше, через нее враг не мог перейти. А вон там непроходимые болота, заросшие камышом. А с этой стороны громадный лес. И только с одной стороны враг мог проникнуть на это место поселения. Но люди позаботились о себе. Они вырыли глубокую канаву и насыпали высокий вал, а по линии вала поставили сторожевые вышки. При появлении врагов женщины, старики и дети прятались в камышах, а мужчины вступали в бой.
- Посмотрите, возле речки что-то лежит (лук, удочка)
Как вы думаете, чем они занимались? (охотились, ловили рыбу)
Ружей у них, наверное, не было. Давайте оставим мужчинам ружье. С ним и от врагов легче защищаться и на охоту ходить. Но здесь опасно оставаться, давайте отправимся в недалекое прошлое, когда уже враги не нападали на наши земли.
(Звучит музыка, капитан отдает команды)
- Теперь мы очутились в то время, когда наш город был еще деревней. Смотрите, а вон небольшой домик стоит. Выйдем,посмотрим, кто там живет.
(Выходим из «машины». Заходим в дом. В нем сидит хозяйка)
-Здравствуйте! А кто вы такие?
-Мы прилетели из 2017 года и хотим узнать, как раньше жили люди.
- Вот видите живем мы в небольших домиках, крытых соломой. Называют их «мазанками», так как их мажут глиной с песком снаружи и внутри. Пол у нас земляной. Иногда укрываем его соломой или травой. Посередине дома у всех стоит большая печь с лежанкой. Ее мы топим зимой и когда нужно испечь хлеб. В каждом доме сами себе пекут хлеб.
- А что вы вечером делаете?
-Летом работаем допоздна в поле, а, зимой вышиваем, валенки валяем, бочки делаем. Кто что умеет, то и делает.
-А у вас есть машины - помощники?
-Что такое машины? У нас есть только вот такие орудия труда. (Показывает предметы старины, или картинки)
-А электричество у вас есть?
-Нет.
-А что же вы делаете по вечерам?
-Вечером мы зажигаем свечи и работаем при их свете, а утром встаем рано, как только солнышко встает.
-А что же вы никогда не отдыхаете?
-Отдыхаем и праздники устраиваем. Поем песни, водим хороводы. Вот посмотрите, в праздник девушка надевает венок, украшает косу лентой. (Показывает). Женщина постарше надевает кокошник или «рогатую кичку» и обязательно волосы покрывает платком. Ходим мы в лаптях. (Показывает картинку)
-Спасибо тебе, добрая женщина, за твой рассказ. Мы еще походим, посмотрим, как живут у вас люди, а ты прими в подарок вот этот платок. До свидания!
(Идем дальше. Встречаем девочку. Она несет деревянную куклу и мяч)
-Здравствуй девочка, Куда ты идешь?
-Здравствуйте! Я иду гулять.
-А что ты с собой несешь?
-Мячик и куколку!
-А з чего это они сделаны?
-У Вани дед мячик сплел из лыка- ремешков, сделанных из коры березы и набил его песком. Кукла моя сделана из березового полена. Мама сшила ей сарафан, кокошник. С такой куклой мы ходили на Рождество колядовать. Потом ее должны были сжечь по обычаю, но мне стало жалко и я оставила ее себе.
-А в школу ты ходишь?
-Да я хожу в школу для крестьянских детей. Там нас учат читать, писать, мальчиков учат еще шить сапоги, делать ведра, пилить, строгать.
-А в игры вы играете?
-У нас любимые игры горелки, городки, лапта, жмурки.
- А мы знаем одну игру в жмурки. Давай поиграем.
-Кот, кот, на чем стоишь?
-На квашне.
-Что в квашне?
-Квас.
-Лови мышек, а не нас. (игра дедей)
- Ну, что ж нам пора расставаться. Прими девочка в подарок от нас резиновый мячик, с ним очень интересно играть.
- Пора возвращаться. Садимся в «машину времени»
(Звучит музыка, капитан дает команды, двигает шкалу по дорожке времени вперед в будущее).