Ирина Петрова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Вообразилия» (с элементами технологии ТРИЗ)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель: формирование знаний детей о профессиях людей, орудиях труда через игровую деятельность с элементами ТРИЗ.
Задачи: уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии музыканта, врача, портного, парикмахера. Упражнять в подборе слов – признаков к предмету (согласование прилагательного с существительным, формировать представления о многозначных словах (существительные). Учить задавать вопросы с помощью опоры-схемы. Развивать связную речь детей, учить составлять загадки, используя технологию ТРИЗ. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать воображение и фантазию дошкольников. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в страну Вообразилия“ (с элементами технологии ТРИЗ)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Планируемый результат:
Сформированы представления о профессиях: музыкант, врач, портной, парикмахер и др.
Дети овладевают понятием «многозначные слова».
Умеют составлять загадки.
Материалы и оборудование: мультимедийные средства, картинный материал по теме «профессии», мольберты, карточки с цифрами (от 1 до 4, схема – опора по ТРИЗ, аудиозапись, чудесный мешочек, ленты, раскраски, конверты с заданиями.
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! А детский сад ваш как называется? Вы из старшей группы? Мне еще подсказали, что вы умные, умеете фантазировать хорошо, правда? Тогда это электронное письмо адресовано вам, один старый добрый волшебник из страны Вообразилия просит вас о помощи.
Текст письма (аудиозапись).
Волшебник: Приветствую вас, дорогие ребята! Я волшебник Многознай из страны Вообразилия! Это необыкновенная страна, а города в ней волшебные, загадочные, а жители этого города очень добрые и сами умеют придумывать интересные загадки. В нашей чудесной Вообразилии приключилась беда : злая Волшебница от зависти заколдовала всех обитателей страны. Для того чтобы им помочь, надо отгадать сложные загадки, а еще уметь фантазировать и решать задачки. К сожалению, одному мне не справится. Поможете расколдовать жителей? Ответы детей.
Волшебник: А воспитатель Ирина Владимировна вам подскажет, как к нам добраться. Жду вас с нетерпением, удачи!
Воспитатель: Ой, как же я люблю путешествовать! Ребята, у меня есть волшебные голубые ленты, которые превратятся в облака и перенесут нас куда угодно. Только путь будет не простой, вы готовы преодолеть все препятствия? (ответы детей). Тогда отправляемся, надо лишь сказать слова: 1, 2, 3 вокруг себя повернись и в стране Вообразилия окажись. Воспитатель раздает ленты и вместе с детьми говорят слова.
Основная часть.
Воспитатель: вот мы и попали в страну Вообразилию, город Загадок (на экране появляется слайд 1).
Подходят к первому домику.
Воспитатель берет конверт с заданием и читает: для того чтобы расколдовать жителей этого домика, надо узнать человек какой профессии здесь живет, и ответить на вопросы (на первом мольберте – картинки «музыкальные инструменты», «ноты», «скрипичный ключ»).
Воспитатель: человек, какой профессии живет здесь? (музыкант). Верно (слайд 2).
Метод «Мозговой штурм» (МШ). Это метод коллективного поиска оригинальных идей.
Воспитатель: зачем жителям города нужен музыкант? Какая бывает музыка? (ответы детей, отмечается самый оригинальный). Ребята, посмотрите, на нотах изображен скрипичный ключ, а какие еще бывают ключи? Правильно: ключ дверной, гаечный, ключ – родник (слайд 3).
Для чего предназначены эти ключи? (ответы детей) Как вы убедились, слово ключ имеет много значений. Такие слова называются многозначными. С этим заданием справились.
А теперь перейдем ко второму домику.
Воспитатель открывает конверт и читает задание: профессию человека, который живет во втором домике, отгадать с помощью игры «Да-нет» (игра по технологии ТРИЗ)
Воспитатель: Дети, вы мне будете задавать вопросы, я только могу отвечать: «да или нет».
Выставляется на мольберт «схема-опора» с вариантами вопросов.
С помощью наводящих вопросов дети вместе с воспитателем, выясняют, человек какой профессии живет во втором домике (слайд 4).
Метод «Мозговой штурм» (МШ).
Воспитатель: Почему важна профессия врача? (ответы детей, отмечается самый оригинальный).
Врачу для работы нужен шприц. У шприца есть игла. А где или у кого еще можно встретить иглы? Дети предлагают варианты, отмечается самый оригинальный ответ. Это тоже многозначные слова ( слайд 5 с картинками: «хвойные иглы», «иглы у ежа», «швейная игла», «иглы у кактуса»).
Воспитатель: Перейдем к третьему домику.
Задание: узнать о профессии с помощью игры «Чудесный мешочек».
Дети поочереди достают разные предметы (инструменты) из мешочка, называют их, поясняют назначение.
Воспитатель: Кто же здесь живет? (ответы детей, слайд 6) Почему необходим парикмахер жителям города загадок? (ответы детей, отмечается самый оригинальный).
Игра «Маша-растеряша» (игра по технологии ТРИЗ)
Воспитатель читает задание: Парикмахер потерял расческу для волос, необходимо придумать замену ей (ответы детей, отмечается самый оригинальный).
Переход к четвертому домику (мольберту).
Воспитатель читает задание: отгадать загадки о профессиях людей и придумать свою загадку об одном из орудий труда. (Шофер, пожарный, строитель, повар, продавец, учитель, портниха).
Воспитатель: А какие инструменты нужны для работы портнихе? (ножницы, нитки, игла, ткань и др.). Жители этого города любят загадывать загадки. Давайте поучимся у них и придумаем свою загадку об одном из орудий труда, которое использует портниха, например, об игле.
Методика (Т. А. Сидорчук и А. А. Нестеренко) с опорой на сходство (с использованием схемы, но не) Последовательность этапов сочинения загадки:
1. Выбрать объект, про который будет придумываться загадка.
2. Описать несколько характерных признаков, действий данного объекта (не более 4).
3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.
Например: острая, но не нож, металлическая, но не кастрюля, тонкая, но не нитка.
Воспитатель: вот и выполнили мы все задания и узнали множество профессий людей, которые здесь живут.
Волшебник: молодцы, ребята, справились со всеми заданиями и расколдовали жителей страны Вообразилия, ведь каждый из них нам очень важен. И в благодарность за это от всех жителей я хочу вам подарить раскраски на память (аудиозапись).
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться! Поблагодарим Волшебника Многозная за интересное путешествие! Давайте возьмем ленты и произнесем волшебные слова.
Воспитатель: С возвращением! Я очень рада, что с вами познакомилась, и мы вместе помогли Волшебнику Многознаю. Спасибо вам ребята! До новых встреч!
Заключительная часть:
Рефлексия: - Ребята, ответьте мне, где же мы сегодня с Вами побывали? С какими профессиями вы сегодня познакомились? Чему вы научились? А какие игры понравились? (ответы детей).