МААМ-картинки

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края»

Наталья Логачева
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края»

Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме.

Задачи:

Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского и мужского белгородского народного костюма. Познакомить с видами головных уборов. Учить детей группировать мужскую и женскую одежду, обобщать одним словом одежду и головные уборы.

Развивающие: развивать познавательную активность, умение ориентироваться в прошлом одежды родного края.

Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Путешествие в прошлое одежды родного края“» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре, к родному краю, народным играм.

Словарная работа: ввести в активный словарь слова-названия элементов женского и мужского белгородского народного костюма (сарафан, кокошник, платок, понева, порты, картуз с козырьком, рубаха, чепец, кушак, завеска)

Предварительная работа:

Экскурсия в русскую избу: рассматривание старинной одежды (сарафан, кокошник, рубаха, знакомство с ее названием.

Рассматривание журналов, раскрасок, художественной литературы и иллюстраций к ним.

Рассматривание предметных картинок «Современная мужская и женская одежда»

Беседа с детьми о жизни народа родного края.

1 этап: Мотивационно-ориентировочный:

(воспитатель, одетый в национальный костюм, заходит в группу под русскую народную мелодию, организовывает приветствие)

- Здравствуйте, девицы-красавицы!

Здравствуйте, молодцы!

Поклон вам, гости званные, да желанные!

«Как у наших воротях стояла я - Федора,

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красивым узором расшита рубаха,

Сарафан кушаком подвязан, красиво завязан».

- Ребята, вы услышали, как меня зовут? Как? (Федора) Вам известно такое имя? Знаете ли вы среди своих друзей человека с таким именем? (нет) Да, у меня имя необычное, а старинное. А что еще вы заметили необычного? (одежда необычная) Ребята, а вам нравится моя одежда? (да) Посмотрите, на мне красивым узором расшита белая рубаха, черный сарафан красным кушаком подвязан. Сарафан, кушак…вам знакомы эти слова? (да) А где мы видели такую одежду и познакомились с ее названием? (в русской избе) А ещё что мы с вами рассматривали? (картинки, журналы, раскраски с такой одеждой). Да, и поэтому, знаем, как называется старинная одежда.

2 этап: Поисковый этап:

- А хотите узнать, кто и когда ее носил? (да)

- Может быть, отправимся в путешествие далекого прошлого, где жили наши предки, которые носили одежду, такую, как у меня? (да)

- А покажет нам путь-дорожку вот этот клубок. Он не простой, а волшебный. Только надо произнести слова:

«Ты катись, катись, клубок через запад на восток

И веди наших ребят прямо в прошлое опять»

(дети стоят в кругу и передают клубок друг другу, проговаривая слова)

3 этап: Практический:

(звучит русская народная мелодия, на экране появляется слайд 1 с изображением русской избы и людей)

- Вот мы с вами и попали в то далекое прошлое, которое называется – «Русь Великая».

- Кого вы здесь видите? (ответы детей) Да, здесь живут и мужчины, и женщины.

- Как назывались женщины и мужчины на Руси? (крестьянин и крестьянка, одним словом – наши предки).

- Посмотрите, в какую одежду они одеты? (ответы детей) Одеты они в старинную одежду, которая называется – «национальный костюм». А вот и местные жители нас встречают.

(Звучит музыка, воспитатель из домика на стол выставляет кукол в национальных костюмах – мальчика и девочку)

Голос с экрана: Здравствуйте, ребята! Меня зовут – Маня, а меня – Ваня. Мы рады вас приветствовать. Расскажите нам, друзья, зачем пожаловали в наши края?

Ребенок: Мы хотим рассмотреть вашу одежду и узнать, кто ее носил.

Голос с экрана: Мы, конечно, вам покажем, а тетушка Федора вам расскажет. Садитесь на лавочку рядком, поговорим ладком.

Воспитатель: Слайд 2: На Руси женщины-мастерицы с помощью иголок и ниток сшивали ткань и придумывали одежду для мужчин и женщин. Получились красивые вещи, которые имели свое название.

Слайд 3: -Вот, например, посмотрите, что носили женщины. Как называется эта одежда вы уже знаете : Слайды 4-7:

Что это? (сарафан) Правильно, длинная одежда без рукавов, можно сказать, что похож он на трубу. Это слово означает «быть одетым с головы до ног». Что означает это слово, Егор?

Это – юбка, но она в старину называлась по другому. Как? (понева)

А это – рубаха. Она белого цвета, могла быть вот с таким закругленным воротником и манжетами на рукавах.

А как называется вот эта вещь? (это фартук, а назывался он – завеска). Завеска была, как высокой - до груди, так и низкой - по талии.

Слайд 8: - А вот мужская одежда, посмотрите:

Что это? (это - брюки – порты). Правильно, их носили только мужчины и заправляли их в сапоги.

А это? (рубаха). У мужской рубахи нет манжетов на рукавах и без круглого воротничка.

- Одним словом это как называется? (одежда)

Слайд 9: - А ещё, ребята, главным дополнением к мужской и женской одежде был вот такой предмет. Кто помнит, как он назывался в старину? (кушак или подпоясок). Что им мужчины и женщины подпоясывали? (Им женщины подпоясывали сарафан, а мужчины – рубаху). На Руси у предков была даже такая примета: «без пояса не ходи, от болезней его носи». Какая была примета, повторите. Они тоже отличаются. Слайд 10: Вот таким кушаком подпоясывались мужчины – он узкий. Слайд 11: а таким – женщины, он широкий.

Слайд 12: - А это - головные уборы, которые носили только женщины: кокошник, платок, чепец – круглая шапочка с завязками или лентами. Эти головные уборы носили только женщины. Слайд 13: А вот картуз с козырьком и цветком – его одевали только мужчины. Слайд 14: Как назвать эти предметы одним словом? (головные уборы)

- На Руси люди не только трудились, но и любили развлекаться и играть в разные игры. Мы с вами тоже умеем веселиться и метелицей кружиться. Хотите Ване и Мане показать?

Русская народная игра «Метелица»

- Запомнили, как называется старинная одежда? (да) А загадки отгадаете? Ну, слушайте?

Слайд 15: (картинки-отгадки)

Загадки:

Рукав длинный и короткий,

Планка иль косоворотка,

На груди - кармашки. Что это? (Рубашка)

- Ну, а у нас на экране не рубашка, а рубаха.

Каждый день по утру надеваю я трубу.

Ну, не догадаться вам…Называется он… (Сарафан)

- Кто носил сарафан?

Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс – кушак - подпоясок)

- Кто запомнил примету про пояс-кушак?

Он украшает голову, на корону похож,

Весь расшит узорами, уж очень он хорош (Кокошник)

Рукава, длинней чем руки, значит, вы надели (Брюки - порты)

Слайд 16: Воспитатель: на Руси мужчины и женщины на праздник наряжались и уходили водить хороводы. Мы с вами тоже умеем водить хоровод. Покажем Ване и Мане? За руки друг друга берем, хоровод мы заведем.

Хоровод «Калинка»

- Наши нарядные куклы, что-то заскучали. Давайте в руки их возьмем, про их одежду рассказ заведем. Сначала расскажем о наряде Мани?

Описательный рассказ про одежду кукол.

(Дети, держа куклу в руках, говорят по одному предложению и передают другому).

- Молодцы! За это Ваня и Маня дарят нам вот такую игру, которая называется «Подбери одежду для кукол». Вот два конверта. В одном – картинки женской одежды не только старинной, но и современной, а в другом конверте – картинки с мужской одеждой. Нужно выбрать ту одежду, которая может пригодиться для Вани и Мани и прикрепить на доску возле мальчика с одной стороны и возле девочки – с другой стороны. Поэтому, нужно будет разделиться на две команды. Готовы? Тогда начинаем играть: по одной картинке берите, рассмотрите, а потом куда нужно – отнесите.

Дидактическая игра «Подбери старинную одежду для кукол».

- Молодцы, ребята, справились с заданием. Но, нам пора возвращаться назад, потому что нельзя режим детского сада нарушать. Прощаемся с хозяевами и отправляемся в детский сад.

Слайд 17: картинка избы и людей. Голос с экрана: До свидания, ребята. Было интересно с вами играть.

«Ты катись, катись, клубок, через запад на восток

Приведи наших ребят, прямо в детский сад опять.

Раз-два, раз-два, в детском саду теперь детвора!»

4 этап: Рефлексивно-оценочный:

-Ребята, скажите, а где же это мы побывали сегодня? (ответы детей) Что вам больше всего понравилось? (ответы детей) Молодец, Оля, Дима, вы хорошо играли, одежду куклам подбирали. Да и все вы - молодцы, хорошо теперь знаете, как выглядит старинная одежда наших предков и чем мужской костюм отличается от женского.

Воспитатель: Времена теперь другие, как и мысли, и дела.

Далеко ушла одежда от такой, какой была.

Ребенок: Мы невежами не будем,

Историю русского костюма не забудем!

Воспитатель: Так испокон сохранен на Руси

Женский и мужской костюм небывалой красы!»

-Ребята, пока мы путешествовали, к нам в окошко залетели вот эти снежинки: веселые и грустные. Если вам было интересно путешествовать и у вас хорошее настроение, предлагаю выбрать веселую снежинку, ну а если кому-то стало вдруг грустно, то есть и грустные снежинки. Подумайте и выберите себе одну снежинку.

5 этап: Последующая работа:

- Ребята, мы знаем старинные головные уборы и одежду, в другой раз мы попросим Ваню и Маню рассказать нам про обувь. Согласны? Ну, а сейчас пойдемте отдыхать, в разные игры будем играть.

Публикации по теме:

ИОС по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Дикие животные Краснодарского края» Иос в средней группе Ознакомление с окружающим миром «Дикие животные краснодарского края.» Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Конспект НОД по ознакомлению детей средней группы с природой родного края «Красив и богат мой край» Интеграции образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для средней группы «Дикие животные Красноярского края» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для средней группы «Дикие животные Красноярского края» Цель: знакомство с дикими животными.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «Мой дом» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «Мой дом» Цель: - Закрепить у детей знания о понятии «дом». - Научить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес» Тема: «Путешествие в зимний лес». Цель:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берегите природу родного края!» Задачи: Образовательные: 1. Дать представления о том, что природа – это наш общий дом. Закрепить представления о разнообразии природы родного.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Снегири» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Снегири» (по программе «Воспитание в детском саду» М. А. Васильевой и.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое одежды» в средней группе Программное содержание занятия: - продолжать знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Зимующие птицы: воробьи и вороны» Задачи: расширить знания.

Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей-подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги»Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей-подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги» МБДОУ «Троицкий д/с № 2 «Рябинушка» корпус 2 Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей/подготовительной к школе группы «Путешествие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края»
Опубликовано: 25 февраля 2017 в 11:22
+120Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 74.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД