Музыкально-образовательная среда как мощное средство музыкального образования детей дошкольного возраста

Бэлла Вербицкая
Музыкально-образовательная среда как мощное средство музыкального образования детей дошкольного возраста

Слайд №1: Представление темы.

Слайд №2: Всем известно, и доказано учёными, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.

Слайд №3: Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Слайд №4: Среда, окружающая ребёнка в учреждении, семье и социуме, может стать средством становления его креативности в том случае, если педагог способен быть организатором. Для этого необходимо знать состав, структуру среды, механизм её воздействия на личность. Учитывая всё это, педагог будет опосредованно руководить процессом музыкального образования ребёнка.

Слайд №5: Среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Средовый подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства в жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме. В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

Слайд №6: Музыкально- образовательная среда ДОУ состоит из двух блоков.

• Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности:

• Блок не регламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий.

Музыкально- образовательная среда семьи состоит из:

- совместной с родителями;

- самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Музыкально- образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т. п.)

Слайд №7: Музыкально- образовательная среда ДОУ (регламентированной) деятельности организована в музыкальном зале.

Музыкально-предметно-развивающая среда ДОУ (не регламентированной) деятельности организована в группах детского сада. Она организуется по трём основным блокам: *) восприятие музыки, *) воспроизведение музыки, *) музыкально-творческая деятельность. Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определённого вида детской музыкальной деятельности. Оформление музыкальных зон в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.

Слайд №8: Музыкально- образовательная среда должна:

* учитывать возрастные интересы развития ведущей детской деятельности;

* соответствовать возможностям ребёнка на грани перехода к следующему этапу развития;

* содержать как уже известные ребёнку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;

* Учёт исходной инициативности ребёнка, его стремление сразу же на деле применять приобретённые знания, как ясные, так и проблематичные;

* Развивающая музыкально- образовательная среда раскрывает свои возможности благодаря общению детей со взрослыми в этой среде;

* Ребёнок и взрослый действуют вместе, им должно быть удобно в их предметной среде.

Разработка и оценка предметно-развивающей среды опирается на ряд критериев: Слайд №9:

1. Качество содержания развивающей предметной музыкальной среды

• Разработано с учётом деятельностно-возрастного системного подхода,

• Отражает полноту детской музыкальной деятельности,

• Отражает системность в овладении ребёнком музыкальной деятельностью,

• Обеспечивает детям возможности для их музыкально-творческого развития,

• Представление проблемности для решения задач, проблем, возникших по ходу музыкальной деятельности,

• Соотносится с ведущим видом деятельности,

• Динамичность содержания среды.

Слайд №10:

2. Качество структуры развивающей предметной музыкальной среды:

• Структура мини-центров представлена в виде целостных модулей, имеющих трансформирующиеся детали,

• В мини-центрах представлены все виды детской музыкальной деятельности,

• Структура мини-центра создаёт условия для активного, развивающего характера музыкальной деятельности (пособия, инструменты,

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей.

Слайд №11:

3. Функциональный и эмоциональный комфорт детей в среде музыкальной деятельности:

• Красочное оформление миницентров,

Среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка,

• Пособия добротны, эстетичны, просты,

• Мини-среды оформлены в одном стиле.

Среда организованной музыкально-творческой деятельности в нашем ДОУ создается на музыкальных занятиях,

Музыкально-образовательная среда как мощное средство музыкального образования детей дошкольного возраста

праздниках, которые проходят в музыкальном зале, светлом, просторном, эстетически оформленном.

В зале имеются комплекты кукольных театров, две напольные ширмы, что позволяет разыгрывать музыкальные кукольные спектакли, драматизации, концерты для родителей.

Музыкальный зал оснащен техническими средствами: имеются 2 музыкальных центра, телевизор, DVD-плеер, пианино, стереофонический усилитель звука.

Музыкальные инструменты,

игрушки, пособия,

музыкально-дидактический материал

хранится в зале, в специально отведённом месте.

Собрана фонотека (кассеты, диски) с детскими песнями, современной, народной и классической музыкой.

Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому музыкальная среда группы имеет большое значение для музыкального воспитания и развития его креативности.

Организация не регламентированной деятельности требует соблюдения необходимых условий.

В каждой группе создан музыкальный уголок,

1 младшая группа:

2 младшая группа:

Средняя группа:

Старшая группа:

Подготовительная к школе группа:

где размещаются музыкальные инструменты и дидактические игры, также магнитофон и кассеты, на которые специально для воспитателей записывается новый музыкальный репертуар; кассеты с записью инструментальной музыки, детских песен и музыкальных сказок.

Слайд №12: Для обеспечения качества музыкального образования детей дошкольного возраста необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда как в детском саду, так и дома. Среда – это атмосфера, в которой дышит, живёт и развивается ребёнок. Она становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное наполнение повседневной, прежде всего, жизнедеятельности детей. Очень важно, когда родители обеспечивают просмотр детских музыкальных передач, фильмов, собирают детские музыкальные видеотеки и ауди отеки, когда имеется наличие музыкальных игрушек, музыкальных инструментов, самодельных шумовых инструментов, элементов детских театральных костюмов, атрибутов к детским танцам, играм, иллюстрации к детским песням, иллюстрации композиторов, музыкально-дидактические игры.

Очень важно чтобы музыкальная деятельность детей в семье протекала с участием взрослых. Творческие способностей дошкольника смогут развиваться только при условии, если дома окружающие участвуют в творческом процессе развития ребёнка. Доказано, что способность к творчеству имеет корни в интересе ребёнка к предметному миру близких ему людей, в ориентировке на новизну, в первичном экспериментировании с игрушками и инструментами.

Слайд 13: Среда социума является местом музыкального просвещения ребёнка. Музыкальный руководитель и воспитатели согласовывают с родителями использование возможностей среды социума в музыкальном образовании детей.

Слайд 14: Особенность социального фактора заключается во встрече детей с профессиональными музыкантами – носителями музыкальной культуры, с людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. То же относится и к эмоциональному фактору. Увлечённость профессионалов, с которыми сталкиваются дошкольники, достаточно заразительна, что позволяет рассматривать её как мощный фактор стимулирования творческой активности детей.

Вывод: Подводя итог анализа музыкально- образовательной среды ДОУ, семьи и социума можно сделать вывод, что лишь при тесном взаимодействии музыкального руководителя, воспитателей, семьи и социума культуры музыкально- образовательная среда становится мощным средством музыкального образования детей дошкольного возраста.

Слайд 15: Литература.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

2. Э. П. Костина. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников: монография. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011 год.

• Статья «Музыкально-творческий потенциал средового окружения ребёнка как средство становления и развития его креативности»; Стр. 185

• Статья «Среда ДОУ как место музыкальной деятельности»; Стр. 199

• Статья «Среда семьи как место музыкальной деятельности ребёнка»; Стр. 203

• Статья «Социум как место музыкального просвещения ребёнка»., Стр. 206

3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. №1.

4. Доронова Т. Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.

5. Давыдова И. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.

6. Радынова О. П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми.

Круглый стол «Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование.

Музейная среда как средство адаптации и развития детей раннего возраста В данной работе раскрываются некоторые аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению, через организацию предметно –.

Образовательная среда для детей старшего дошкольного возрастаОбразовательная среда для детей старшего дошкольного возраста В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,.

Предметно-развивающая среда в первой младшей группе в соответствии ФГОС дошкольного образования Для детей трех летнего возраста достаточно большое пространство в группе организованно для удовлетворения потребности в двигательной активности.

Предметно-пространственная среда ДОУ в условиях модернизации дошкольного образованияПредметно-пространственная среда ДОУ в условиях модернизации дошкольного образования Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО: • «Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка,.

Проект «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях»Проект «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях» Проект по художественно – эстетическому развитию «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических.

Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях Наименование проекта: «Развитие чувства музыкального ритма у детей дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях». Автор проекта:.

Музыкально-обогащенная среда как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы Музыкально- обогащенная среда- как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы. Развитию эмоциональной.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Музыкально-образовательная среда как мощное средство музыкального образования детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 февраля 2017 в 12:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. День пасхального кролика на МААМ

Кто такой пасхальный кролик, как он спас Ноев ковчег и почему стал символом пасхального торжества — на эти интересные темы можно поговорить с детьми в преддверии Пасхи да еще смастерить с ними к празднику...

Звездопад на МААМ

Международный образовательный портал МААМ всегда рад не только авторам публикаций, но и постоянным читателям. Ежедневно в блогах участников нашего сообщества появляются что-то интересное, оригинальное,...

Конспект родительского собрания. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через...
Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» [/b] Цель:...
Конспект НОД «День чая» во второй младшей группе
Планирование работы НОД «Познавательное развитие» во второй младшей группе по теме: «День чая». Цель: познакомить детей с разными видами чая ( черный,...
Мастер-класс по изготовлению сувенира из фетра «Пасхальный цыплёнок»
Пасхальное яйцо Посмотрите, что за чудо Положила мама в блюдо? Тут яйцо, но не простое: Золотое расписное, Словно яркая игрушка! Здесь полоски,...