МААМ-картинки

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры (9 фото)

людмила жукова
Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Фольклорно-этнографический ансамбль "Сретенье"

Фольклорно-этнографическая студия «Сретение» организована в 2004 году. Внутри студии существует одноимённый ансамбль, в который входят участники студии, постоянно занимающиеся на репетициях (тогда как члены студии нередко участвуют только в праздниках и вечёрках). На основе студии сложилась общественная организация – Центр патриотического воспитания детей и молодёжи на основе русской традиционной культуры «Пересвет», а также летний палаточный военно-патриотический фольклорный лагерь «Богатырская застава».

Публикация «Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» размещена в разделах

Большинство участников ансамбля занимаются педагогической деятельностью разного плана; изучением певческих, инструментальных, танцевальных, ремесленных, воинских традиций. Коллектив по возможности выезжает в экспедиции (в последние годы – по Омской области, проводит тематические вечера, лекции-концерты, народные свадьбы, культурно-просветительные программы по фольклору в школьных и дошкольных учреждениях, народные праздники в сёлах Омской области и в городе Омске, является костяком молодёжного клуба «Богатырская Застава» при храме св. мц. Татианы.

В плане изучения певческих традиций ансамбль концентрируется на постовых песнях русских, белорусов и украинцев, песнях разных групп русского казачества, русских старожилов-сибиряков, переселенцев из Белоруссии и с Украины. Визитная карточка ансамбля – традиция села Алексеевка Кыштовского района Новосибирской области (пограничной с Седельниковским районом Омской области).

Коллектив – постоянный участник фестивалей русской традиционной культуры в Омской области и других регионах.

«Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры».

" Использование фольклора на музыкальных занятиях".

1. Использование фольклора на музыкальных занятиях

2 Значение фольклора Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов "фольк"народ, "лор"- учение. Фольклор - это народная мудрость. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о ребёнке. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки«, игры.

3 Детский фольклор Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапа жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков русской народной культуры. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор.

4 Близостью народного искусства детскому возрасту определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей. Включая в музыкальные занятия детский фольклор, можно привить любовь к народным традициям. Досуги, которые проводятся во второй половине дня, разнообразны по содержанию и форме. Многие игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок имеют фольклорную основу.

5 Театрализованное представление русской народной сказки «Репка» «Ребята, вы узнаёте героев сказки?»-такой вопрос может задать воспитатель, обратившись к младшим воспитанникам –зрителям.

6 Весенний праздник по мотивам русской сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

7 Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора : - Народная песня. - Народная хореография. - Народные игры. - Народные музыкальные инструменты.

8 Перечислим те народные музыкальные инструменты, которые можно использовать для ознакомления дошкольников с одним из интереснейших аспектов народного творчества, приобщения их к «культуре предков», уходящей корнями вглубь веков. 1. Элементарные музыкальные инструменты : Пищалка, жужжалка (журчалка). 2. Духовые инструменты: Флейта, свирель, глиняные свистульки. 3. Струнные инструменты: Балалайка, гусли. 4. Ударно – шумовые инструменты: Трещотка, рубель, колотушка, ложки, бубенцы (браслет на руку, бубен, колокольчики на деревянной ручке (погремушки).

9 Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Народные инструменты на занятиях

10 Концерт фольклорного ансамбля «Садко» перед дошкольниками. Яркое событие для дошкольников –это услышать живой звук русских народных инструментов в исполнении учащихся ДМШ 74.

11 Народные игры на занятиях Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Народные игры оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают интерес к народному творчеству.

12 Народные танцы на занятиях Фольклорная музыка для детей должна обладать рядом особенностей: - музыка должна быть художественная, яркая, вызывающая эмоциональный отклик у детей; -доступность содержания музыкального произведения. Произведение должно быть близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту. - моторность звучания (физиологическое воздействие, побуждающее к действию).

13 Народная песня на занятиях Детские песни которые я использую в работе поделены мной на 4 группы: 1) песни диалогические; 2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах); 3) песни с припевом; 4) песни-пере гудки. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни, которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом в сопровождении народных инструментов.

14 С русскими народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: Петушок, Ладушки, Зайка, Солнышко, Сорока – сорока и т. д. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа Музыкально – игровые приёмы, которые я использую в пении учат выразительному пению, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Занятия с малышами я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза.

15 В нашем детском саду предметно –развивающая среда и интерьеры музыкального зала оформлены с целью привить детям любовь к народным традициям.

16 Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольников Использование музыкального фольклора на занятиях необходимо для формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы народного фольклора. Занятия, которые проводятся с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям : посиделки, праздничные утренники, тематические вечера, театральные …и т. д.

Фольклорно-этнографический ансамбль "Сретенье" в гостях у нас.

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Фольклорно этнографический ансамбль Сретенье Фольклорно этнографическая студия Сретение организована в году Внутри студии существует одноимённый ансамбль в который входят участники студии постоянно занимающиеся на репетициях тогда как члены студии нередко участвуют только в праздниках и вечёрках Коллектив по возможности выезжает в экспедиции в последние годы по Омской области проводит тематические вечера лекции концерты Визитная карточка ансамбля традиция села Алексеевка Кыштовского района Новосибирской области пограничной с Седельниковским районом Омской области Коллектив постоянный участник фестивалей русской традиционной культуры в Омской области и других регионах Работа музыкального руководителя Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры Использование фольклора на музыкальных занятиях Использование фольклора на музыкальных занятиях Значение фольклора Слово фольклор это английское слово сложенное из двух слов фольк народ лор учение
Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Лэпбук «К истокам русской народной культуры»Лэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук "К истокам русской народной культуры" В рамках темы по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 20:12
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД