Музыкотерапия в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Чин-фю
Музыкотерапия в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии.

Тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние. Состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии — активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Большое значение для развития ребенка имеет психическое здоровье, т. е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Тревожность дошкольников оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Такое же влияние оказывает и нечувствительность к реальному неблагополучию, обусловленная действием защитных механизмов, таких как вытеснение, и представляющая собой отсутствие тревоги даже в потенциально опасных ситуациях.

Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей является психологический микроклимат семьи. Для ребёнка семья — это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.

Практический опыт психокоррекционной работы средствами искусства показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с дошкольниками с проблемами в развитии. Особое место среди арттерапевтических методик, используемых в коррекционной работе с дошкольниками с высоким уровнем тревожности в дошкольном образовательном учреждении, занимает музыкотерапия.

Музыкотерапия — один из видов арттерапии (терапии искусством, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.

Методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Цель занятий – использование музыкотерапии в коррекции тревожности у

детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- выявить теоретические основы использования музыкотерапии в коррекции тревожности у детей;

- отобрать диагностические методики, направленные на выявление тревожности у детей в системе родительских отношений;

- апробировать программу по использованию музыкотерапии в коррекции тревожности старших дошкольников.

По организации и способу воздействия подразделяется на рецептивную, активную и интегративную.

-рецептивная – направлена на восприятие музыки, помогает ребенку преодолеть проблемы в эмоциональном развитии. Проводится в индивидуальной форме.

- активная - активное исполнительское участие ребенка в музыкальном процессе: пении или игре на простом музыкальном инструменте.

- интегративная – построена на синтезе музыкального и наглядно-зрительного восприятия.

Использование музыкотерапии в коррекционной работе с детьми 6-7 лет определяется тем, что в этом возрасте у ребенка уже сформированы основные речевые, двигательные навыки, а также навыки связанные с художественной, музыкальной деятельностью.

Тревожность серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка.

Тревожность влияет па психическое здоровье детей. Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства. Одной из основных причин детской тревожности являются нарушение детско-родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.

Психотерапевтические сеансы по рецептивной, активной и интегративной музыкотерапии в дошкольном образовательном учреждении могут проводиться как в индивидуальной, так и (при активных видах) в подгрупповой форме. Вариант организации определяется характером имеющегося нарушения в развитии ребенка.

В случае, когда проблема ребенка лежит в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития (эмоциональной депривации. переживания эмоционального отвержения, чувства одиночества, повышенной тревожности, страхов в импульсивности эмоциональных реакций, то более эффективно на начальном этапе использование индивидуальных форм музыкотерапии.

А когда сложности ребенка концентрируются вокруг социального приспособления (сложности коммуникативно-рефлексивной деятельности, наличие психотравмирующих межличностных внутрисемейных отношений, дисгармоничная, искаженная самооценка, негативная «Я-концепция», то предпочтительнее применение подгрупповых форм музыкотерапии.

Музыкальный руководитель МБДОУ Д/с №56 «Пушинка» г. Якутска Чин-Фю Наталья Николаевна

Публикации по теме:

«Отдавать ребенка в детский сад?» Отдавать ребёнка в детский сад? А может, лучше обратиться за помощью к бабушке?В посещении детского сада, как считает доктор Евгений.

Теоретические основы развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста (курсовая работа) Введение Продолжение. Понятие способностей в психолого-педагогической литературе Проблема развития способностей занимает важное место,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Музыкотерапия в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 апреля 2014 в 05:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект с детьми средней группы «Птицы-наши друзья»
Воспитатели группы: Денисова Л. Н, Дайлиденак Н. Е Проект на тему " Птицы- наши друзья". Актуальность. Общение детей с природой -актуальный вопрос...
Консультация на тему «Особенности организации театрального центра в разных возрастных...
Центр театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы...
НОД в старшей группе ОО Познание — Мир природы Комнатные растения — спутники нашей жизни
Цель: Расширять и систематизировать знания о комнатных растениях. Задачи: - Учить узнавать комнатные растения по описанию и внешнему виду, называть их. -...
Математическая викторина «Умники и Умницы» в старшей группе
Программное содержание: закрепить навыки счета в пределах 10; закрепить названия геометрических фигур( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) ;...
Презентация по теме: «Приобщение дошкольников к национальной культуре»
Под национальной культурой принято понимать культуру определенного народа, основанную на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно-прикладном искусстве,...