Папки-передвижки

Наглядное моделирование в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня

Елена Суслонова
Наглядное моделирование в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: эффективность практического применения метода наглядного моделирования в процессе коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 ур.

Связная речь – это единое смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимоотношение.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей.

Публикация «Наглядное моделирование в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня» размещена в разделах

Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Эффективность использования данного метода зависит от определенных условий. Модель должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста; отражать основные свойства объекта, быть по структуре аналогичной ему и упрощать процесс овладения навыками, умениями и знаниями, а не нагрузить его лишней, бесполезной информацией.

При реализации данной технологии решаются следующие задачи:– обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

– учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

– снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;

развивать мелкую моторику у детей.

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приемы наглядного моделирования : пиктограммы, заместители, мнемотаблицы, опорные картинки.

Остановимся на пиктограммах.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Они относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в качестве средства, облегчающего развитие общения, речи, а также как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в речевом развитии.

В своей работе мы используем пиктограммы с изображением:

слов-предметов. Назовите предметы, которые будут появляться на экране.

Назовите признаки предметов, которые будут появляться на экране.

Назовите действия предметов, которые появляются на экране.

Назовите предлоги.

Личное творчество педагога позволяет воспроизвести это в различных вариациях.

Предлагаю поиграть в игру «Какой, какая?». На экране предметы. В центре треугольник. Он обозначает признак предмета. К движемся предмету подберите признак.

Следующая игра. «Назовите действие». Стрелка обозначает действие предмета. Составьте предложение.

«Согласование в роде, числе и падеже».

В центре круг. Пиктограммы обозначают глаз – вижу, скрипичный ключ –слышу, подарок – дарю, рука – что делаю. Каждый может подобрать свои варианты. Составьте предложения, используя следующие пиктограммы: глаз – мышка, ключ – птичка, яблоко – подарок, заяц – рука, ключ – капля.

Вариантов применения пиктограмм очень много. Детям предлагаются задания типа: составить из пиктограмм пару, найти две пиктограммы по предложению, исправить ошибку и произнести правильное предложение, составить из пиктограмм произнесенную фразу. Эти задания дают ожидаемый результат и вызывают у детей большой интерес и желание выполнять их.

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии между предметами, их признаками.

Посмотрите и определите: «Какая это сказка?»

(Вспомнить героев сказки. Почему были выбраны прямоугольники для обозначения героев)

Почему были выбраны данные геометрические фигуры и цвет, для обозначения героев?

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок, т. к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т. д.) легко переносятся на модели. На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные. Вначале достаточно, чтобы дети поднимали соответствующие символы по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию самой сказки.

Поговорим о приемах мнемотехники.

(«Мнезис» в переводе с латинского означает «память»). Данный прием облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи. Использование их очень эффективно при составлении описательных рассказов, пересказывания текстов, заучивании стихов, скороговорок.

Последовательность работы с мнемотаблицами такова: – рассматривание таблицы – раскодирование информации с преобразованием предложенного материала из символов в образы – пересказ или заучивание текста.

«Весна»

В – обозначает время года «весну». На экране карточки с характерными особенностями времен года. Найдите карточки, которые не подходят к «весне». Назовите, под какими цифрами они находятся. Проверим, правильно ли Вы выполнили задание.

Мнемотаблица какой сказки Вам предложена? Почему Вы так решили?

После рассказывания сказки педагогом, рассматриваем таблицу и разбираем, что на ней изображено. Затем при помощи мнемотаблицы, дети пересказывают сказку.

Уважаемые коллеги, посмотрите и назовите, описательный рассказ чего представлен Вашему вниманию?

При автоматизации звуков использую модели заучивания стихов и скороговорок.

«Заучивание стихотворения», в каждой строчке из стихотворения имеется ключевое слово, изображенное на картинке. Дети быстро запоминают текст и акцентируют внимание на правильное произношение автоматизируемого звука.

«Скороговорка» также при наличии наглядных картинок, детям легче запомнить скороговорки и быстро произнести.

Продуктивным, на наш взгляд, является использование наглядных моделей и при формировании у детей умения конструировать предложения различных типов, что является начальным этапом в становлении связной речи.

На первых занятиях, посвященных составлению простых предложений, дети составляют однотипные предложения по одной модели.

Составьте предложения по предложенной схеме.

На последующих занятиях можно предложить детям составить предложения по двум – трем, а затем и большему числу моделей.

Для этого вводятся условные обозначения, например, изображение предмета, о котором говорится в предложении, обозначается квадратом, действие – стрелкой, признаки - треугольником, а предлоги и союзы отображаются схематично

В структуру предложений входят как беспредложные, так и предложные конструкции.

Такая работа над структурой предложений готовит детей к овладению полноценным лексическим и синтаксическим анализом предложения в период школьного обучения.

Составьте предложения по схеме (обратить внимание на числительные)

В процессе работы над умением составлять рассказы по определенной сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Название предлагаемых педагогом наглядных опор или придуманных совместно с детьми напоминает им о «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания. Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутый рассказ с помощью нескольких наглядных опор, которые они самостоятельно подбирают в процессе подготовки, что, в свою очередь, положительно влияет на составление речевого высказывания и его полноценного устного воспроизведения.

Вам представлены этапы работы с опорными схемами.

Используя опорные картинки, можно составить и предложения.

Придумайте предложения по опорным картинкам.

Я предлагаю вам внимательно послушать рассказ «Весна пришла».

«Дует теплый южный ветер. С каждым днем солнышко светит ярче и горячей. Лед на реке стал тонким и хрупким. Радостно чирикают воробьи. С крыш свисают длинные сосульки. Почти растаял снеговик во дворе. На катке мальчишки больше не играют в хоккей. А Маша не берет на прогулку санки. Весна уже в пути!»

Вспомните, о чем говорилось в каждом предложении. (Перескажите рассказ с помощью опорных картинок).

Пересказ по цепной структуре.

Педагог читает рассказ и предлагает рассмотреть картинки-подсказки. Каждая рамка одно предложение, а следующее предложение начинается с последнего слова предыдущего предложения.

(Обратите внимание на рамки.)

«Наступила золотая осень. Осенью солнце слабо греет и небо часто закрыто тучами. Тучи несут холодные дожди. Дожди оставляют на земле грязь и лужи. В лужах плавают осенние листья. Листья покрывают всю землю золотистым ковром».

Пересказ рассказа по графическому плану.

Чтобы рассказать рассказ по графическому плану, нужно вспомнить: каким символом мы обозначает слова – действия, слова – признаки. В каждом графическом рисунке зашифровано предложение.

«Пришла холодная, морозная снежная зима.

Ребята смастерили большую деревянную кормушку.

Дети пошли в лес и повесили кормушку на дерево.

Мальчики насыпали в кормушку зерна и семечек.

К кормушке прилетели птицы.

Птицы склевали весь корм и весело защебетали.

Дети были рады, что помогли птицам зимой».

Опорные схемы помогают обучить детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий, создавать внутренний план высказывания, связный речевой замысел.

Следовательно, использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наглядное моделирование в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня
Опубликовано: 3 октября 2013 в 16:38
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наглядное моделирование в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня» (включая файлы) размещена пользователем Елена Суслонова (УИ 42885) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД