Лучший педагог года

«Наказание или поощрение?»

Любовь Антониу
«Наказание или поощрение?»

Всем нам приходится хвалить и наказывать своих детей. Сколько существует педагогика, столько и бытует мнений, разногласий, споров, дискуссий вокруг данной проблемы. И не только о наказаниях, но и о поощрениях. Каждый, кто воспитывает ребенка, знает, что с помощью поощрения можно научить малыша осмыслить и оценить свой поступок, помочь ему отличить хорошее от дурного. Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к поощрениям.

Публикация «„Наказание или поощрение?“» размещена в разделах

Одни родители боятся захвалить и воспитать ребенка чересчур избалованным, другие, наоборот, используют похвалу как главный метод воспитания. Наказание и поощрение играют большую роль в воспитании ребенка. И наказание, и поощрение призваны вырабатывать условный рефлекс: за правильным поведением следует поощрение, за неправильным – наказание.

Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Награда, одобрение и похвала возвышают ребенка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное – значит и самому испытывать радость.

Наказание же, особенно связанное с открытым актом насилия, всегда несет негативный эмоциональный заряд и обращается против наказывающего. Ребенок будет постоянно бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания, станет в будущем более изобретательно и ловко скрывать свои проступки. Но не стоит оставлять без внимания любые плохие действия ребенка. Воспитание заключается в том, чтобы ребенок, осознавал и оценивал свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие.

Поощрение – один из методов корректировки детского поведения, поддерживает, усиливает положительные способы поведения, активирует их проявление.

Но применяя поощрение, нужно соблюдать чувство меры. Если ребенка хвалят за каждый поступок, то этот метод воспитания теряет свой смысл и силу. Особенно снижает воспитательный эффект этого метода незаслуженное одобрение. Вместе с тем выразительный жест, улыбка, доброе слово, высказанное вовремя, к месту и умело, все это сильнее средства морального воздействия на ребенка: медлительный старается стать проворным, шалунишка – оправдать доброе мнение о себе.

Главное поощрять ребенка необходимо за действительные успехи в поведении, в учебе, в выполнение трудовых дел.

Наказаниесложный и трудный метод воспитания: оно требует огромного такта, терпения и осторожности.

Суть наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, что необходимо исправлять вред, хотя бы частично возмещать нанесенный ущерб.

Если наказание помогает малышу осознать свою вину и не унижает его человеческого достоинства, а наоборот, поднимает чувство ответственности за свои действия, то в этом случае оно педагогически оправдано и допустимо.

Очень важно также при совершении ребенком проступка выяснить его мотивы: сделал ли он по незнанию или из любопытства, с умыслом или по забывчивости, от скуки или по какой-либо другой причине. Только исходя из мотивов следует оценить случившееся. Ни в коем случае нельзя плохой поступок ребенка отождествлять с его личностью и ставить знак равенства между шалостями и самим ребенком!

Детские шалости :

их можно разделить на 4 группы:

1. Поступки невольные, которые совершаются детьми в силу неведенья, отсутствия житейского опыта или необходимых полезных привычек.

2. Поступки – шалости, которые являются вариантом игры.

3. Поступки, вызванные характерными признаками переутомления ребенка, перевозбуждения нервной системы. Виноваты в этом чаще всего бывают родители, так как не организовали интересную деятельность самого ребенка.

4. Наказание допустимо за преднамеренные поступки, когда ребенок сознательно игнорирует разумные требования отца и матери, когда игнорируются общепринятые нормы поведения.

Какие же наказания педагогически допустимы?

1. Отрицательная оценка определенных действий и поступков ребенка: укоризненный взгляд, короткое замечание, упрек.

2. Временное изменение обычно теплого отношения на более холодное, официальное: лишение ласки, к которой привык ребёнок.

3. Временное запрещение заниматься любимым делом. Например, отказаться от предлагаемой помощи, запрещение общения с любимым товарищем.

4. Отмена или отсрочка исполнения обещания, отказ выполнить просьбу.

5. Предупреждение ребенка о том, что если поступок повторится, то о нем придется рассказать папе, маме.

6. Метод естественных последствий (насорил – убери, разлил воду – вытри, оторвал пуговицу – пришей) .

На практике некоторые родители используют и такие методы, которые: наносят серьезный урон становлению детской психики.

Во – первых, нельзя наказывать детей трудом, следствием которого является возникновение у ребят отрицательного отношения к труду.

Во – вторых, недопустимо использовать запугивание и угрозы:

«Отдам Бабе-Яге», «Выброшу на улицу», не при каких обстоятельствах категорически нельзя говорить ребё нку: «Я тебя больше не люблю».

В – третьих, недопустимы все виды телесных наказаний, вплоть до самых «мягких шлепков» и «ласковых подзатыльников».

Вред физических наказаний прежде всего в том, что применение их ведет к перевозбуждению нервной системы, калечит ребенка духовно, превращает его в озлобленного и апатичного человек, порождает в детях страх, трусость, лживость.

Часто родители сгоряча говорят: «Ты совершил это, значит ты плохой!» Но следует, прежде всего, донести до ребенка мысль о том, что плохой вовсе не он, а его поступок.

Лучше сказать так: «Как ты мог? Я от тебя этого не ожидал (а). Ты ведь такой умный ребенок, все понимаешь, я тобой очень горжусь. Не расстраивай меня больше, ладно?»

Необходимо, чтобы ребенок знал: его действия не влияют на ваши с ним отношения, но они сказываются на вашем настроении, состоянии.

Поощрять стоит только неординарные поступки, те, которые совершены ребенком самостоятельно, без обычных напоминаний.

Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно заслуживают похвалы. И здесь уже уместно отождествление личности ребенка и его действий: «Какой же ты молодец! Умница!»

Если же, совершив что-то значительное, ребенок не дождется похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности.

Памятка для родителей:

«Искусство наказывать и поощрять».

1. Если у вас возникло сомнение, наказывать ребенка или нет, лучше откажитесь от наказания. Наказанием для ребенка должно быть уже понимание им того, что он расстроил, огорчил самого значимого, самого любимого для него человека.

2. Когда выбираете наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

3. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делать ему плохое.

4. При наказании не припоминайте прежних шалостей. Надо говорить только о том, за что ребенок наказывается именно сейчас. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно.

5. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми. Если ребенка наказывает один из родителей, второй никогда не должен вмешиваться, даже если он не согласен с наказанием. Позже, в отсутствие ребенка, можно выяснить свои разногласия.

6. Наказывая, не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка. Нельзя бить ребенка, обзывать бранными словами, кричать, надолго ставить в угол, наказывать в публичном месте (в магазине, на улице, в гостях).

7. Нельзя наказывать ребенка сразу после его пробуждения, иначе это испортит ему весь день.

8. Не стоит наказывать перед сном – ребенок будет плохо спать.

9. Не ругайте ребенка за едой – пища будет плохо усваиваться.

10. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

- нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

- проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;

- упрямство – свидетельство желания быть независимым;

- агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;

- суета, беготня – ребенок дает выход накопившейся энергии.

11. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

Во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция родителей, дедушек и бабушек – ведь вы, как никто другой, знаете своего ребенка, знаете, каков он, что он любит, что не любит и т. д. Важно в данном случае не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону

Использование поощрений и наказаний основывается на одном из ведущих принципов нравственного воспитания – уважения к личности ребенка в состоянии с разумной требовательностью к нему.

В воспитании не должно быть места необдуманным запретам, но также надо строго придерживаться такого правила: «Что если, что то нельзя, значит это нельзя, ни когда».

Желаю Вам успехов в воспитании ваших детей.

Публикации по теме:

Физкультурная минутка к занятию по математике Задания сопровождаются соответствующими картинками. 1 Сколько ёлочек зелёных, столько выполним наклонов. 2 Ножкой топни столько раз,сколько.

Стихотворение «Телевизор очень любим» Бытует очень много мнений о пользе и вреде телевизора. Да очень вредно смотреть телевизор весь день, учить уроки, когда работает телевизор.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Наказание или поощрение?»
Опубликовано: 13 ноября 2014 в 20:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД