Народная кукла — средство приобщения детей к истокам русской народной культуры

Елена Бурцева
Народная кукла — средство приобщения детей к истокам русской народной культуры

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на TVоставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмов - ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а еще – чтение сомнительного качества и содержания литературы, носящей разрушительный характер для детской психики. Дети перестали играть в куклы, сюжетно – ролевые игры, их все чаще привлекают игры агрессивного характера – «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т. д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире.

Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.

В 2013году я и моя коллега (Елена Васильевна) участвовали в проекте «Мир малышей», одним из разделов которого был блок «Бабушкин сундук», в котором дети совместно с родителями должны были рассказать о семейных реликвиях. Оформляя результаты этого блока в итоговую работу, в декоративных целях, мы решили приложить к сундучку, которым мы должны были передать для ознакомления детям другого ОУ русскую простейшую куклу-оберег «Подорожницу», что вызвало десятки вопросов со стороны детей, и не только с желанием узнать, но и с желанием исполнить.

И мы спросили себя, а, может быть, помочь с вышеописанными проблемами может народная кукла?

Использование народной куклыв работе с детьми играет важную роль:

- она является близким другом для ребенка,

- в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие,

- главное в этих играх – эмоциональный контакт,

- дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Все выше изложенное позволило определить цель работы:

Планируемый результат:

Приобщение детей в ходе совместной работы с взрослым к русской народной культуре, расширение знаний об обрядах и традициях предков

Привести ребенка к пониманию, что игрушка вообще и кукла в частности м. б. изготовлена за короткое время из любого (в том числе бросового) материала, что развивает фантазию, наблюдательность ребенка, нестандартное мышление и творческое воображение

Наша работа по проекту началась с изготовления обережной куклы ПОДОРОЖНИЦА. В старину такую куколку делали для отъезжающих. Эта куколка – оберег путнику в дороге. Куколка очень маленькая, 3-5 см, должна помещаться в ладони или в кармане. Делается без участия иглы. В узелке у куклы крупа, чтобы путник не испытывал в дороге нужды и ниточка, что бы не заблудился и обязательно нашел дорогу домой. (Пример из опыта работы)

БЕРЕСТУШКА. Кукла Берестушка изготавливалась из бересты и разноцветных лоскутков. Это кукла – оберег в женском образе для дома. Хранится около окна или у двери за наличниками. (Пример из опыта работы)

Травница. В её юбке-мешочке упакованы разные сухие травки. Назначение куклы – оберегать дом от злых духов и болезней. Ставили такую куколку и у кровати больного, и у детской колыбели. Такую куклу можно не только хранить в своем доме, но и дарить родным, близким, друзьям. Травку меняли через один-два года. Хоть куклы и крутятся по одному рецепту, а получаются, естественно, разными, как куклам и положено. (Пример из опыта работы)

СЧАСТЬЕ. Значение девичьей косы олицетворила собой куколка на счастье, названная так именно из-за длинной косы, в которой заключается вся девичья красота, и в будущем куколка приносила с собой счастье. Поэтому главным в этой кукле, несомненно, можно считать длинную косу, перевязанную лентой, чем толще и длиннее коса, тем больше счастья. Рост куклы маленький, всего 5 см, она буквально умещается на ладошке. Особенностью куклы является также и наличие крошечных башмачков на ножках. Куколку наряжают в яркий сарафанчик и украшают косу ленточкой. (Пример из опыта работы)

КОНЬ РЕТИВЫЙ. По мотивам РНИ СОЛНЕЧНЫЙ КОНЬ. Этот оберег помогает мужчине быть успешным в делах, одерживать победы, быть всегда На коне, добиваться своих целей. Конь символизирует богатство, счастье и процветание, победы и изобилие, быстроту мысли, мудрость. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти.

Солнечный конь - традиционная народная кукла, делалась из ткани, лыка, травы. Кукла могла быть и игровой, и обережной. Конь по славянским традициям – особо почитаемое животное. Незаменимый помощник в быту и верный спутник воина-богатыря, а пышная, развивающаяся на ветру грива, напоминала солнечные лучи. (Пример из опыта работы)

ГЖЕЛЬ ХОХЛОМА И ДЫМКА. Во время работы над нашим проектом мы решили пофантазировать на очень интересную тему-как могли бы выглядеть русские народные ремесла если бы они были куклами. В результате нашей фантазии появились очень красивые барышни-Гжель, Хохлома и Дымка. (Пример из опыта работы)

Дед и Бабка. Традиционно одними из часто встречающихся персонажей РНС являются Дед и Баба. Эти две куклы появились у нас как 2 главных действующих лица РНС для театр. Деятельности. Ярким примером такого дополнения является следующая наша кукла

Наша Аленушка.

Кукла нитяная. Рассказывая детям о куклах мы подчеркивали тот факт, что игрушка может быть сделана из любого материала, например из обычных шерстяных ниток.

Кукла на ложке. Так же игрушка м. б. изготовлена из обычной пластмассовой ложки и платка. (Пример из опыта работы)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическая значимость заключается в том, что, проанализировав работу по проекту, можно утвердительно сказать, что перед педагогами открывается возможность попробовать свои силы в личностно-ориентированном подходе в организации воспитательно-образовательного процесса, который позволяет решить следующие задачи по развитию и воспитанию детей:

1. Умение творчески подойти к любому делу;

2. Развитие познавательной активности;

3. Знакомство детей с устным народным творчеством, с национальным изобразительным искусством;

Также мы считаем что, использование в воспитательном процессе традиций русской культуры невозможно без поддержки семьи. И нам удалось установить тесное сотрудничество с родителями. Во время реализации проекта родители воспитанников принимали активное участие не только в совершенствовании развивающей среды, но и были непосредственными участниками воспитательного процесса, совместно с детьми изготовили куклы, которые в дальнейшем обыгрывались.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Технология изготовления игровой куклы Зайчик – на – пальчик

Берем носовой платок, сгибаем его по диагонали. Затем сворачиваем в жгут, складываем пополам. Завязываем в узел, оставляя петельку для пальца. Зайчик готов. Демонстрация изготовления.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами театрализованной деятельности» Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Народная игрушка, как средство приобщения детей к народной культуре (консультация для воспитателей, родителей) В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в обществе – у людей повышается интерес к национальным особенностям своей.

Народная сказка — средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к национальной русской культуре Конечно, сказки есть в каждом доме. И дети их любят. Но мы считаем, что сказки равно как и многие художественные произведения не в полной.

Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры Приобщение дошкольников к русской народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности,.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: Рудометова Н. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 347» г. Пермь Актуальность.

Результативность опыта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» В своем опыте я сконцентрировала внимание на проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры. Помогала каждому ребенку обрести.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами театрализованной деятельностиПриобщение детей к истокам русской народной культуры средствами театрализованной деятельности Театральный кружок «В гостях у сказки»ПДО по театрализованной деятельности Л. В. Пронская «Приобщайте детей к истокам русской народной культуры.

Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры» «Три богатыря» ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО «Приобщению детей к Истокам русской народной культуры» (старшая группа) Подготовил и провел: педагог дополнительного.

Занятие-развлечение по приобщению детей к истокам русской народной культурыЗанятие-развлечение по приобщению детей к истокам русской народной культуры онспект занятия Тема: «Жаворонки прилетайте, весну красную встречайте». Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Народная кукла — средство приобщения детей к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 11 июля 2015 в 10:42
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – хорошо известный в России и за её пределами народный художественный промысел, особенный вид росписи по дереву. Он появился в середине XIX века в Нижегородской губернии, в деревнях...

22 октября. День Белых журавлей

22 октября мы празднуем памятный день, появившийся с легкой руки народного поэта Дагестана Расула Гамзатова.  Этот поэтический праздник посвящен мужеству, стойкости и самоотверженности народов...


Горячие темочки