Лучший педагог года

«Народные игры в формировании и развитии личности детей младшего дошкольного возраста»

Тазаян Арменуи Анна
«Народные игры в формировании и развитии личности детей младшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Закладывается фундамент здоровья, а также все психические процессы, необходимые для дальнейшего развития.

Народные игры являются неотъемлемой частью воспитания детей. У каждого народа есть свои национальные игры, которые имеют многовековые традиции. Русские народные игры дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир, ценности культуры своего народа, знакомится с представлением таких важных жизненных качеств, как честь, смелость, мужество, отвага, ловкость, смекалка, находчивость, волю и стремление к победе. Веселые подвижные игры – доставляют ребенку не только массу положительных эмоций, но и обладают великой воспитательной силой.

Публикация «„Народные игры в формировании и развитии личности детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Игра – это средство всестороннего воспитания дошкольника. Именно благодаря игре у детей формируются такие качества, как: находчивость, дисциплинированность, наблюдательность, чувства юмора.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Мы считаем, что детей надо воспитывать в лучших традициях своего народа. Одна из них – национальные игры. Игра – это не только развлечение. Все народы во все времена придумывали именно такие игры, чтобы с малых лет ребёнок рос здоровым, развитым, смелым. Игры, связанные с движением, развивают ловкость, гибкость, силу, хорошо тренирует зоркость и к тому же заставляют работать головой –развиваются сообразительность, находчивость, инициатива и т. д.

В народных словесных играх отражаются исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. В них много юмора, шуток, соревновательного задора, часто движения сопровождаются любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Актуальность данной работы в том, что с игрой мы не только формируем и развиваем личность ребенка, но и храним память о традиционные народные русских играх, которые дают нам возможность узнать о прошедшей жизни народа.

К. Д. Ушинский писал: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Итак, народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Именно впечатления, полученные в детстве, образуют фундамент для развития нравственных чувств ребенка.

Однако в наше время и родители, и педагогики уделяют недостаточно внимания использованию народных игр в образовательном процессе. Дети практически не используют народные игры в самостоятельной деятельности, не проявляют к ним особого интереса, а в домашних условиях русские народные игры не используются вообще. А ведь народные игры – ценнейшее средство духовно – нравственного воспитания личности ребенка. Они дают детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры, почувствовать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества.

Объект исследования - формирование и развитие личности детей.

Предмет исследования - особенности воздействия традиционной народной игры на формирование и развитие личности детей.

Целью данного исследования является изучение влияния народной игры на гармоническое развитие детей.

Задачи исследования:

1) изучить теоретический материал по проблеме исследования;

2) подобрать методиках исследования;

3) провести наблюдения в процессе игры за детьми;

4) провести анализ полученных данных и дать рекомендации.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент, анкетирование.

Значимость данной работы состоит в том, что проведено было детальное теоретическое исследование проблемы и практические исследования по ней, где изучение подобных вопросов остро необходимо, но ранее было изучено недостаточно.

Природа и функции игровой деятельности. Народная игра как явление традиционной культуры

Сущность народных игр и их предназначение помогают осмыслить современные исследования в области теории игры. Согласно теории, Э. Берна, игра имеет глубокий социальный смысл. Различные игры сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В различных ситуациях (семейных, производственных и др.) человек играет разнообразные роли. Именно ролевое начало характерно для любой игры. Играющие распределяют между собой функции, часто соревнуются за тот или иной выигрыш.

Игра рассматривалась как развлечение, забава. В то же время отдельные исследователи связывали ее с отправлением религиозных обрядов, с решением психологических задач, с проблемами катарсиса.

Широкое распространение получил взгляд на игру как на своеобразный канал для освобождения от избытка жизненной энергии, снятия эмоционального и физического напряжения. Так, например, английский философ Г. Спенсер рассматривал игру в качестве биологического целесообразного механизма экспериментирования, упражнения. Этого же мнения придерживается российский ученый Каптерев П. Ф. О детской игре он писал: «Игра есть выражение самостоятельной деятельности организма, вызываемой и поддерживаемой непосредственно приятностью траты накопившихся энергии и силы. Взрослый под влиянием запаса силы и энергии работает, дитя, при тех же условиях играет. Источник обеих деятельностей один и тот же.».

Сущность игры основывается на побудительных мотивах, которые вовлекают человека в игровое действо. «Положение, определяющее сущность игры состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего, различных сторон действительности».

Такими побудительными мотивами могут быть:

• Стремление к подражанию

• Стремление к состязанию

• Стремление к оказанию помощи

• Стремление к самоутверждению

• Стремление к соучастию

• Азарт

Игра на протяжении многих веков служила созидательным процессам. Человек, играя, познавал мир. Игра позволяла стимулировать обучение; способствовала регулированию нагрузки, снимая напряжение через релаксацию; игра помогала формировать моральные ценности; игра учила нормам поведения, помогала человеку лучше узнать себя, раскрыть свои творческие и человеческие качества. Можно в связи с этим выделить следующие функции игры :

Формирования навыков социального поведения

• Самореализации личности

• Коммуникативная функция

Развлекательная функция

• Функция самопознания

• Функция обучения

В игре присущи самые различные функции. Коммуникативность является ее основой. Игра способна охватить своим эмоциональным влиянием всех присутствующих. Во-первых, общение между играющими, а во-вторых, теми, кто играет и наблюдает. Зритель (если игра зрелищного типа) явно больше, чем наблюдатель, следящий за тем, как происходит игра. В качестве участника игры - он составная ее часть. В игре каждый из участников полностью использует свой деятельный потенциал. Игра — наилучшая форма взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром. Здесь уместно напомнить слова Э. Берна из известной его работы «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», что любое общение полезно и выгодно для людей. Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Поэтому в социальной жизни весьма значительную часть составляют игры.

В контексте функционирования важное значение приобретает компенсаторная функция. В игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Например, психологические перегрузки нередко сопровождаются недостаточно активной работой всех других органов человека. Игра позволяет вовлечь в работу ранее бездействующие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие (тонус). (Люди интеллектуального труда с удовольствием играют в спортивные игры.) Также важно отметить, что игра может быть удовлетворением и бессознательных влечений ребенка или взрослого.

В играх формируется и проявляется потребность ребенка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества, формируется личность в целом.

Благодаря тому, что игра организует деятельность человека, становится возможным целенаправленное воспитание и обучение в игре и через игру детей. Так, например, она позволяет создавать ситуации, направленные на выявление собственных способностей, пределов выносливости на выработку правильной самооценки, проявление духа солидарности, способствует физическому развитию (подвижные, спортивные игры, подготавливает к труду через разыгрывание ролей взрослых. В игре личность получает возможность для более полного самовыражения.

На более ранних ступенях общественного развития в своем большинстве игра являлась «школой жизни». Педагогическое, дидактическое значение игры довольно велико. В играх из рода в род, из века в век, от одного народа к другому передается нечто общее, свойственное, занимательное и поучительное для детей всех времен, рас и религий, ступеней культурного развития, что несет в себе общечеловеческие, историко-образовательные признаки. Универсальная интрига любой игры – победа над собой, наслаждение от этой победы. Недаром Ф. Шиллер считал, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

Народная игра как явление традиционной культуры

Многовековое существование игры подтверждается тем, что среди множества традиций человеческого общества существуют и традиции игровые. Народная игра – незаменимая часть человеческой культуры, одним из главных механизмов накопления, сохранения и развития которой являются традиции.

Традиция (в переводе с латыни – передача, повествование) – это сохранение, передача от поколения к поколению социальных идей, знаний, нравственных норм. Слово «традиция» означает и само духовное наследие, передаваемое из поколения в поколение.

Традиционное – это принятое, установившееся, освященное авторитетом старших поколений. Каждая традиция стремится к устойчивости и неизменяемости, но в то же время она легко приспосабливается к изменяющимся условиям, – сохраняясь в основе, она изменяется в деталях.

Как замечает В. Аникин, «народная игра и игровые свойства вообще, как бы разлиты в русском фольклоре». Игровое действо есть в заговоре. Например, когда нашему предку нужно было добиться чего-либо от другого человека, то он, войдя к нему в дом, должен был выполнить ряд действий: взглянуть и думать или проговорить: «Я волк, ты овца; съем я тебя, проглочу я тебя; бойся меня».

Игровая структура присуща и многим загадкам. Сама развлекательно-шутливая форма вопроса уже вовлекает тех, кто отгадывает загадку, в обстановку игры.

Многие пословицы, присловья, приметы, вообще все виды афористического фольклора наделены драматическим началом, что также является явным признаком игры.

Налицо драматические свойства и в народных лирических песнях. Чистейший игровой тип – частушка.

Сильным игровым началом пронизаны все русские сказки, особенно детские. Например, «Теремок» – это прямое разыгрывание сцены с обязательным актерским исполнением реплик «на голоса». Иначе эту сказку просто невозможно рассказать.

Сами народные игры всегда были традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался опыт, образ жизни людей, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, проявлять волю, выдержку, стремление к победе.

Народные игры – это и эталонные образцы, обтачиваемые столетиями, гармонического сочетания, эстетически совершенного словесного и музыкального текста с динамичным действием, с богатой символикой и лексикой.

Игры, как и обряды, праздники, имеют историко-бытовое значение, в них сохраняются этнографические особенности народа, его язык (тексты игр живут много веков, передаваясь из уст в уста от более взрослых детей младшим). Достаточно вспомнить жеребьевки:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Стой подоле –

Гляди в поле.

Едут там трубачи,

Да едят калачи.

Погляди на небо –

Звезды горят,

Журавли летят:

Гу, гу, гу, – убегу!

Понятие «игровая культура», или «культура игры», очень широко. В него входит все, что создано людьми в области игры : сами игры, снаряжение для игр, игрушки, а также духовная сторона игровой культуры: оценки, мнения, принципы, идеалы людей в области игры. Но основу игровой культуры составляет прежде всего сама игра и отношения в ней играющих.

Одним из назначений традиционных народных игр является бережное сохранение национальных традиций, самобытности национального облика народа. Интерес, который мы сейчас проявляем к фольклору, к народным играм в частности, – это интерес к своей истории, к жизни народа, к его думам, надеждам, мечтам, его языку и поэзии.

Традиционное отношение к игре очень четко зафиксировано в заповедях, выраженных в пословицах и поговорках: «Играй – играй, да дело знай!», «Песню играть – не поле пахать!», «В игре да в дороге людей узнают!»… Для народных игр характерен демократизм, гуманность. Они принимают всех, поэтому правила игры гибкие, позволяющие включаться в игру разным людям; в игре мало запретов, и поэтому тысячи и тысячи лет в игры играли все дети, развивая в себе физические и нравственные качества. В отличие от просто физических упражнений, игра веками являлась целостной деятельностью, своеобразной моделью жизни, поведения человека, включая нравственный, эстетический, трудовой, умственный и даже правовой аспекты этой жизни, ведь вступая в игру добровольно, каждый её участник всегда берет на себя обязательства выполнять правила и традиции игры, а они так умело обработаны гением народного многовекового опыта, что непринужденно, мягко, но неуклонно способны добиваться от каждого участника игры уважения к другим играющим, заложенным в игре культурным традициям народа, к всечеловеческим ценностям.

Игры всегда давали отдых, заряд бодрости и энергии для дальнейшего существования. Игры никто никогда не организовывал, никто им не учил: каждое поколение, подрастая, перенимало игры у старших.

Народная игра сегодня – это игра широко распространенная в данное время, отражающая особенности народа, и популярная среди играющих. Игра, конечно, в силу различных обстоятельств, меняется в деталях, но в основе своей – остается прежней.

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Игры с прищепками для детей младшего дошкольного возрастаИгры с прищепками для детей младшего дошкольного возраста Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше Двигательная активность маленького.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Пальчиковые игры. Подготовила: воспитатель Новикова В. В. Дети: 2-3 года. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Народные игры в формировании и развитии личности детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 января 2020 в 23:16
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД