Народные подвижные игры как средство воспитания и развития дошкольников, приобщения к истокам национальной культуры

ИРИНА ПОНОМАРЕВА
Народные подвижные игры как средство воспитания и развития дошкольников, приобщения к истокам национальной культуры

Гизатуллина Э. Н.

инструктор по

физической культуре

Пономарева И. Г

старший воспитатель

МБДОУ «Полазненский детский сад №7»

Весёлые народные подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных салочек, ловушек, пряток! Кто придумал эти игры? Когда они возникли?На этот вопрос есть только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

Русские народные игры имеют давнюю историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Так же игры являются универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребёнком и детей между собой. Способствуют развитию навыков общения, пространственной ориентировки, речи, расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

Актуальность проблемы обусловлена следующими факторами:

-Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает всё большую актуальность. По данным министерства здравоохранения всего 13% детей 6-7-летнего возраста могут считаться здоровыми;

-Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребёнка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы;

-В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование мультфильмов, различных программ;

-Сокращается двигательная активность детей как в семье (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм, так и в детском саду (велика продолжительность образовательной деятельности с преобладанием статических поз);

-Родители недооценивают значение народных подвижных игр в развитии и воспитании ребёнка, сами не знают и, следовательно, не могут обучить этим играм ребёнка.

Цель нашего опыта работы: Использование народных подвижных игр в воспитании и развитии дошкольников.

Задачи:

1. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных способностей, умений и навыков при помощи русской народной подвижной игры.

2. Развивать интерес и расширять круг представлений о разнообразии русских народных подвижных игр.

3. Познакомить детей с правилами русской народной подвижной игры, формировать умения чётко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.

4. Формировать у детей чувство причастности к истории, культуре, традициям русского народа.

5. Создавать условия для формирования взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, проявления сопереживания, взаимопомощи.

6. Способствовать повышению педагогической компетентности родителей, привлечению к участию в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Формы работы с детьми:

-наблюдение, демонстрации (показ способа действий, рассматривание репродукций картин, изображающих русских богатырей, игры и забавы детей и взрослых, иллюстраций);

-объяснение, рассказ, разучивание русских народных считалок, жеребьёвок, закличек, дразнилок, прибауток;

-Игровые ситуации, досуги, обрядовые праздники;

-спортивные состязания.

Формы работы с родителями:

-Совместные обрядовые праздники;

-Совместные спортивные праздники, богатырские забавы;

-Консультации;

Семинары практикумы;

-Домашние задания (изготовление атрибутов, заучивание считалок).

Знакомство детей с русской народной подвижной игрой мы начали с младшего дошкольного возраста. Для этого использовали простые игры типа: «Кот и мыши», «Воробушки и кот», «Наседка и цыплята». Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Для этого в работе с детьми использовали иллюстрации, игрушки, потешки. К концу года многие дети с удовольствием играли с педагогами.

В средней группе перед нами стояла задача - познакомить детей с русской народной подвижной игрой. В ходе игры мы привлекали внимание детей к ее содержанию. Задавали один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно Обращали внимание на тех детей, кто проявлял смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

В своей работе придерживались следующих принципов:

1. Игра должна быть понятна, доступна и интересна детям.

2. При ознакомлении с игрой на роль водящего выбирался шустрый, смышлёный ребёнок. Ведь от него зависит, насколько интересно и оживленно пройдет игра.

3.Водящего может назначать:

-воспитатель. При этом он должен кратко обосновать свой выбор и подробно объяснить водящему его задачу;

- участники игры. Этот способ нужно чаще применять, так как он основан на инициативе ребят;

- персонаж.

4. Действия водящего заключается в легком касании рукой убегающего, нельзя толкать, хватать за одежду, захватывать в объятия.

5. В процессе игры убегающим детям следует смотреть не только на того, кто их ловит, но также обращать внимание на других участников во избежание столкновения.

6. Во время игры произносить рифмовки вместе с детьми (ребенком, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру.

7. В конце игры дать положительную (для малышей) оценку игры, похвалить ведущего, активных детей, а так же робких, застенчивых малышей.

8. Игру проводить не более 2-3 раз. Для того чтобы сохранить интерес к игре.

Для расширения кругозора детей по ознакомлению с русскими народными подвижными играми знакомил и детей с закличками, дразнилками, прибаутками и т. д. В середине года ввела понятие считалка. Сначала выбирали с помощью считалки сами, потом стали привлекать детей.

Чтобы вызвать больший интерес детей, использовали маски, элементы одежды, игрушки. К концу года дети активно отзывались на предложение поиграть. Движения стали более лёгкие, точные, разнообразные. Расширился репертуар игр, словарный запас детей.

Провели игровой практикум для родителей «Поиграй со мной мама». Для педагогов детского сада показала развлечение интегрированного вида «В гости к сказке», «Как у нашего кота», "Теремок".

С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой стали развивать интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (знакомила с пословицами, поговорками, приметами, а также с календарными народными играми. А ещё некоторые праздники проводили совместно с музыкальным руководителем.

На Новый год, Колядки проводили такие игры, как «Бабка-ёжка», «Жмурки», «Два мороза».

На масленицу- «Горелки», «Гори, гори ясно», «Ловишки».

На Пасху- «Солнышко», «Катание яиц с горки»(использовали мячи, чей мяч дальше укатиться)«Цепи кованные», «Вышибала».

Каждая игра начинается с зазывалки и выбор водящего.

Зазывалки использовались как зачин,призывающий потенциальных участников к игре:

Собирайся народ,

Кто в прятки играть идёт?

Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор.

Тай-тай, налетай

Никого не принимай!

Традиционно в русских народных играх для выбора водящего используют жребий. Все участники при этом в равных условиях, и лишь случай решает, кому повезет и как распределятся силы. Определить водящего можно с помощью считалки.

Считалки – это короткие рифмованные стихи, как правило, с юмором. Участники - встают в круг. Один в середине - громко произносит считалку. На кого выпадает последнее слово, тот и - водит.

Жеребьевки, которые тоже создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры, применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают эти воротца.Последнего ворота задерживают:игроки опускают руки и тихо спрашивают: «Ниточка или иголочка?»

В некоторых народных играх перед их началом я применяла забавные запевалки. Например, выбирая водящего,все играющие садятся или встают в круг и нараспев говорят:

Кто засмеется.

Губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим.

Чтобы определить, кому начинать игру, можно также «коваться» (мериться на палке. Кто захватит противоположный конец, тому водить или начинать игру.

Если игра требует разделения на команды, используется сговор (уговор, подбор). Участники игры сговариваются между собой, кого как называть (птицей, растением, животным). И, разбившись на пары, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий.

Сговоры бывают разные:

Что возьмешь: «Белую березу – Или - красную розу?»

«Наливное яблочко – Или - золотое блюдечко?»

Существуют и другие жеребьевки - угады. Например, «пальчик-маральчик». Один из играющих пачкает палец (мелом, сажей, землей, остальные игроки разжимают его кулак. Кто разожмет замаранный палец — водит. Или так.Один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: «Кто угадает, тому водить!» К нему подходят двое игроков,жеребьевщик спрашивает: «Кто в правой, кто в левой берет?» Они выбирают. Жеребьевщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий.

Они уже могли вместе проводить простые игры, с небольшой подгруппой,без помощи взрослого: «Бабка-ёжка», «Жмурки», «В углы»

В подготовительной группе приоритетными задачами стали:

- самостоятельное проведение русские народные подвижные игры;

- знать правила игры, уметь объяснить, выполнять;

- знать несколько способов выбора водящего;

- уметь дать оценку игре, водящему, объяснить её;

- уметь самостоятельно пользоваться игровым оборудованием.

Познакомили с классификацией (условно) русских народных подвижных игр.

1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. «В коршуна», «Заинька беленький», «В медведя», «Ручеёк» и т. д.

2. Игры, отражающие историческое наследие русского народа. " Горшки", "Башмачник", "Лапти" и другие. Благодаря этим играм дети познакомились с обрядовыми праздниками русского народа.

3. Игры, отражающие игры сверстников прошлых столетий. К этому разделу относятся игры: "Горелки", "Жмурки", "Ловишка", "Краски", "Гуси- лебеди" и др. Эти игры способствовали укреплению дружбы, выявлению симпатий детей, сплочению коллектива.

4. Игры, которые дают возможность помериться силой и ловкостью, побуждают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. "Тяни в круг"

"Бой петухов", "Перетяни за черту", "Цепи кованы", "Перетягивание каната",

«Бой мешками». Эти игры очень нравились детям, особенно мальчикам. В них, каждый желающий мог проявить себя, ведь они не только развивают силовые качества, но и учат честным отношениям друг к другу.

В подготовительной группе дети стали активными участниками праздников и развлечений «Зимние забавы», «Приходила коляда», «Масленица», «На рубеже своей страны, стоят Отечества сыны», «Валенки-шоу» и т. д.

С родителями проводили совместные праздники "В гостях у сказки","Теремок", "Валенки-шоу", участниками которых были дети, сотрудники и родители.

Для родителей нами были созданы папки-передвижки для разных возрастных групп.

В результате целенаправленной систематической работы:

Дети стали проявлять интерес к народным подвижным играм, знают много игр и могут самостоятельно их организовать. Дети знают считалки, заклички, умеют договариваться на игру, проявляют выдержку, волю, стремление к победе, соблюдают правила игры. Существенно обогатилась предметная развивающая среда. Родители стали активными участниками мероприятий в ДОУ.

Литература:

1. Детские народные подвижные игры. Составители Кенеман А. В., Осокина Т. Н. Москва «Просвещение», «Владос», 1995.

2. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. Москва Просвещение, 1986

3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. Под редакцией Руссковой Л. В. Москва «Просвещение» 1986.

4. Тихонова М. В, Смирнова Н. С. Красна изба. С. Петербург «Детство-пресс» 2000.

5. Кудрявцев В. Т, Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. «Линка-пресс», Москва 2000.

6. Науменко Г. М. Фольклорные праздники. Линка-пресс, Москва 2000.

Публикации по теме:

Буккросинг — средство приобщения дошкольников к чтениюБуккросинг — средство приобщения дошкольников к чтению Буккросинг в детском саду! В нашем саду идет реализация проекта «Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению», целью которого.

Приобщаем детей к истокам национальной культурыПриобщаем детей к истокам национальной культуры Дошкольное детство является наиболее благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для интегрированного усвоения.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Народные подвижные игры как средство воспитания и развития дошкольников, приобщения к истокам национальной культуры
Опубликовано: 17 сентября 2021 в 20:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 октября. День игры-ходилки на МААМ

Несмотря на бурное развитие технологий, классические игры-ходилки по-прежнему прочно занимают свою нишу среди детских развлечений. Благодаря своим простым правилам и занимательному игровому процессу, они...

26 октября. День родословной культуры

С древности многие народы хранят традицию помнить свою родословную до седьмого поколения. Праздник «День родословной культуры» — это хороший повод поговорить с детьми о семейных ценностях и вместе...


Горячие темочки