Старостенко Елена Григорьевна
Народные традиции как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшей идейно-нравственной и эстетической задачей современной культурно – образовательной политики нашего государства является приобщение людей к основам русской национальной культуры с раннего возраста.
Характерной приметой нашего времени стал небывалый рост интереса к прошлому. Сегодня, как никогда прежде, сохранение народного искусства и возрождение прежних традиций необходимо новому поколению для формирования национального самосознания. Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются, как и наша земля в защите и восстановлении.
Публикация «Народные традиции как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2022
Педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам национальной культуры и, в первую очередь, к фольклору.
Слайд №2. Для знакомства детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой в нашем ДОУ существует мини-музей «Русская изба», который периодически пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, совместные работы детей и родителей воспитанников, проводятся тематические беседы.
Слайд №3. Кроме этого, для ребят, в течении учебного года были организованы видео экскурсии в библиотеку и в краеведческий музей, где они услышали подробный рассказ об одежде, обычаях, традициях, семейном укладе, предметах быта, а также о традиционных праздниках русского народа и народов Поволжья.
С целью развития духовно-нравственного потенциала дошкольников, был составлен план работы, в котором нашли отражение фольклорные праздники, направленные на реализацию поставленной цели. Праздники пронизаны духовной мудростью нашего народа, они знакомят детей с народными традициями и позволяют ребятам принять активное участие. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы – прекрасный материал для эмоционально – эстетического и нравственного воспитания детей.
В летний период и в течении учебного года планируются фольклорные мероприятия, которые стали традиционными для нашего ДОУ.
Слайд №4. Один из них это - праздник «Русской берёзки». Мы проводим его на участке детского сада, украшаем берёзку лентами, платочками, дарим друг другу подарки. Заводим хоровод, играем в игры, чтобы был радостным и весёлым весь год.
Слайд №5. Праздник «День полевых цветов» - приуроченный ко дню Ивана Купала. Ребята узнают много интересных фактов из жизни полевых цветов, плетут веночки, водят хороводы, играют в народные игры, создают композиции из сухих цветов, участвуют в «Конкурсе цветочных букетов».
Слайд №6. На «Праздник лета красного» ребята старшей группы организовали для младших дошкольников показ сказки «Муха-цокотуха». Для музыкального оформления мероприятия была использована народная музыка.
Слайд №6. Такие праздники как «Осенний капустник» (для старшей группы) и «Осенняя ярмарка» (для подготовительной группы) – воспитывают уважение к русским народным традициям, обычаям, раскрывают смысл нравственной нормы в народной жизни : вместе трудиться, вместе и отдыхать, а также воспитывают любовь к русской народной песне, танцу, играм.
В подготовке к празднику предшествовала большая предварительная работа: это разучивание музыкального материала, стихов, проводились тематические беседы. Ребята узнали о том, что с давних времён у русского народа был обычай : как заканчивались осенние работы в садах, полях и огородах, устраивали вечера-капустники, весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из разных мест. Люди ходили на ярмарки не только для того, чтобы что-то купить или продать, но и для того, чтобы отдохнуть, повеселиться, встретиться со знакомыми.
Слайд №7. В празднике использовались номера на основе русского фольклора, такие как, танец «Русская частушка», игры -«Плетень», «Карусель», «Собираю урожай», песни - «Где был, Иванушка», «Капустный хоровод», «Осень по садочку ходила» и другие.
Слайд №8. Традиционным стало проведение мероприятия ко Дню народного единства. Ведь Россия всегда была многонациональным государством и сегодня в детских садах нашего города наблюдается рост числа детей других национальностей, в том числе и в МДОУ д/с «Лучик».
В связи с этим нами был реализован проект «Мы славим край, где мы живем». В рамках этого проекта, совместно с детьми и родителями был создан «Культурный дневник дошкольника» и проведена Викторина ко Дню народного единства «Как здорово, что мы едины», целью которого является формирование у дошкольников представлений культуры и традиций не только русского народа, но и некоторых народов Саратовской области.
Слайд №9. В ходе мероприятия ребята с удовольствием выполняли игровые задания Путешественника, отгадывали тембры народных музыкальных инструментов, играли в народные игры «Карусель» - русская нар игра, «Тюбетейка» - татарская народная игра. Слайд №10. Полюбились ребятам игры других народов, такие как казахская народная игра «Платок с узелком», азербайджанская народная игра «Волк и козлята».
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Народные игры незаменимы на зимних праздниках, в том числе и в праздновании «Рождества» и «Масленицы».
Слайд №11. Особенно нежно и с трепетом ребята относятся к обрядовому празднику «Рождество» и принимают в нем активное участие. В ходе предварительной работы ребята узнали о праздновании этого праздника, о добре и милосердии, об обряде колядования, познакомились с атрибутами и персонажами колядования, народными играми («Шел козел по лесу», «Бабка-ежка, костяная ножка», народным гаданием, разучили колядки и некоторые рождественские песни («Рыбки в воде» М. Хворостовой, «Рождество» муз. М. Сутягиной).
Слайд №12 «Масленица» - праздник встречи Весны и проводов Зимы, является также один из любых, где ребята с удовольствием исполняют танцевальные движения различных хороводов, играют в народные игры «Ловишка», «Ты мороз», «Горелки», «Ручеек», «Петушки» и т. д.
Слайд №13. Празднование Дня Земли стала хорошей традицией в нашем ДОУ и побуждает ребят задуматься о взаимоотношениях человека и природы. Ведь люди с незапамятных времен передавали свою любовь к родной земле через народные песни.
Народные песни – отличный материал для обучения детей напевному пению : «Земелюшка-чернозём», «Во поле берёза стояла», «Травушка муравушка», и многие другие. Эти песни отличаются простотой построения мелодии, богатством и разнообразием содержания, яркой образностью, юмором.
Слайд №14. Особенно дети любят исполнять песни с расписными ложками. Мы рассказываем детям, что эти красивые ложки делают русские мастера-умельцы. Расписная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки.
Слайд №15. Под влиянием любви к окружающей природе, к народным и православным традициям формируется и ценностное отношение к Отечеству, верность и преданность ему и обычаям своего народа.
Таким образом, организуя такие праздники, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях духовно – нравственные ценности. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.
Литература:
1. Веретенников И. И. «Народное музыкальное творчество Белгородского края», Белгород: Изд. дом «В. Шаповалов», 2000г. - 216 с.
2. Жиров М. С. «Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры», Белгород: Изд-во БелГУ, 2003г. – 312 с.
3. Мещеряков Д. М. «Жизненное пространство русского этноса», Белгород: Изд-во БГТУ им. Шухова, 2006 г. – 390 с.
4. Удеревский листопад//литературно-краеведческий альманах//, составитель Кряженков А. Н. ,ФГУП ИПФ «Воронеж», 2005г. - 80 с.
5. Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова «Воспитание ребёнка – дошкольника : развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно – творческого. - М. : Гманит. Изд. Ценрт «ВЛАДОС», 2004.
6. 10. «Фольклор – музыка – театр : Программ. - метод. пособие. - М. : Гманит. Изд. Ценрт «ВЛАДОС», 2001.