Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I

Любовь Коряженкова
Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I

На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства, отвечающего мировым демократическим стандартам, требует высокого уровня образования, экономической, экологической и правовой культуры людей, способных самостоятельно ориентироваться в современной социокультурной ситуации. Для этого необходима преемственность национальных ценностей, осмысление значения культурного наследия, активного включения его в канву современной жизни. «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» - адресовано посланием Президента России к Федеральному собранию Российской Федерации в 2007 и 2008 гг. Расхождение во взглядах на ключевые нравственные проблемы, конкуренция мировоззрений в оценке Российской истории, различия в осмыслении цели дальнейшего развития страны диктуют необходимость «культурного поворота» - диалога общества и культуры, которая обусловлена рядом причин.

Мировой экономический кризис, ставший следствием политической нестабильности, приводит к падению производства, росту инфляции и безработицы, чем отражается в снижении уровня жизни населения. Сейчас хорошее образование, качественная медицина, приличная одежда стоят дорого, а при достаточно низком прожиточном минимуме проблема жизнеобеспечения занимает центральное место. Человек, занятый поиском средств к стабильному существованию, старается использовать любую возможность, нередко нарушая границы дозволенного. При таких условиях искажаются представления об устоявшихся нравственных ценностях: честности, совести, доброте, справедливости и милосердии. Стремление к материальному благополучию проникает во все сферы жизнедеятельности человека, становясь при этом не просто образом жизни, но и мышления. Поэтому духовное развитие личности отходит на второй план, уступая место проблемам существования. Происходит подмена ценностей.

Смена общественного строя наложила определенный отпечаток на жизненные приоритеты молодежи. В ушедшую эпоху жизнь измерялась пятилетками, годовым планом, отмечалась техническим прогрессом, достижениями в области культуры и и искусства. Все должны были учиться, служить в армии и в обязательном порядке работать, поскольку тунеядство считалось преступлением. В общественных местах культура была выше. Ныне же существование в атмосфере вседозволенности напрямую влияет на формирование ответственного отношения к жизни, себе и другим людям.

Стремительно растущий ориентир на Запад влияет на преемственность поколений, утрачивая сложившиеся культурные образцы, характерные для российского менталитета. Повсеместное навязывание иностранной культуры приводит к снижению подлинно национальных ценностей, к тому, что в большинстве юные граждане не знают ни своих корней, ни своей истории, засоряют родной язык, и, в связи с этим, теряют этническую принадлежность. Все это, безусловно, отражается на воспитании основ патриотизма и гражданственности, без чего невозможно становление достойного человека и гражданина своей страны.

Исчезновение форм коллективной деятельности затрудняет объединяющее начало и личную значимость общественных интересов. Веками устоявшееся включение в коллективную деятельность способствовало развитию доброжелательных отношений, отзывчивости, поддержке и взаимопомощи, приучала к труду и терпению, одновременно являясь средством воспитательного воздействия. Ныне же стремление к индивидуальности и независимости от общественного мнения приобретают широкий размах, зачастую игнорируя общепринятые правила и нормы поведения. Все это отражается на культуре взаимоотношений, замедляя процесс успешной социализации личности.

Большое значение приобретают проблемы семейного плана. Семья как общественная единица является источником передачи социокультурного опыта, а формирование внесемейных, свободных отношений приводит к потере нравственных основ и базовых семейных ценностей, таких, как любовь, взаимопонимание, ответственность, сопереживание, верность, что ставит под угрозу благополучное развитие общества. Распад института семьи ведет к разобщенности поколений и потере уважения к старшим, что приводит к нивелированию культуры.

Мы живем в открытом информационном пространстве, где средства массовой информации отражают события окружающей среды. Раньше у нас были другие примеры для подражания: стахановцы, бамовцы, космонавты, советский солдат, а теперь блоггеры, лайфхакеры и т. д., которые у всех на слуху. Телевидение несло культуру, было на кого равняться, чем гордиться и что показать, а теперь необычайные происшествия, хамство, насилие, жестокость, которые негативным потоком обрушиваются каждый день. Манипуляция масс - медиа общественным сознанием доходит до критической точки, предлагая российскому обществу облегченные формы морали.

Негативным источником является интернет, который занимает прочное место в нашей жизни. Ребенок, впадая в интернет — зависимость, видит реальный мир через призму гипнотизера, не говоря уже о кибербуллинге, троллинге, запрещенном контенте, представляющих реальную угрозу для его здоровья.

Мировой экологический кризис, ставший следствием разрушения природных факторов (загрязнения воздуха, воды, почвы, деградации экосистем, как механизмов жизнеобеспечения, отрицательно влияет на жизнь взрослых и особенно детей.

Нельзя не отметить и понижение статусности профессии педагога, которая с каждым годом теряет свою значимость. Родители свою ответственность за воспитание детей перекладывают на образовательные организации, считая своим долгом обуть, одеть и накормить ребенка. Современные папы и мамы считают, что именно педагоги должны не только воспитать и всему научить, но и привить моральные качества. А ведь именно в семье закладываются основы морали. Никакая общественная организация не может заложить основы гражданственности, потому что от родителей дети учатся любить и уважать старшее поколение. Еще Л. Н. Толстой сказал, что «родители своим примером должны воспитывать нравственные качества».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что существование в атмосфере бездуховности напрямую затрудняет формирование личности. Кризис современного общества стал кризисом нравственной культуры и относится скорее к социальной, а не к экономической, экологической и политической проблемам.

Актуальность проблемы обусловлена социальным заказом государства на духовно - нравственную личность, вызванную противоречием между негативными воздействиями общества и формирующейся интеллектуально — нравственной сферой юного поколения. Формирование такой личности возможно в контексте современного образования, которому, в соответствии с нормативными документами (Законом РФ «Об образовании», Концепцией духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России, отводится ключевая роль.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является «приоритет жизни и здоровья человека, его прав и свобод, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде».

Ключевой задачей Национального проекта «Образование» является «воспитание социально ответственной и гармонично развитой личности на основе духовно — нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально — культурных традиций».

Согласно Концепции духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Психолого — педагогическими исследованиями А. К. Петровского, М. Е. Сысоевой, А. Ю. Коджаспирова доказана взаимосвязь понятий «духовность» и «нравственность». Духовность традиционно понимают как объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированных в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. Нравственность является одним из измерений духовности. Духовно-нравственное воспитание основывается на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного системой нравственных ценностей в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений под влиянием истории, природы, географических особенностей территорий, на которых жили народы России.

По мнению большинства ученых: А. В. Петровского, М. Е. Сысоевой, А. Ю. Коджаспирова, «нравственные ценности — это социально одобряемые эталонные представления о нравственных категориях: добре, справедливости, дружбе, совести, патриотизме», на усвоение которых направлен образовательный процесс. Нравственные ценности отражают представления о добре и зле, счастье и горе, справедливости и несправедливости, любви и ненависти, чести и бесчестии, трудолюбии, с помощью которых человек может оценить конкретные житейские ситуации, поступки людей и свое поведение. Нравственные ценности выражаются в поступках, отвечающих моральным нормам, и в осознании себя свободной, совестливой и ответственной личностью. Под «духовно — нравственными ценностями» понимают основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу, принципы нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. Приобщаясь к духовным ценностям, каждое общество строит свое будущее.

Обобщенный опыт педагогов (О. В. Чиндилова, А. А. Бодалев, Л. В. Коломийченко, Л. В. Левина) позволяет выделить следующие духовные ценности:

1. индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь и достоинство);

2. семейные (отчий дом, родители, семейные традиции);

3. национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, народная культура);

4. общечеловеческие (человек, природа, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле).

В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, трактуют образование как «единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, ориентированный на социальные эталоны, принятые в конкретном обществе". Образование представляет собой социальный способ обеспечения наследования культуры, целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства». Под воспитанием понимается «специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования», а обучение рассматривают как способ образования, направленный на усвоения ЗУНов, регламентированных ФГОС.

Духовно — нравственное воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности посредством сообщения ей духовно - нравственных и базовых национальных ценностей.

Согласно Концепции, «духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся базовых национальных ценностей :

1. семейной жизни, поскольку «взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека».

2. культурно-регионального сообщества, поскольку через семью, ближайшее окружение и природную среду формируются понятия «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом» ;

3. культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;

4. российской гражданской нации, так как россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

5. мирового сообщества, предполагающего диалог с другими культурами. [2]

Следовательно, «программы духовно-нравственного развития и воспитания, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями, должны обеспечивать взаимосвязь обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом".

По мнению большинства исследователей, (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, использование культурологической образовательной парадигмы, рассматривающей процесс образования в контексте мировой и национальной культуры, может стать выходом из сложившейся ситуации.

Согласно мнения Е. В. Бондаревской, сущность культурологической образовательной парадигмы заключается в воспитании свободного, творческого человека, умеющего делать выбор в широком диапазоне областей знаний и интересов, способного к диалогу с людьми различных культур в современной социокультурной ситуации. Человек должен знать, любить и беречь свою культуру, являясь ее носителем, но также и с уважением относиться к представителям другой культуры.

Культурологическая парадигма предполагает взаимообусловленность культуры и образования, при которой «культура определяет содержание образования, а образование способствует сохранению и укреплению культуры». При этом воспитанник является связующим звеном, субъектом культуры и образования, а также его целью — человеком культуры, что нашло свое отражение в культурологическом подходе.

По мнению Е. В. Бондаревской, в рамках культурологического подхода ребенок выступает как субъект, способный к культурному саморазвитию, педагог является посредником между ребенком и культурой, способным оказать помощь в творческом самоопределении и развитии, образование рассматривается как культурный процесс при диалоге и сотрудничестве его участников, а образовательная структура является культурно — образовательным пространством, в котором воссоздаются культурные образцы и нормы жизни для воспитания человека культуры. При таком подходе как методе личностно — ориентированного образования человек является «субъектом культуры, собственной жизни и саморазвития».

Согласно Е. В. Бондаревской, культурологическая парадигма «ориентирована не на знания, а на усвоение элементов культуры». В таком контексте образование рассматривается как «духовный облик человека, который складывается в процессе освоения моральных и духовных ценностей культуры. " Следовательно, культурологическая парадигма предполагает осуществление современного образования в контексте национальной культуры на основе усвоения ее духовных ценностей. Это возможно при условии создания в образовательных структурах культурных образцов и элементов, норм жизни, опережающих современное состояние общества, при «интеграции образования в культуру».

По мнению Д. С. Лихачева, «культура является суммой нравственных ориентиров, знаний и профессиональных навыков, исторической памятью, творческой подготовкой культуры будущего на основе прошлого и настоящего.»

А. А. Радугин рассматривает культуру как «собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и др.» Понятие культуры он обозначает как универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Постижение иных культур обогащает нас не только новыми знаниями, но и новым творческим опытом.

Психолого — педагогическими исследованиями (В. С. Мухина, Н. Н. Поддъяков, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн) доказана важность дошкольного детства в формировании личности. Это время становления физических и психических качеств, всех педагогических начал. Сейчас превалирует тенденция воспитания свободной, успешной, конкурентноспособной личности, а воспитание гуманизма и духа отходит на второй план. Старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению нравственных норм, восприимчивым к формам морали, поэтому закладывать их нужно как можно раньше.

В соответствии с ФГОС ДОУ «обучение и воспитание строятся на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и общепринятых правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества». Следовательно, дошкольное образование должно базироваться на усвоении нравственных и национальных ценностей.

В психолого — педагогических исследованиях Л. А. Пеньевской, Т. В. Черник, А. М. Виноградовой нравственное воспитание рассматривается как «целенаправленный процесс приобщения дошкольников к общепринятым нормам и правилам поведения, выражение отношения к рукотворному миру, природе, людям и себе». Через определенные знания, мотивы, формирующиеся чувства и отношения образовывается нравственное качество, отражающееся в поведении и поступках ребенка. Педагог является проводником в мир общечеловеческих ценностей и отношений. Нравственные качества (доброта, сочувствие, сопереживание, дружба, отзывчивость и взаимопомощь, формирование культуры поведения и взаимоотношений, любовь к семье, Родине и толерантность) являются показателями нравственной воспитанности ребенка и критериями сформированности духовно — нравственной личности.

При этом акцент делается на особенности сообщества, в котором происходит процесс воспитания человека, на формирование этнической идентичности. Этническая принадлежность обеспечивается средствами этнопедагогики, задачи которой формируются в зависимости от общественных потребностей и социального заказа государства на образование посредством освоения им элементов «своей» культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения.

Фундаментом и предметом этнопедагогики является народная педагогика, средством которой является народная культура.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. Он глубоко верил в принцип «народ без народности - тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития.

Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогику семейного быта; сказки, поговорки и пословицы народов мира и их значение и передаче нравственного опыта; загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и педагогики; общность педагогических культур разных народов и их национальная самобытность.

Народная культура осуществляет преемственность поколений посредством усвоения знаний, которые закрепляются на ее ценностях: это устное народное творчество, декоративно — прикладное искусство, народный быт, танец и костюм, народные праздники, обряды и традиции, народные блюда и многое другое.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В русском фольклоре каким - то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. К. Д. Ушинский оценивал пословицы и поговорки как «речевые самородки, в которых выкристаллизовывалась мудрость народа».

Воспитательный потенциал сказок трудно переоценить. Сказки эмоционально воздействуют на ребенка, учат различать добро и зло, быть справедливыми и добрыми, уметь противостоять злу. Сказка показывает последствия неверных и необдуманных решений.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

На них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Очень важно ознакомить детей с декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель парадигмы состоит в приобщении детей ко всем видам народного искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Именно такой представляется стратегия развития духовно - нравственного воспитания ребенка.

Таким образом, культурологический подход предполагает решение педагогических задач по принципу культуросообразности, с учетом центральных положений этнопедагогики, которая рассматривает воспитание как культурный процесс, основанный на ценностях национальной и общечеловеческой культуры. Корни духовности, гражданственности, нравственности и самобытности личности находятся в том, что человек осознает, что он является частью национальной культуры.

Важнейшая задача воспитания на сегодняшний день - это осознание детьми, к какой культуре мы принадлежим, где живем.

При таком подходе овладение общей и профессиональной культурой строится на знании национальной в социокультурном пространстве. Поэтому воспитание детей средствами народной культуры является приоритетной задачей.

Литература:

1. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С. Васильева, М. А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М. : Мозаика — Синтез. 2010. - 368 с.

2. Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. С. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение. 2014. - 24 с.

3. Князева, О. Л., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М. : Детство — Пресс. 2020. - 304 с.

4. Козлова, С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. : Академия. 2011. - 414 с.

5. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - М. : Просвещение. 1989. № 5. - 23 с.

6. Куприна, Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. М. : Детство — Пресс. 2008. - 400 с.

7. Мухина, В. С., Детская психология. М. : Просвещение. 1985. - 272 с.

8. Радугин, А. А. Культурология: Учебное пособие. М. : Центр. 2001. - 304 с.

9. Симоненко, В. Д., Ретивых, М. В. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах. Брянск: Изд-во Брянского государственного университета. 2003. - 174 с.

10. Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Шиянов, Е. Н. Педагогика. М. Академия. 2002. - 576 с.

11. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» М. : Рипол — Классик. 2016. - 144 с.

12. Интернет — ресурсы: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennye-tsennosti - vospitanie – formirovanie – osvoenie – orientatsiya.

Публикации по теме:

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I
Опубликовано: 24 января 2021 в 02:55
+187Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 75.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Весна идет»
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Весна идет» Образовательная область «Познание» Направление – «Познавательно-речевое развитие» Интеграция...
Конспект НОД в средней группе «Мамин праздник»
Конспект НОД по образовательной области Речевое развитие» в средней группе Тема: «Мамин праздник» Программные задачи: 1. Обогащать и активизировать словарь...
Фотоотчет об экспериментальной деятельности «Волшебница-вода»
Эксперимент или опыт - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях. Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях,...