МААМ-картинки

Нейропсихологическая диагностика восприятия

Eлена Цой
Нейропсихологическая диагностика восприятия

Нейропсихологическая диагностика восприятия

Исследование гнозиса. Исследование гностических функций включает следующие методы:

- пробы на предметный гнозис (узнавание реалистических изображений, перечеркнутых, наложенных и незавершенных изображений, интерпретация сюжетных картин; - исследование зрительно пространственного гнозиса – самостоятельный рисунок (стол, куб, копирование рисунка (стол, куб, копирование фигур Рея, Остеррайха, копирование рисунка с поворотом на 180о (перешифровка); - пробы на акустический гнозис и слухо-моторную координацию (оценка и воспроизведение простых и акцентированных ритмических структур, соматосенсорный гнозис (чувство Ферстера (дермолексия, проба на локализацию прикосновения, проба на дискриминацию, схема тела).

Публикация «Нейропсихологическая диагностика восприятия» размещена в разделах

Зрительный гнозис.

Пробы на предметный гнозис

Узнавание реалистических изображений (с 5- 6 лет) И. : 1. Назови, что здесь нарисовано? 2. Назови детали предметов. Ошибки: •первичные - трудности опознания предметов, распад представлений об их функциональных свойствах, назначении •вторичные - псевдоагнозии - парагнозии по сходству, возникают вследствие импульсивности, дефицита познавательной активности, критичности и контроля, больные не доводят процесс опознания до логического конца, выдаётся первая случайно возникшая версия относительно смысла изображения •ошибки вследствие нарушения зрительно-пространственного восприятия - левостороннее игнорирование, фрагментарная или хаотическая стратегия сканирования пространства •ошибки вследствие нарушения номинативной функции речи. Узнавание перечеркнутых изображений (с 5-6 лет) И. : Назови, что здесь нарисовано? Угадай, какие предметы нарисовал и зачеркнул художник. Узнавание наложенных изображений (с 6-7 лет) И. : Назови, что здесь нарисовано? Узнавание незавершенных изображений (с 9-10 л.) И. : Художник начал рисовать картинки, но не закончил. Угадай, что хотел нарисовать художник. Зрительно-пространственный гнозис Самостоятельный рисунок (стол, куб) (10-13 лет) И. : Нарисуй стол. Нарисуй стол на четырех ножках, чтобы было видно все четыре ноги. Нарисуй куб. Рисунок выполняется последовательно каждой рукой. Копирование рисунка (стол, куб) (10-13 л.) И. : Посмотри, какой стол здесь нарисован. Нарисуй такой же. Рисунок выполняется последовательно каждой рукой. Копирование фигур Рея, Остеррайха (10-13 л.) И. : Нарисуй такую же фигуру. Для фиксации стратегии копирования испытуемому предлагается набор цветных карандашей / фломастеров, которые в процессе копирования экспериментатор меняет (по порядку цветов радуги). Никаких разворотов копируемого образца не допускается; манипуляции с собственным листом бумаги фиксируются. Проба выполняется правой, затем левой рукой. Копирование рисунка с поворотом на 180о (перешифровка) (8-9 лет)

Экспериментатор и испытуемый сидят друг напротив друга.

Экспериментатор рисует обращённого к себе схематичного человечка. И. : Нарисуй себе такого же человечка, но так, чтобы ты видел свой рисунок, как я вижу свой. После того, как испытуемый выполнил первый этап задания, даётся И. : А теперь у своего я рисую руку. Где будет рука у твоего? Если испытуемый выполняет задание неверно, ему объясняют его ошибки. После полного понимания испытуемому для копирования предлагают другие фигуры. Ошибки: •структурно-топологические - распад целостности рисунка, части рисунка меняются местами, теряют логическую согласованность •метрические - нарушаются расстояния между частями объекта и между объектами в пространстве, а также соотношения их размеров (диспропорции в переда- 30 че размера отдельных деталей); изменения рисунка в сторону уменьшения (микрография) или увеличения (макрография) •координатные - зеркальные ошибки, повороты фигур при копировании с образца; одностороннее пространственное игнорирование; •проекционные - отсутствие или неверная передача перспективы при самостоятельном рисунке или копировании •вторичные - вследствие тремора, гиперкинезов, нарушений внимания, импульсивность (множество попыток изображения); персеверации. Пробы на акустический гнозис и слухо-моторную координацию Оценка простых и акцентированных ритмических структур (7-8 л.) Экспериментатор предъявляет испытуемому ритмические удары сначала в виде одиночных «пачек» по два и по три удара (// или ///) - от 2 до 5 ударов И. : сколько раз я стучу? Затем в виде серий таких же пачек (// // // // или /// /// /// ///) И. : По сколько раз я стучу? Далее ритмические группы осложняются «акцентами», образующим сложные ритмические комплексы …/, или. /, или //, или …//) И. : Сколько сильных ударов и сколько слабых ударов я делаю? Ошибки: •нарушение оценки количества ударов - недооценка, переоценка •нарушение восприятия ритмической структуры - сложной, простой • ухудшение оценки ритмов при увеличении: числа проб, темпа, числа предъявлений ритмической структуры в серии, сложности ритмической структуры Воспроизведение простых и акцентированных ритмических структур (5-6) И. : Постучи, как я. Условия предъявления ритмов такие же. Ошибки: •замена воспроизведения ритмов по образцу недифференцированным рядом ударов •трудности выполнения акцентированных ритмов (разных по силе удара) •ухудшение воспроизведения ритмов при увеличении: числа проб, темпа, числа предъявлений ритмической структуры в серии, сложности ритмической структуры •элементарные персеверации •персеверации предыдущей структуры •контролируемые лишние неоттормаживаемые импульсы Сомато-сенсорный гнозис (тактильное восприятие) Чувство Ферстера (дермолексия) (7-8 л.) И. : Закрой глаза. Положи руки на стол (ладонями вниз). Что я нарисовала / написала у тебя на руке? Экспериментатор рисует пальцем то на правой, то на левой руке (тыльной стороне кисти) испытуемого фигуры (треугольник, крестик, круг) или цифры и просит назвать нарисованное - 4-6 стимулов для каждой руки. Проба на локализацию прикосновения (5-6 л.) И. : Закрой глаза. Положи руки на стол (ладонями вниз). Покажи место, до которого я дотронулась. Прикасаясь к какому-либо месту на руке испытуемого, экспериментатор просит показать, куда он дотронулся. Важно оценить точность локализации прикосновения и сравнить успешность выполнения задания на разных частях тела и с разных сторон. 5-6 прикосновений на каждой руке. Ошибки: •промахи (более чем на 0,5 см) при определении места прикосновения •процесс локализации требует длительного времени. Проба на дискриминацию (проба Тойбера) (5-6 л.) И. : Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулась. Экспериментатор несколько раз прикасается одновременно к двум местам на обеих руках испытуемого и просит его показать, куда он прикоснулся. Ошибки: •одностороннее тактильное игнорирование - при одновременной стимуляции обеих рук не замечает прикосновения, наносимого на одну руку •неправильная идентификация руки, на которую наносится прикосновение. Схема тела (соматогнозис) (6-7 л.) И. : 1. назови часть тела, до которой я дотронусь. 2. Испытуемого просят показывать части тела по одной, по две, по три. Покажи, пожалуйста, ухо. Покажи плечо и подбородок. Покажи нос, плечо, подбородок. Сенсибилизация: введение в инструкцию латеральных характеристик - покажи левое ухо, покажи правое колено, покажи левый локоть. Ошибки: •больной не может показать части тела - он в состоянии повторить инструкцию, но не может соотнести речевые стимулы и обозначаемые ими области телесного пространства.

Публикации по теме:

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Диагностика по арт песочнице детей раннего возрастаДиагностика по арт песочнице детей раннего возраста Цель: определение уровня коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности у детей раннего возраста средствами.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Диагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 летДиагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 лет Аппликация, как вид продуктивной деятельности, достаточно сложен для детей. Необходимо владеть главным инструментом - ножницами, чтобы.

Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста. МайВ последнюю неделю мая с детьми проводят диагностические.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика" Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Диагностика выполнения программы в малом бассейне Диагностика выполнения программы в малом бассейне Определение физической подготовленности учеников в воде в рамках программы по обучению.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологическая диагностика восприятия
Опубликовано: 14 июля 2022 в 15:41
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД