Ирина Иванова
Новые технологии в ДОО как средство формирования здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 комбинированного вида.
Доклад на тему:
«Новые технологии в ДОО, как средства формирования здорового образа жизни».
Выполнила:
инструктор по ФК
Иванова Ирина Владимировна.
г. Великие Луки, 2018
«Забота о здоровье —
это важнейший труд воспитателя. От
жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Новые технологии в ДОО как средство формирования здорового образа жизни» размещена в разделах
Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Что же это такое – Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ?
Даё м определение для взрослых: «здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья; система разумного поведения человека, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, социальное благополучие и активное долголетие».
Определение для детей: здоровый образ жизни - это действия, нацеленные на укрепление здоровья. Итак, чтобы быть здоровым, нужно не принебрегать правилами личной гигиены и режимом дня, правильно питаться и заниматься спортом.
Возраст дошкольника является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, специалистов, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесбережения в ДОУ - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи здоровьесбережения :
1. Способствовать развитию навыков здорового образа жизни, и формированию потребности заниматься физической культурой и спортом;
2. Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
3. Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
4. Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.
Для реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе в условиях ДОУ используются следующие формы и методы :
Подвижные и спортивные игры
Корригирующие упражнения
Динамические паузы и физкультминутки
Ортопедические упражнения
Стретчинг
Ритмическая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Физкультурные занятия
Фитбол-гимнастика
Утренняя зарядка
Стэп-аэробика
Бодрящая гимнастика
Релаксация
Самомассаж
Беседы о здоровье
Подвижные игры – это эмоциональная деятельность детей, которая связана с выполнением основных движений. Проводятся, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней подвижности.
Корригирующие упражнения - используются упражнения, способствующие формированию правильной осанки и ее коррекции;
Спортивные праздники - одна из форм активного отдыха детей и взрослых. Он включает разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, хореографии, пения, викторин, конкурсов и аттракционов.
Ортопидеские упражнения – упражнения способствующие профилактики плоскостопия.
Стретчинг – упражнения, которые напрваленны на развитие гибкости.
Ритмическая гимнастика - укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки, развитию чувства ритма.
Дыхательная гимнастика - Проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Массаж – это комплекс упражнений, направленный на улучшения организма в целом. Он может как расслаблять организм, так и стимулировать его на работу.
Утренняя зарядка - комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.
Фитбол-гимнастика - упражнения с использованием мячей фитболов. В основном используется в кружковой работе. Способствует укреплению мышц торса, что является профилактикой нарушений осанки.
Динамические паузы – пауза в образовательной или трудовой деятельности, заполненная разными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности.
Физкультурные занятия - проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ.
Стэп-аэробика - это разновидность аэробики, в которой упражнения исполняются при помощи возвышения, степ-платформы.
Бодрящая гимнастика - это не просто комплекс физических упражнений — это источник здоровья, это важный кирпичек в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении. Гимнастика после дневного сна — один из методов сохранения здоровья дошкольника.
Релаксация – необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия. Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может использоваться и внутри занятия;
Беседы о здоровье – включение в занятия познавательного материала о здоровье в форме беседы и разъяснений с целью приобщения детей к здоровому образу жизни и пониманию ими влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на организм;
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.