Вера Жужгина
Нравственно-патриотическое воспитание младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как знакомить детей младшего
дошкольного возраста с праздником
Победы в Великой Отечественной Войне.
Подготовила воспитатель :
Жужгина Вера Андреевна
МАДОУ № 35
А ктуальность:
Вся страна готовится к празднованию семидесятипяти летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г., вспоминает события тех лет. Дети должны почувствовать себя участниками этих событий. У детей младшего дошкольного возраста не сформированы представления об Отечестве, о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г., о подвиге русских людей в военные годы. Как сложно рассказывать детям о войне. Но это важно и значимо! Без знания, понимания и переживания этих страниц нашей истории невозможно воспитать настоящего патриота и гражданина России!
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
Тема «День Победы», согласно ФГОС, включается в рабочую программу ежегодно начиная с первой младшей группы.
Целью введения этой темы в учебно-воспитательный процесс является :
Знакомство детей с великим праздником - Днем победы;
Задачи разработки темы «День Победы» с детьми младшего возраста :
- объяснить суть праздника, а для этого дать начальные представления о войне (Родину защищала не только армия, но и все жители);
- познакомить с понятиями: «армия», «солдат», «враг», «победа», «ветеран», «салют» .
- дать представления о самых известных военных песнях («День Победы», «День Победы»,“Катюша” м уз. Матвей Блантера, сл. Михаила Исаковского;“Мы идем с флажками” муз. Тиличеева,сл. Долинов ;“Молодой солдат” муз. В. Карасева,сл. Н. Френкель ;“Мы солдаты” муз. Ю. Слонова,сл. В. Малкова.).
Для рассказа о Дне Победы стоит обратиться к таким понятиям:
- объяснение;
- беседа;
- художественная литература — поэзия и проза;
- подключение наглядных материалов — обязательному сопровождению всех других приёмов объяснения темы (презентациям, картинкам, фото, видеороликам, так как у дошколят ведущим является зрительный канал восприятия информации.
Формы для раскрытия темы могут комбинироваться, но при этом они должны соответствовать уровню развития детей и образовательным задачам.
Предполагаемый результат:
1. Развитие у детей интереса и уважения к истории России.
2. Дети получают первые представления о Великой Отечественной войне, о важности праздника Дня Победы для каждого русского человека.
3. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).
4. Оформление выставки семейного творчества на тему: «Великой войны победу мы не должны забывать!»
5. Праздник «День Победы».
6. Оформление выставки детского творчества на тему: «День Победы».
День Победы является одним из самых ярких патриотических праздников. И в детских садах торжественные мероприятия по этому поводу начинаются с тематического рассказа или беседы педагога с детьми о том, что такое война, к каким потерям и последствиям она ведёт. Поскольку тема предполагает ежегодное к ней обращение, задача педагога подобрать форму и содержание этого рассказа под возраст аудитории.
1. Объяснение и беседа.
Во-первых, осветить тему ВОВ за одну встречу невозможно. Беседы должны проходить систематически, например, в течение месяца до и после Дня Победы. И конечно, нужно разговаривать об этом в течение всего года, например, в день освобождения своего родного города, в День снятия блокады Ленинграда.
Во-вторых, готовясь к беседе о Великой Отечественной войне, первое, что необходимо учитывать — возраст слушателей. Но при этом в разговоре с детьми любого возраста на эту тему мы должны донести мысль, что наш хрупкий мир прекрасен и его надо беречь и сохранять.
С младшими дошкольниками (3–4 года) необходимо провести беседы о причинах ВОВ, о подвигах советских воинов, о том, как и почему мы празднуем 9 Мая. Сделать тематические поделки, выучить военные стихи и песни.
Разговор с детьми на тему может строиться по вопросам:
- Какой праздник отмечается 9 Мая?
- Сколько длилась война?
- Кто сражался за нашу Родину?
- Кого мы называем ветеранами?
Такая беседа позволит педагогу выяснить, какие моменты нужно освежить в памяти детей, на чём сделать акцент в объяснении.
В качестве «скелета» разъяснения материала под задачи изучения темы в младшей группе в своей педагогической деятельности я использую следующий:
«Великой Отечественной войной называют четыре года, в которые наш народ защищал страну от врагов — фашистов. Великой эта война названа потому, что вся огромная страна была захвачена ею (педагог очерчивает на карте границы бывшего СССР, где проходили военные действия, а Отечественной — потому что воевала вся Родина — всё Отечество. Солдаты, сражавшиеся за будущие поколения, за потомков, стали настоящими героями, которых нужно помнить. Для нас и для тех, кто родится позже, важно знать и помнить о ВОВ. В честь погибших и воевавших установлены памятники по всей стране, а также Вечный огонь — символ памяти о страшных событиях. Каждый год по всей стране отмечается праздник День Победы с обязательным салютом в честь мира на нашей земле».
Закрепить знания, полученные в ходе обсуждения Дня Победы в младших группах, дети могут с помощью раскрасок.
2. Художественная литература по теме.
Ещё один способ рассказать о Великой Отечественной войне — чтение художественных книг на военную тематику. Книги, как и фильмы, надо подбирать в соответствии с возрастом читателей.
Хорошо, когда один из героев повести или рассказа будет ровесником слушателей. Например, как в книге Анны Печерской «Дети — герои Великой Отечественной войны».
Знакомить малышей с книгами военной тематики можно с 3–4 лет. Конечно, им будут сложны для понимания крупные произведения, такие как повести или романы. Начинать стоит со стихов и небольших рассказов. Предварительно нужно подготовить ребёнка, поговорив с ним о том, что такое «война», объяснив слова, которые, возможно, малышу будут непонятны, например «пехота», «батальон». Малыш еще мал, он не поймет всех ужасов того времени, но это пока и не нужно. После пяти лет дети уже более осознанно воспринимают вопросы смерти, примеряя их на себя. Главное в такие моменты – успокоить ребенка здесь и сейчас: война уже прошла, ее уже пережили, мы живем в мирное время.
Для чтения младшим дошкольникам подходят следующие произведения:
«Отцовское поле» Владимира Куприна;
стихотворение «Победой кончилась война» Сергея Михалкова;
«Дедушкин орден» Анатолия Митяева.
«Брат мой в армию идет», В. Орлов;
«Галина мама», С. Георгиевская;
«Арбузный переулок», В. Драгунский;
«Андрейка», В. Осеева;
«Стальное колечко», К. Паустовский;
«Шинель», Е. Благинина;
«Кукла», Г. Черкашин;
«Главное войско», «Памятник солдату», «Твои защитники», Л. Кассиль;
«Землянка», А. Митяев.
3. Наглядность.
Слово педагога должно сопровождаться наглядностью. При этом, учитывая возраст детей, акцент опять-таки делается именно на сам праздник, а не на исторический повод. То есть это могут быть изображения салюта, ветеранов с наградами, орденов, георгиевской ленты.
Так же в своей практике использую: “Игры военной тематики” : «Полоса препятствий», «Строим корабль» (из крупного конструктора, «Меткий стрелок», «Будь внимателен», «Передай снаряд».
Проводится как совместная работа детей и воспителя, например “Подарок ветерану”, так и коллективная, например “Голуби мира”.
Обязательно проводится выставка семейного творчества на тему: «Великой войны победу мы не должны забывать!» Цель выставки: Познакомить детей с великим праздником – Днем Победы, посредством совместной с родителями художественно – творческой деятельности.
И конечно же проводится работа с родителями: Родителям нужно поддерживать «волну», а не возлагать эту сложную тему только на воспитателей. Детей можно приобщать к изучению Великой Отечественной войны разными способами:
посещать с ребенком вечный огонь, аллею славы, памятники героям в своем городе;ходить на парад Победы 9 мая;
просить бабушек и дедушек, родившихся в военные или послевоенные годы, рассказать о своих воспоминаниях из детства;
показывать награды своих родственников в войне, показать фронтовые письма, фотокарточки, если они сохранились;
делать с детьми поделки к празднику Победы для утренника в детском саду или для своих родных;
читать книги о войне.