Смотрова Ольга
Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников
посредством игры»
Игра — это огромное окно, через которое в духовныймир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая поток пытливости илюбознательности.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
Младший дошкольный возраст – важный период в социально-нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о добре и зле, закладываются навыки культурного поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, которые они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственно – патриотического развития.
Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр.
В нашей группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Оформлены все уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста.
Работа по воспитанию у детей патриотических чувств реализуется с детьми через все виды игр.
Сюжетно-ролевые игры - воспитывают у детей качества, свойственные будущим родителям, чуткость, способность к сопереживанию, умение замечать душевное состояние другого человека, заботиться о людях. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание. Игра особенно напоминает по форме организации трудовой коллектив взрослых, взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка.
Дети учатся добровольно отказываться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях. Иначе игра не состоится.
С детьми мы играю в сюжетно- ролевые игры «Семья» с целью воспроизведения в игре быт семьи. «Кормление куклы Кати» для закрепления знаний детей о столовой посуде, воспитания культуры поведения во время еды, заботливого
отношения к кукле. «Кукла Катя заболела», «Делаем причёску кукле Кате» с целью формирования начальных навыков ролевого поведения, связи сюжетных действия с названием роли.
Дидактические игры - формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам, продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности, воспитание у детей нравственных чувств и отношений : уважения к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.
Мы играем в такие игры : Игра «Мой адрес» с целью закрепления знания об адресе местожительства детей.
Игра «Наш детский сад»
С целью закрепления знаний о детском саде, о его сотрудниках. Эта игра воспитывает уважительное отношение к старшим, к сотрудникам детского сада и их труду. Дети рассматривают фотографии детского сада, помещений детского сада и игровых площадок, а так же сотрудников.
Игра «Хорошо плохо» с целью воспитания доброжелательности, положительного отношения друг к другу. Дети рассматривают картинки с изображением различных жизненных ситуаций (например, мальчик толкнул девочку в лужу, дети делятся конфетами, спасатель спас котёнка и отдаёт его детям).
Игра «Профессии» с целью знакомства детей с профессиями людей, воспитания уважительного отношения к людям различных профессий.
Так же в группе имеются игры :
«Собери семью» (животные, «Собери флаг».
Игра «Сказка за сказкой» (раскладываем сказки по сюжету)
«Пазлы» с героями сказок.
Подвижные игры - удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.
Развивают также быстроту реакции, находчивость и сообразительность, умение быстро и точно оценивать обстановку и в соответствии с этим изменять направление движения, его скорость и т. д. Выполнение правил игры способствует формированию волевых черт характера, организованности, формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникающие конфликты.
Мы играем в подвижные игры : кот и мыши, наседка и цыплята, принеси мяч, раздувайся пузырь, солнышко и дождик, у медведя во бору, по ровненькой дорожке.
Строительные игры
Дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых. Строительные игры открывают широкие возможности для развития умственной, трудовой, нравственной сферы ребенка. Строительная игра заключает в себе большие педагогические возможности для развития нравственной сферы ребенка. В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры. Ценные качества могут быть воспитаны у детей в процессе уборки строительного материала после игры : развитие у детей бережного отношения к игрушкам, трудолюбия, умения проявлять усилие, преодолевать трудности, заканчивать начатое дело. Эти воспитательные задачи не должны быть забыты в процессе педагогического руководства строительной игрой.
Дети строят заборчик, дорога, домик для любимого животного.
Театрализованные игры
Самым увлекательным направлением в дошкольном нравственном воспитании является театрализованная деятельность. Через театрализованную игру пробуждается интерес к созданию условий проведения игры. Дети учатся имитировать характерные действия персонажей ( например: птички летают, лошадка скачет). Дети стремятся импровизировать несложные сюжеты песен, сказок. При помощи подобранных театральных атрибутов дети разыгрывают знакомые, небольшие по содержанию, сказки такие как «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» и другие. Дети учатся отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни. Также дети учатся через театрализованную игру уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Для лучшего восприятия я использую различные виды театра кукольный, театр игрушек, настольный, пальчиковый, ролевой, театр на фланелеграфе.
Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить маски, костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, способствуя формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т. д.)
В нашей группе для игры драматизация имеются элементы костюмов, маски, атрибуты, театр шапочек и масок.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры помогают в пополнении словарного запаса в развитии речи детей, дают возможность закрепить знания о детском саде, семье, Родине.
Кроме того, пальчиковые игры приносят малышам огромное удовольствие и радость, что способствует полноценному проживанию дошкольного детства в соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию.
Мы играем в пальчиковые игры «Моя Семья, «Засолим капусту», «Стирка», «Мы ва
рили суп», «Сказки».
Хороводные игры
Хороводные игры, всегда были любимы на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, которые включают в себя, свободное движение, музыку, пение, пантомиму, а также декламацию стихов.
Хороводные игры, очень нужны для детей младшего дошкольного возраста.
Они знакомят детей с древними традициями и обрядами, развивают коммуникативные навыки, способствуют совершению двигательных навыков, развивают чувство ритма, музыкальный слух.
Мы проводим с детьми хороводные игры : с погремушками, танец с платочками, куклами, парные танцы, каравай, карусели.
С помощью игр я формирую у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирую и углубляю знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно- патриотическому воспитанию.