Татьяна Новоторцева
Обеспечение доступности дополнительного образования для детей различных категорий
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день в стране доступность дополнительного образования в охвате составляет 70%.
Одна из основных проблем доступности дополнительного образования - это слабая информированность людей.
Плюс ко всему существуют факторы, являющиеся преградами для получения ДО:
1. Отсутствие финансовой возможности
2. Отсутствие времени посещать ДО
3. Отсутствие знаний о получении ДО
4. Отсутствие мест, где можно получить ДО
Доступность ДО можно разделить по типам:
1. Финансовая
2. Территориальная
3. Содержательная
4. Информационная
Публикация «Обеспечение доступности дополнительного образования для детей различных категорий» размещена в разделах
5. Социальная (для различных категорий и групп обучающихся)
Чтобы обеспечить социальную доступность, необходимо использовать потенциал организаций, предоставляющих ДО. Есть несколько вариантов:
1. Для детей с признаками одаренности - совместная работа с организациями культуры, музеями и пр. ;
2. Для детей, в ТЖС- совместная работа с волонтерскими и общественными организациями, организациями социально-педагогической направленности;
3. Для детей с ОВЗ- совместная работа с организациями оздоровительной направленности, некоммерческими организациями.
4. Для детей, проживающих, например, в сельской местности - совместная работа со школами, домами культуры, местными музеями.
При составлении вариаций данных моделей важно учитывать, что социально-ориентированные технологии должны быть направлены на помощь в решении социальных проблем разных детей :
1. детей с ОВЗ – применение инклюзивных технологий, направленных на комплексное преодоление барьеров (социальных, экологических, экономических и политических)
2. Одаренных детей - решение проблем, связанных с коммуникацией таких детей, их адаптацией в жизни.
3. Решение проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – технологии сохранения и укрепление их здоровья, формирования потребности вести здоровый образ жизни (участие в различных социальных проектах).
Следовательно, для обеспечивание повышения доступности ДО для детей различных категорий, необходимо создание взаимосвязанных условий на разных уровнях.
Список литературы:
1. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования : коллективная монография. – Ярославль, 2009.
2. Золотарева А. В. Реализация принципа неформализации образования. // Евразийский образовательный диалог : материалы международного форума. – Ярославль, 2014 – С. 34-37.
3. Золотарева А. В. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей : учебное пособие. — М., 2018.
4. Золотарева А. В. Формальные и неформальные черты современного дополнительного образования детей // Дополнительное образование и воспитание. 2015. № 9 (191). С. 3-8.
5. Золотарева А. В., Синицын И. С. Повышение доступности дополнительного образования детей – новый вектор реализации государственной образовательной политики // Образовательная панорама. – Ярославль, 2018. – № 1 (9). – С. 8-16
6. Интеграция общего и дополнительного образования : практическое пособие / Под ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золортаревой, С. Л. Паладьева. – М, 2006.
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)
8. Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р)
9. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – СПб., 2000. – С. 280.
10. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования : монография. / под ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль, 2012.
11. Мухамедьярова Н. А. Профессиональные компетенции педагога сферы дополнительного образования детей в контексте метапредметного подхода. // Образовательная панорама : научно-методический журнал. – Ярославль. – 2016. – №1 (5). – с. 35-42.
12. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11)
13. Развитие техносферы учреждения дополнительного образования детей : учебное пособие. / под ред. М. В. Груздева, А. В. Золотаревой. – Ярославль, 2012.
14. Толковый словарь русского языка В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. – М., 1935-1940.