Татьяна Рассказова
Педагогический проект по развитию познавательных способностей детей старшей группы «Обитатели водоёмов»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по развитию познавательных способностей детей старшей группы детского сада в процессе исследовательской деятельности на тему «Обитатели водоёмов».
Паспорт проекта :
Вид проекта : краткосрочный (2 недели, исследовательский.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители
Цель проекта :
Публикация «Педагогический проект по развитию познавательных способностей детей старшей группы „Обитатели водоёмов“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Уточнить и расширить знания детей о животном мире водоемов. Систематизировать экологические знания
Задачи проекта :
- развивать желание детей самостоятельно или при помощи взрослых искать ответы на поставленные вопросы;
- формировать умение делиться добытой информацией с аудиторией, формулировать свои мысли, последовательно составлять небольшие предложения в рассказ на заданную тему;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение, речь, память, мышление, внимание, самостоятельность;
- воспитывать любовь к природе, интерес к животному миру, населяющему водоемы
- воспитывать бережное отношение к богатствам природы;
- воспитывать уважительное отношение к товарищам, их рассказам.
Актуальность проекта :
Детям старшей группы необходимо развивать свою речь, готовиться к проектной деятельности, которая ожидает их в школе, учиться добывать информацию, делиться ею с другими, внимательно слушать. Кроме того, дети за время реализации проекта знакомятся с животными, рыбами и птицами, обитающими в воде и рядом с водоемами, учатся различать пресноводных и морских рыб, знакомятся с понятиями «водоплавающие птицы» и «морские животные», узнают об условиях их обитания, экологической ситуации в водоемах. Всю эту информацию дети добывают самостоятельно, исследуя предоставленную родителями литературу (журналы, детские энциклопедии) или совместно с родителями находят ее в сети интернет. Так же, с родителями или самостоятельно они оформляют эту информацию в подготовленный буклет. Тему своего доклада, в рамках обозначенной темы проекта, дети могут выбрать самостоятельно. Кроме докладов, в рамках проекта дети изготавливают поделки, рисуют подводный мир, освоив альтернативную технику рисования воды при помощи мыльной пены, а также, создают коллективную работу – «Морскую азбуку». Эта работа способствует сплочению семьи, качественной подготовке к школе, развитию детских творческих и познавательных способностей.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап.
Воспитатель объявляет тему следующих двух недель («Обитатели водоемов», поощряет родителей почитать и посмотреть с детьми информацию по теме;. На занятии по продуктивным видам деятельности ребята изготавливают книжечки формата А6 из сложенных пополам четырех половинок альбомного листа и склеивают их. Книжечки состоят из восьми листочков, на которых в дальнейшем дети должны будут наклеить или с помощью родителей написать информацию.
Проводится работа с родителями: воспитатель разъясняет родителям важность продуктивного общения с детьми, цель и суть работы на ближайшую неделю.
Проводится подготовка материалов для проекта : тематические плакаты и
иллюстрации, журналы и энциклопедии по текущей теме, альбомные листы, клей, краски и картон для продуктивной деятельности; акварель, мыльная пена, листы бумаги, 2 листа ватмана, гуашь, образцы букв, канцелярский нож, губки, трубочки и кисти для занятий по рисованию.
Основной этап - продуктивный.
В начале недели воспитатель проводит занятие по Формированию целостной картины мира, где в общих чертах дает представление об обитателях водоемов, раскрывает разницу между пресными и солеными водоемами, рассказывает о той работе, которую нужно будет проделать всем участникам проекта в течение двух недель. Дает ориентиры, какие темы можно взять для домашнего исследования и оформления доклада.
На занятии по рисованию воспитатель поощряет детей рассмотреть иллюстрации с изображением различных водоемов и их обитателей. Затем дети тонируют альбомные листы сильно разведенными акварельными красками голубого цвета при помощи губки, разводят синюю акварель с мыльной пеной в стаканчике, дуют в него через трубочку, чтобы получились пузыри, и переносят эти пузыри на тонированный лист. Когда фон подсохнет, дети рисуют на нем различных морских обитателей по желанию.
В свободное от непосредственно образовательной деятельности время воспитатель организует чтение сказок: «Лягушка – путешественница», «Серая шейка», просмотр мультфильмов «В поисках Немо», фильмов кинокомпании BBC о дельфинах, пингвинах, бобрах, тюленях и пр., организует экскурсию в живой уголок к аквариуму.
На занятии по продуктивной деятельности воспитатель предлагает детям при
помощи шаблона перенести на картон контуры кита или дельфина по желанию, затем раскрасить их и вырезать. Отдельно вырезать плавники и фонтанчик для кита или хвост для дельфина, закрепить детали при помощи прорезей так, чтобы животное можно было поставить.
На занятиях по речевому развитию дети рассказывают о том, что узнали и подготовили с родителями дома по выбранной ими теме, используя оформленный в книжечке материал. Каждый ребенок выходит и выступает перед всеми ребятами. Воспитатель при необходимости может зачитать из книжечки подготовленный ребенком и его родителями материал, если ребенок растерялся или забыл некоторые интересные факты.
Ребята учатся не перебивать, не мешать, а наоборот, поддерживать и внимательно слушать товарища, а потом найти положительные стороны доклада и похвалить. Позже ребята рассматривают книжки друг друга, делятся
впечатлениями, рассказывают, что интересного запомнили.
Итоговым мероприятием является создание коллективной работы - «Морской азбуки». Воспитатель перечисляет по порядку буквы алфавита, затем помогает детям на каждую букву вспомнить название обитателя водоемов или чего-то с вязанного с водоемом. После этого приступают к изготовлению плаката: один лист ватмана дети раскрашивают гуашью в разные оттенки синего, добавляют зеленые водоросли, пузырьки, на дне – камешки. Воспитатель размечает прямоугольники по количеству букв (30, и канцелярским ножом прорезает их с трех сторон так, чтобы получились дверцы. На каждой дверце рисуется буква алфавита. Дети эти буквы аккуратно раскрашивают. Этот лист ватмана наклеивается на второй, чистый лист ватмана и уже на нем, в открытых дверцах рисуются картинки, связанные с заданной темой, на каждую букву алфавита.
Заключительный этап.
1. Создание выставки рисунков в альтернативной технике рисования;
2. Создание выставки поделок из картона в форме морских животных;
3. Создание выставки книжек об обитателях водоемов;
4. Демонстрация коллективной работы «Морская азбука»;
5. Подведение итогов проделанной работы, обобщение полученных знаний, беседы о том, что нового узнали, что больше всего запомнилось.
Этот проект удался. Он был интересным для всех его участников. Были получены: много интересных знаний об обитателях водоемов, опыт работы по проектной деятельности, который пригодится в школе, опыт преодоления стеснительности во время выступления перед аудиторией, навык работы с краской в разнообразных техниках, на разных поверхностях. Поставленные цели были достигнуты, задачи выполнены.