Лучший педагог года

Обогащение развивающей среды — одно из условий формирования личности ребёнка

Ирина Николаевна Лобыкина
Обогащение развивающей среды — одно из условий формирования личности ребёнка

Что такое развивающая среда? Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащённая развивающая среда предполагает одно из условий формирования личности ребёнка.

Публикация «Обогащение развивающей среды — одно из условий формирования личности ребёнка» размещена в разделах

Мышление дошкольника проявляется в наглядно – действенной форме как умение восстанавливать ранее воспринятые связи, но в конкретной наглядной ситуации. В дошкольном возрасте «всё сознание работает на пользу восприятия». Следовательно, для обеспечения гармоничного развития ребёнка нам прежде всего необходимо создать благоприятные условия для развития личности ребёнка. А благоприятными, я считаю, они будут в том случае, когда мы будем организовывать эмоционально окрашенное восприятие детьми предметов и явлений окружающей действительности, переходящее в действие, сопровождаемое словесными комментариями взрослого. Тогда основной принцип обогащения развивающей среды я бы обозначить так :

Что вижу, с чего действую, то и познаю!

Главным условием при создании развивающей среды я считаю педагогическую поддержку различных видов детской деятельности.

Основная задача формирования личности ребёнка – передача детям культурного, исторического опыта, накопленного в течение многих поколений и воплощённого в разнообразной человеческой деятельности. Огромные возможности для передачи и усвоения такого опыта заложены в игре.

Для развития конструктивной деятельности наша группа оснащена конструктором «ЛЕГО» постройки, объединённые одной темой, служат прекрасной средой для режиссёрских игр детей. Замечательно то, что в создании новых сюжетов участвуют сами дети. Так же дети активно используют имеющиеся предметы-заместители и сюжетные игрушки.

В специально оборудованных зонах ребёнок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве. Разнообразные изобразительные материалы предлагаются детям для воплощения творческих замыслов.

Ближе познакомиться с историей и бытом русского народа помогает созданный в нашей группе уголок русского быта. Здесь собраны предметы старинной утвари, одежды, образцов декоративно-прикладного искусства. Всё это дети могут увидеть и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня.

В формировании у детей потребности в художественном слове, эмоциональной отзывчивости нам помогают книги. Дети могут взять понравившуюся книгу, рассмотреть её, прочитать вместе с воспитателем.

Отдельно отведён уголок для театрализованной деятельности. Здесь находятся куклы, атрибуты пальчикового, теневого, настольного театра. Ребёнок может изобразить героя и сценку из литературного произведения. Играя в театр, дети учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства.

С большим вниманием мы относимся к созданию условий для самостоятельной детской деятельности. Детям предоставляем возможность использовать по своему усмотрению различные предметы, материалы и оборудование, обеспечиваем их выбор и доступность. В групповой комнате дети могут по желанию лепить, рисовать, рассматривать иллюстрации в книгах, разыгрывать сценки.

Особенно важной для нас является поддержка детских творческих игр. Мы внимательно изучаем игровые предпочтения детей, их интересы и взаимоотношения друг с другом. Предлагаем заскучавшему ребёнку интересную игру, помогаем ему обрести партнёров, подобрать игрушки или их заместители.

В нашем детском саду созданы необходимые условия для полноценной реализации потребностей детей в активном познании окружающего мира, возможности исследовать и экспериментировать, осваивать через свободную творческую игру, полученную на занятиях.

Наша задача предложить необходимый развивающийся материал, помочь раскрыть его возможности – показать, как можно использовать его в игре.

В каждом виде детской деятельности есть некоторые ключевые точки её усложнения. Как правило, они связаны с освоением детьми нового типа предметов, который поддерживает новые, более сложные способы деятельности. Такие предметы в определённом смысле универсальны; они таят в себе множество возможностей их использовать и как бы традиционно входят в жизнь ребёнка.

Говоря о развивающем значении простых вещей, не мешает вспомнить Фридриха Фребеля с его «дарами»; ведь они не случайно остались в педагогике как «след» его системы. Конечно, в соответствии с современными научными знаниями, таких значимых для развития дошкольника предметов мы в настоящее время найдём побольше.

Можно привести примеры предметов, ключевых для разных видов детской деятельности:

Куклы и игровой макет – для игровой;

Пирамидка и мозаика – для познавательно-исследовательской;

Пластилин и конструктор – для продуктивной;

Мяч и скакалка – для двигательной деятельности и т. п.

Определив для каждого вида деятельности небольшой круг ключевых ситуаций, в которых мы будем вовлекать детей, открывая для них развивающие возможности этих предметов.

Конкретная форма ключевых ситуаций зависит от специфики каждого вида деятельности.

Например, это может быть непосредственное вовлечение детей в совместную деятельность с педагогом (в сюжетную игру, рисование, конструирование, обсуждение с детьми продуктивной детской деятельности и т. п.

Характерной чертой этих ключевых ситуаций должна быть их камерность – расчёт на очень небольшую подгруппу детей, чтобы голос каждого мог быть услышан.

Ещё одна характерная черта – лаконичность ключевых ситуаций. Следует придерживаться принципа: одна ключевая ситуация – один предмет, чтобы дети могли

«почувствовать» его. Чрезмерная перегруженность ситуации информацией может привести к распылению внимания и к нулевому эффекту.

Выделив и описав такие ситуации, мы дали бы хорошую подсказку воспитателям для налаживания взаимоотношений с детьми.

Как показывают материалы мониторинга развития наших воспитанников, созданная система условий, средств и форм организации деятельности детей обеспечивает необходимый уровень его познавательного, социального, эстетического развития.

Публикации по теме:

Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Звёздочка» г. Кондопоги Республики Карелия Фестиваль педагогов.

Аналитический отчет «Создание развивающей предметно-пространственной среды и психолого-педагогических условий» В 2014/2015 учебном году, после выхода с декретного отпуска я работала на группе раннего возраста, где мною была совместно с родителями.

Мини-стенд «Я пришел!», как одно из условий успешной адаптации детей к детскому садуМини-стенд «Я пришел!», как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду Все мы прекрасно знаем, что в период адаптации ребенка к детскому саду порой тяжело "оторвать" его от родителей. Сделать так, чтобы ребенок.

Обновление содержания методического обеспечения образовательного процесса-одно из условий успешной работы муз. руководителя Сегодня в России на фоне проведения современного ФГОС происходит гуманизация образовательного процесса, обновление содержания его методического.

Обогащение предметно-развивающей среды элементами народного творчества У каждого на свете есть любимый уголок земли, где по-особому шелестит листва, где широкие просторы и выше небо, где так привольно и легко.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Машины из картонных коробокОбогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Машины из картонных коробок Одним из требований ФГОС ДО к структуре образовательной программы является обеспечение развития личности детей дошкольного возраста с учётом.

Обогащение развивающей среды в младшей группе по теме «Народная игрушка»Обогащение развивающей среды в младшей группе по теме «Народная игрушка» Дорогие коллеги! Все мы планируем образовательную деятельность на основе комплексно-тематического подхода. Темы недели сменяют друг друга,.

Повышение родительской активности как одно из условий реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании Понятие «компетентностный подход» получил распространение сравнительно недавно, вызвав многочисленные вопросы со стороны педагогов, в плане.

Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Известно, что многие.

Создание развивающей среды группы для формирования психологического здоровья детей и их психологической саморегуляции Уголок психологии в развивающем пространстве ДОУ как фактор сохранения здоровья ребенка. В настоящее время состояние здоровья детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение развивающей среды — одно из условий формирования личности ребёнка
Опубликовано: 12 июля 2016 в 09:53
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД