Ирина Николаевна Лобыкина
Обогащение развивающей среды — одно из условий формирования личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое развивающая среда? Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащённая развивающая среда предполагает одно из условий формирования личности ребёнка.
Публикация «Обогащение развивающей среды — одно из условий формирования личности ребёнка» размещена в разделах
Мышление дошкольника проявляется в наглядно – действенной форме как умение восстанавливать ранее воспринятые связи, но в конкретной наглядной ситуации. В дошкольном возрасте «всё сознание работает на пользу восприятия». Следовательно, для обеспечения гармоничного развития ребёнка нам прежде всего необходимо создать благоприятные условия для развития личности ребёнка. А благоприятными, я считаю, они будут в том случае, когда мы будем организовывать эмоционально окрашенное восприятие детьми предметов и явлений окружающей действительности, переходящее в действие, сопровождаемое словесными комментариями взрослого. Тогда основной принцип обогащения развивающей среды я бы обозначить так :
Что вижу, с чего действую, то и познаю!
Главным условием при создании развивающей среды я считаю педагогическую поддержку различных видов детской деятельности.
Основная задача формирования личности ребёнка – передача детям культурного, исторического опыта, накопленного в течение многих поколений и воплощённого в разнообразной человеческой деятельности. Огромные возможности для передачи и усвоения такого опыта заложены в игре.
Для развития конструктивной деятельности наша группа оснащена конструктором «ЛЕГО» постройки, объединённые одной темой, служат прекрасной средой для режиссёрских игр детей. Замечательно то, что в создании новых сюжетов участвуют сами дети. Так же дети активно используют имеющиеся предметы-заместители и сюжетные игрушки.
В специально оборудованных зонах ребёнок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве. Разнообразные изобразительные материалы предлагаются детям для воплощения творческих замыслов.
Ближе познакомиться с историей и бытом русского народа помогает созданный в нашей группе уголок русского быта. Здесь собраны предметы старинной утвари, одежды, образцов декоративно-прикладного искусства. Всё это дети могут увидеть и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня.
В формировании у детей потребности в художественном слове, эмоциональной отзывчивости нам помогают книги. Дети могут взять понравившуюся книгу, рассмотреть её, прочитать вместе с воспитателем.
Отдельно отведён уголок для театрализованной деятельности. Здесь находятся куклы, атрибуты пальчикового, теневого, настольного театра. Ребёнок может изобразить героя и сценку из литературного произведения. Играя в театр, дети учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства.
С большим вниманием мы относимся к созданию условий для самостоятельной детской деятельности. Детям предоставляем возможность использовать по своему усмотрению различные предметы, материалы и оборудование, обеспечиваем их выбор и доступность. В групповой комнате дети могут по желанию лепить, рисовать, рассматривать иллюстрации в книгах, разыгрывать сценки.
Особенно важной для нас является поддержка детских творческих игр. Мы внимательно изучаем игровые предпочтения детей, их интересы и взаимоотношения друг с другом. Предлагаем заскучавшему ребёнку интересную игру, помогаем ему обрести партнёров, подобрать игрушки или их заместители.
В нашем детском саду созданы необходимые условия для полноценной реализации потребностей детей в активном познании окружающего мира, возможности исследовать и экспериментировать, осваивать через свободную творческую игру, полученную на занятиях.
Наша задача предложить необходимый развивающийся материал, помочь раскрыть его возможности – показать, как можно использовать его в игре.
В каждом виде детской деятельности есть некоторые ключевые точки её усложнения. Как правило, они связаны с освоением детьми нового типа предметов, который поддерживает новые, более сложные способы деятельности. Такие предметы в определённом смысле универсальны; они таят в себе множество возможностей их использовать и как бы традиционно входят в жизнь ребёнка.
Говоря о развивающем значении простых вещей, не мешает вспомнить Фридриха Фребеля с его «дарами»; ведь они не случайно остались в педагогике как «след» его системы. Конечно, в соответствии с современными научными знаниями, таких значимых для развития дошкольника предметов мы в настоящее время найдём побольше.
Можно привести примеры предметов, ключевых для разных видов детской деятельности:
Куклы и игровой макет – для игровой;
Пирамидка и мозаика – для познавательно-исследовательской;
Пластилин и конструктор – для продуктивной;
Мяч и скакалка – для двигательной деятельности и т. п.
Определив для каждого вида деятельности небольшой круг ключевых ситуаций, в которых мы будем вовлекать детей, открывая для них развивающие возможности этих предметов.
Конкретная форма ключевых ситуаций зависит от специфики каждого вида деятельности.
Например, это может быть непосредственное вовлечение детей в совместную деятельность с педагогом (в сюжетную игру, рисование, конструирование, обсуждение с детьми продуктивной детской деятельности и т. п.
Характерной чертой этих ключевых ситуаций должна быть их камерность – расчёт на очень небольшую подгруппу детей, чтобы голос каждого мог быть услышан.
Ещё одна характерная черта – лаконичность ключевых ситуаций. Следует придерживаться принципа: одна ключевая ситуация – один предмет, чтобы дети могли
«почувствовать» его. Чрезмерная перегруженность ситуации информацией может привести к распылению внимания и к нулевому эффекту.
Выделив и описав такие ситуации, мы дали бы хорошую подсказку воспитателям для налаживания взаимоотношений с детьми.
Как показывают материалы мониторинга развития наших воспитанников, созданная система условий, средств и форм организации деятельности детей обеспечивает необходимый уровень его познавательного, социального, эстетического развития.