Получи документы

«Обучение детей составлению творческих рассказов и сказок, используя элементы мультипликации»

Галина Проц
«Обучение детей составлению творческих рассказов и сказок, используя элементы мультипликации»
▼ Скачать + Заказать документы

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

"Обучение детей составлению творческих рассказов и сказок,используя элементы мультипликации"

воспитатель 1 категории Проц Галины Дмитриевны

МДОУ «Золотой петушок».

В настоящее время у педагогов дошкольных учреждений остро встает проблема развития речи детей. Это проблема вызвана многими причинами, во- первых, у детей проявляется наименьший интерес к художественной литературе, в домашних условиях, как известно, преимущество отдается просмотру телепередач, видеофильмов, компьютерным играм, что в наименьшей степени может способствовать обогащению речи детей и возможности обучения грамматически правильной речи, а так же её чистоте. В результате такого подхода дети дошкольного возраста испытывают затруднения в освоении программных требований по разделам «Развития речи», дети говорят односложно, не могут выражать свои мысли, не используют в речи определения, в итоге многие испытывают трудности в общении.

Публикация «„Обучение детей составлению творческих рассказов и сказок, используя элементы мультипликации“» размещена в разделах

Доказано, чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем активнее осуществляется его психическое и умственное развитие. активнее развиваются социальные отношения, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Поэтому необходимо в работе по развитию речи ввести такие приемы и методы, которые могли бы вызвать у детей устойчивый интерес к родной речи её выразительности и красоте. Эти методы и приемы должны будут способствовать лучшей усвояемости программного материала, а главное быть доступными определенному возрасту и быть неразрывно связаны с основными задачами развития речи дошкольников.

Разработан такой подход к решению проблемы, начиная с младшего возраста детей, последовательно применяя определенные приемы на занятиях и в повседневной жизни, возможно, мы получим положительный результат.

Поэтому в своей работе я предлагаю ряд приемов и методов, которые, по моему мнению, будут способствовать решению данной проблемы.

Во-первых, я считаю, что если на занятиях и в повседневной жизни детей использовать народное творчество, то это будет способствовать развитию аппарата речи детей, гибкость и четкость речи, будет происходить обогащение содержания детской речи.

Во-вторых, используя художественную литературу и другие жанры народного творчества как средства для развития и обогащения речи ребенка, мы сможем обогатить детские эмоции, воспитать воображение и дать ребенку возможности накапливать опыт на примере литературных образов для дальнейшего составления своих рассказов и сказок.

Таким образом, работа строится по следующим этапам:

1. Сенсорное развитие (3-4 года)

2. Народное творчество в развитии речи детей. (4-6 лет)

З. Мультипликация в развитии речи старших дошкольников (6-7 лет)

В целом данная работа решает следующие задачи:

1. Развивать интеллектуальные и творческие способности, накапливать знания для дальнейшей реализации себя в познавательной и творческой деятельности. Осуществлять элементарное планирование.

2. Проявлять интерес к поиску самостоятельного решения проблемных ситуаций. Быть инициативными, эмоционально отзывчивыми, развивать наблюдательность, уметь анализировать, сравнивать и делать простейшие умозаключения.

З. Сохранять и развивать собственную индивидуальность.

Как известно, сенсорное воспитание, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности и служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того на сколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее

Поэтому на первом этапе своей работы я использовала разные типы сенсорных игрушек и игр помогающие детям с разными модальностями продвигаться в познание мира.

Пирамидки (снимаем кольца разного размера и нанизываем их на стержень). Эта игрушка помогает ребенку понимать слова «большой - маленький» «меньше, самый маленький».

Семеновская разноцветная пирамидка- эта игрушка стимулирует детей к дальнейшему совершенствованию их зрительного восприятия, учит быть внимательными.

Использование игрушек вкладышей позволяет расширить представления о цвете, размере, у детей появляются возможности для творчества. (Дети последовательно расставляют персонажи сказки и делают попытки пересказать её).

Так же мною были использованы игрушки группирующие предметы по форме устанавливающие их тождество. Эти игры помогают ребенку при раскладывании предметов значительно отличающихся по форме на две группы, учат сравнивать их и сопоставлять.

Использование настольных игр «Развивающее лото» учат детей группировать предметы по форме и цвету, величине, а так же игровым правилам.

Очень нравятся детям бусы и шнуровки - эти игры развивают мелкую моторику рук, а так же внимание.

С большим интересом дети играют строительными блоками и конструкторами. Игры этого типа знакомят детей с разнообразием объемных геометрических форм.

Использование логических блоков важно для развития многих психических свойств — внимания, памяти. Дети учатся логически мыслить, получают представления о математических действиях

Все эти игровые приемы помогают развивать память, речь, мелкую моторику, дети становились более активными как на занятиях, так и в свободной деятельности.

Второй этап моей работы был направлен на развитие речи детей. Речевая функция является одной из важнейших функций человека. Овладение способности к речевому общению создает у ребенка предпосылки к формированию и уточнению представлений об окружающей действительности, способности к планированию и регуляции поведения. Создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия детей в коллективном труде. Исходя из этого, на данном этапе я построила работу по двум разделам:

1. Звуковая культура речи (качество речи, звукопроизношение, культура речевого общения).

2. Ознакомление с художественной литературой, как источником обогащения речи детей.

Цель:

1. Закрепление правильного отчетливого произношения всех звуков родного языка

2. Работа над интонационной выразительностью речи (дикцией, силой голоса, темпом, ритмом, мимикой)

3. Учить детей выразительно рассказывать стихи, загадки, пословицы, поговорки.

4. Учить детей пересказывать и сочинять небольшие рассказы и сказки, последовательно соблюдая структуру.

5. Воспитывать культуру речевого общения.

Методы и приемы:

Игры на звукоподражание, звучащие музыкальные инструменты, сопряженное и отраженное повторение, использование средств малого фольклора, участие детей в драматизациях и инсценировках. Пальчиковый и настольный театры, моделирование сказок и рассказов, артикуляционная гимнастика, игры и упражнения на развитие речевого дыхания. Игры, развивающие эмоции, воображение. коммуникативные навыки, пластику, игры имитации смены эмоциональных и физических состояний в природе.

При обучении звукопроизношения, я опиралась на различные анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный).

Регулярно объясняла детям о положении органов артикуляционного аппарата, старалась выработать у детей привычку не только слушать и смотреть, но и выполнять задания по образцу.

При проведении артикуляционной гимнастики, упражнений для развития мелкой моторики я использовала малые фольклорные жанры. А именно хоровое произношение стихов, потешек, рифмование строк, насыщенных определенным звуком, заучивание стихов.

Работа по автоматизации звуков проводилась не только на занятиях, но и в повседневной жизни (на прогулках, в самостоятельных играх детей).

Знакомя детей с упражнениями артикуляционной гимнастики, я четко объясняла о положении органов артикуляции, доводя до автоматизации выполнения упражнения, «лошадки», «непослушный язычок», «вкусное варенье».

Для развития речевого дыхания проводила игры на поддувание, сдувание. Цель этих игр - научить детей правильно дышать. В то же время эти игры являлись упражнениями «Понюхай красивый цветок», «насос», «дышим животом».

Для развития речевого внимания и речевого слуха проводились игры с воображаемыми предметами с целью закрепления ритма, интонации, сочетания слова и движения.

Систематически планировалась пальчиковая гимнастика на утренней зарядке, на занятиях как часть физминутки.

Мною был введен новый прием, где дети выполняя аппликацию использовали нетрадиционный способ (мазайка из бумаги, скорлупы, палочек). Этот прием способствовал развитию мелкой моторики рук, умению определить качество и свойства материала, сравнивать и делать выводы (цыпленок - круглый, пушистый, желтенький как солнышко).

Так же мною был использован эффективный прием - показ детьми пальчикового театра. Дети, имея знания, полученные в результате ознакомления с малым фольклором делали, первые шаги для составления своих рассказов и сказок, показывая образ своих героев, используя собственное представление. Этот прием способствовал развитию мышления, творческого воображения.

Установлено что важную роль в развитии речи играет эмоциональная сфера, она способствует развитию речи и движений, коммуникативных способностей групповой сплоченности, пластики, снятия напряжения. Поэтому я обязательно ввела в структуру своей работы:

1. Игры «Наседка и цыплята», «Облака», «Березки», «Доктор Айболит» - эти игры способствовали изменению взгляда ребенка на мир, и отношению к окружающему.

2. Художественную литературу, так как она служит могучим действенным средством на развитие и обогащение речи детей (повторы, обороты, сравнения)

3. Потешки - учат детей строить диалоги.

4. Прибаутки — главная их роль познавательная, ребенок узнает о людях животных, явлениях и предметах и их основных свойствах.

5. Заклички и поговорки это поэтическое обращение к природе — солнцу, дождю, радуге.

6. Сказка это язык детства.

Чтобы дети смогли сочинить свои сказки и рассказы, я много внимания уделяла рассказыванию русских народных сказок, обращая внимание на структуру перессказывания.

В этом большую роль сыграли введенные мною приемы моделирования:

- моделирование сказки или рассказа, т. е. каждый персонаж сказки, был зарисован схемой.

- перессказывание по зарисованным картинкам, т. е. детям предлагалось зарисовать последовательность действий из того, что они запомнили.

Эти приемы способствовали развитию памяти, внимания, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать собственные умозаключения, ошибаться и находить пути решения проблемы.

Для обогащения речи детей я использовала один из игровых приемов, когда игра помогала воспринимать и описывать картины с точки зрения различных органов чувств.

Целью этого приема являлось научить описывать воспринимаемое через различные органы чувств, строя диалоги между живым и неживым объектом. Например:

«Я слышу, как два маленьких утенка гребут лапками воду в пруду и весело крякают»,

«В избушке Машенька пекла медведю пироги, и они пахли свежевыпеченными пирогами» (перед занятием я провела экскурсию на кухню, где повара пекли пироги)

Ощущение на вкус, умение различать съедобное и не съедобное с точки зрения человека и животных:

«Я зайчик длинноухий люблю морковку и капусту»

«Я березка белоствольная расту на опушке леса, тут земля мягкая, много солнечного света и поэтому у меня листочки зеленые и резные»

Игры на ощущение:

«Шерсть у котят мягкая и пушистая, нос мокрый и холодный. А у собаки шерсть жесткая, когти острые»

«На улице жарко, а в лесу под елочкой прохладно»

Следующий прием был использован для сочинения творческих рассказов и сказок - перемещение объектов во времени.

Цель: Использование словесных оборотов, характеризующие временные отрезки (до того как, после того как, как утром, потом, в будущем, в прошлом, летом, осенью, зимой, весной).

Используя данные приемы и методы, было отмечено, что круг интересов и общения у детей расширился, каждый ребенок по-своему стал воспринимать окружающий мир, желая его видеть во всем многообразии. Но дети по-прежнему испытывали трудности в речевом общении, не все дети могли правильно выразить свои чувства и мнения, многие опирались на сравнение каких либо героев сказок или рассказов с характерами и поведением сверстников. Но при этом не могли выразить главную мысль.

В настоящее время художественная литература встала на второе место после мультипликации, дети больше запоминают героев мультфильмов, чем героев прочитанной сказки. Это большая проблема, но есть возможность связать мультипликацию и книгу в одно целое, направленное на пользу для ребенка и дальнейшее развитие его связной речи.

Поэтому мною введен новый метод составления сказок и рассказов с использованием элементов мультипликации.

Актуальность этого метода заключается в том, что обогащается речь детей, они учатся задавать вопросы, строить диалоги, решать проблемные ситуации, анализировать поступки свои и других. А так же формируются навыки коллективизма, дисциплинированности, взаимопомощи. самовыражения, творчества, умение использовать свой накопленный опыт, по сенсорному развитию, знания малого фольклора, используя чистоту речи.

Перспективность этого метода в том, что ребенок, получает неограниченные возможности для открытий и впечатлений, для развития изобразительного творчества, развивает логику, а главное желает говорить правильно и доказательно, имеет цель высказать свои мысли правильно и понятно для других.

Мультипликационное творчество — это творчество старших дошкольников. Главный принцип деятельности от простого метода к сложному. Уважение творчества каждого ребенка, работать в коллективе, уметь положительно оценивать свое творчество и других, а так же уметь видеть свои недостатки и уметь их исправлять.

Мультфильмы создавались как кукольные, так и рисованные. При создании рисованных фильмов продумывалась композиция и содержание

рисунка, делались зарисовки животных, людей. Предметов быта, с натуры или по представлению. Для кукольных мультфильмов дети своими руками изготавливали героев сказки или рассказа из различного бросового и природного материала. В этом случае дети знакомились с основами драматургии, умением планировать, распределять эпизоды, которые будут рисовать, роли которого будут озвучивать.

При создании текста сказочного содержания дети учились соблюдать структуру сказки:

Начало и окончание сказки, как правило, выражены образными словосочетаниями (зачин, концовка).

1 .вводятся персонажи, которые совершают действия, их фантастичность

2. Отличительная особенность сказочного текста (выразительные средства повторы в действиях, словах).

З. Сказка отличается от рассказа тем, что добро побеждает зло. Первоначально для создания сказочного текста я использовала метод каталога, цель этого метода заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью свободно выбранных носителей (персонажей, предметов, действий). Здесь главное правильно задавать вопросы в быстром темпе, эмоционально реагировать на каждый ответ, если дети устали прекратить искать ответы в книге, а придумать вместе с ними окончание истории. Этот метод позволяет через сказочных героев встречаться с трудностями и преодолевать их. Метод мультипликации дает возможность первоначальному освоению основы изобразительного мастерства, обогащает речь детей выразительными средствами. А возможно первая ступенька для дальнейшей творческой деятельности.

Публикации по теме:

ПобедителиПобедители Хочу поздравить наших девочек: Рыженко Светлану Ивановну, Панину Галину Алексеевну, Медведеву Ларису Сергеевну. Они стали победителями Всероссийского.

Рисование цветов, используя декоративные элементы.Рисование цветов, используя декоративные элементы. Летняя цветочная пора завораживает. Каждый цветок красив по особенному. С детьми после прогулки, решили нарисовать цветы, используя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Обучение детей составлению творческих рассказов и сказок, используя элементы мультипликации»
Опубликовано: 13 декабря 2012 в 08:26
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Обучение детей составлению творческих рассказов и сказок, используя элементы мультипликации»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Проц (УИ 51333) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД