МААМ-картинки

Консультация «Обучение пересказу в старшем дошкольном возрасте»

Кристина Казиева
Консультация «Обучение пересказу в старшем дошкольном возрасте»

Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Веракса. В это программе развитие речи представлено в разных направлениях: формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя и связной речи.

Мы решили дополнить свою Основную Образовательную Программу- программой кружка «Речецветик». Это программа для детей старшего дошкольного возраста. Основной формой работы по программе является пересказ. Программа реализуется в форме кружка, занятия которого проводятся во второй половине дня, два раза в неделю, по 25 минут.

Публикация «Консультация „Обучение пересказу в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Содержание включает три направления пересказа :

1- Ориентированно на обсуждение с детьми прожитых им событий.

2- Это проектная деятельность.

3- Это собственно пересказ произведений т. е. рассказов, сказок.

По каждому направлению ведут работу воспитатель, учитель-логопед и педагог-психолог.

Первое направление, обсуждение событий взял на себя педагог-психолог. Потому, что события прожитые ребенком, это всегда его эмоциональные переживания. Педагог-психолог совместно с воспитателями в течении дня наблюдает за детьми, выявляет темы для обсуждения. И выбирается форма работы- индивидуальная.

Например: «Алина приходя в детский сад», «Заур забирает чужие игрушки и прячет у себя в шкафу» и групповые «Помоги другу», «Быть дежурным-это очень ответственно». В результате педагог-психолог помогает ребенку справится с личными переживаниями, отрефлексировать свои поступки. От нас важно, что на этих занятиях дети учатся последовательно пересказывать прожитые события.

Второе направление-проектную деятельность ведет воспитатель. Проекты мы используем разновременные. Воспитатель может организовывать проектную деятельность с детьми в группе.

Например: проект «Цвети и благоухай мой детский сад». Самое главное, что во время этих проектов шло обсуждение, общение, т. е. развитие связной речи.

«Мой домашний питомец». Педагог помогает детям подготовится к своей презентации на кружке. Мы организуем и совместные проекты с родителями. Например: «Лучше всех на свете бабушка моя», «Мой любимый город Владикавказ».

Эти проекты мы заслушиваем в рамках конкурсов, мастер-классов для родителей и детей на родительских собраниях, выкладываем на сайт детского сада и на страницы соцсетей. Часть этих проектов предлагаем озвучить на кружке. Например: когда готовились к проекту домашний питомец, мальчик Азамат заболел и не смог выступить. И когда он пришел в детский сад мы предложили защитить свой проект на кружке. В результате дети совместно со взрослыми выстраивают свое выступление логично и последовательно, в соответствии с тем планом который разработали совместно со взрослым. Они учатся представлению своего знания и пересказу на меченому им плану.

Третье направление ведет учитель –логопед в рамках кружка. На учителя-логопеда возлагается ответственная задача: в пересказе важно правильно строить предложение, соблюдать интонацию героев, следовать выразительности и конечно проговаривать звуки. Учитель-логопед из раздела «Дополнительная литература» в Обще Образовательной программе, выбирает произведения соответствующие данному возрасту, которые дети затем учатся пересказывать. В арсенале у учителя-логопеда много разных, интересных приемов, которые он использует при обучении детей пересказу.

Один из этих приемов «Расскажи самому себе». Этот прием может использовать и педагог-психолог в своей работе. Суть его в следующем: пересказ шепотом небольшого (из 3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, глядя в свое зеркальце).

Мы знаем, что некоторые дети стесняются, боятся публично выступать.

Исключение психологического дискомфорта при выполнении пересказа самому себе способствует развитию речи на всех уровнях. Этот прием очень нравится детям, помогает детям проговаривать свою речь и видеть себя со стороны.

Следующий прием

«Новое свойство».

Он, практически, изменяет содержание знакомых сказочных сюжетов, то есть рождается новая сказка. Берем хорошо знакомые детям сказки, с несложным сюжетом, чтобы легче было проследить взаимосвязь между героями и изменить ее. Например, вот какая сказка про Колобок у нас получилась. Бабушка перепутала соль с сахаром, т. к. очень старенькая была, и Колобок получился очень солёный. Дедушка не захотел его кушать и отпустил Колобка в лес погулять. «…Катится Колобок, а навстречу ему заяц. «Колобок, Колобок, я тебя съем». «Не ешь меня, я не вкусный, я солёный». «Я тебе не верю, сам сейчас проверю»,- сказал заяц и откусил кусочек. Не понравился зайцу Колобок, помахал он лапой и сказал: «Катись своей дорогой…» далее Колобок встречает медведя, волка и лису. Никто съесть его не захотел, нагулявшийся Колобок возвращается обратно к бабушке и дедушки. И они начинают жить вместе. Колобок помогает бабушке и дедушке по дому, а также развлекает их своими историями, про путешествие по лесу.

«Изменение сказочной развязки». Приятно видеть, что несмотря на большое количество мультфильмов, фильмов не проходящих цензуру, которые дети просматривают дома, они остаются оптимистами и стараются переделывать «все плохое в хорошее», в том числе и финалы сказок, если они их не устраивают. Здесь мы помогали ребенку придумать счастливую развязку, какое-либо средство, предмет, явления. Например, в сказке «Морозко» когда злая мачеха решила выгнать Настеньку в лес, ребята предложили такой вариант: Морозко дает Настеньке не самоцветы, а волшебные ягоды, скушав которые человек становится добрым. Настенька вернулась домой, угостила мачеху и свою сводную сестру ягодами, и все жили долго и счастливо.

Результатом работы нашего кружка является постановка сказки «Теремок». В первой половине года мы ставили сказку для детей своей группы. Особенностью этой постановки является то, что каждый ребенок берет на себя две-три роли. Дети представляют сказку несколько раз. И каждый раз ребенок играет разную роль, т. е. каждый раз у нас разный состав артистов. Например: Амина в одном составе она была Лисичкой, в другой раз мышкой.

Этот интересно и самим детям и нам педагогам. Во время демонстрации сказки реализуется цель нашего кружка. Дети запоминают события и учатся их последовательно пересказывать. Инсценировку другой сказки «Колобок», мы планировали показать младшим группам. Но, к сожалению из-за карантина нам это не удалось. И третью сказку «Дюймовочка» планировали представить в конце года на выпуском.

Мы поделились этой системой работы потому, что дети пользуются приемами пересказа, пересказывают прожитые события друг другу.

Родители оказывают нам большую помощь в организации различных экскурсий по городу. Так мы совместно посетили зоопарк, Аллею Славы и музей МВД и Краеведческий музей. Экскурсии произвели на детей большое впечатление, в кругу семьи и в группе с друзьями, они делились своими эмоциями, рассказами об увиденном.

Родители активно включились в проектную деятельность. На сегодняшний день мы уже провели два проекта с родителями и три мини проекта в группе. О которых дети рассказывали своим родителям. Также мы обратили внимание что дети берут книги и по картинкам этих книг рассказывают друг другу сказки.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

pereskaz_8j31a.pptx | 18774,24 Кб
 
Публикации по теме:

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Конструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрастеКонструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрасте Самостоятельная игровая деятельность «Творим и мастерим» Конструирование в дошкольном возрасте полностью отвечает интересам детей, их.

Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка в старшем дошкольном возрасте.»Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка в старшем дошкольном возрасте.» «Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она — рупор человеческой мысли. Мир без книги —мир дикарей.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Обучение пересказу в старшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 23 января 2022 в 19:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД