Мухина людмила
Описание сюжетных картин по алгоритму (или с использованием мнемотаблиц)
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в детском саду, я пришла к выводу, что ребенку до старшего
дошкольного возраста еще очень сложно контролировать свое внимание и
память. И то, что у младшего дошкольника преобладает зрительная память. И
тут мне на помощь пришла – мнемотеехника.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время все чаще у детей
наблюдаются проблемы: односложная, состоящая лишь из простых
предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить
предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление
нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь:
Публикация «Описание сюжетных картин по алгоритму (или с использованием мнемотаблиц)» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2021
неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить
краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например,
сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
Поэтому, передо мной стала задача:
Учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои
мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Я поставила для себя цели:
o Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в
совместной и самостоятельной деятельности детей.
o Учить детей упражнять своей памятью, увеличивая ее объем, используя
приемы мнемотехники.
Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают
воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную
информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.
Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи,
облегчающая запоминание и реализующаяся через использование
мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую
заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание
придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой
рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя
картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит
полученную информацию.
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы
– очень важный аспект их развития. В процессе обучения связной
описательной речи моделирование служит средством планирования
высказывания.
Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и
последовательными, он выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш
может строить по ним свой рассказ.
Я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов обигрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства
и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность
изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
При составлении описательного рассказа модели помогают детям
самостоятельно определить главные признаки предмета, установить
последовательность изложения, удержать ее в памяти. С помощью моделей
эти задачи легко решаемы. Картинки –помощницы формируют представление
об объекте. Дети сами отбирают значимые факты для рассказа, мысленно
представляют их взаимосвязь. Чтобы в пересказах ребята не допускали
односложных ответов, учу их по- разному рассказывать значение модели,
подбирать яркие речевые характеристики объектов.
Таким образом, систематическая работа по развитию речи у
детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты:
• Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем
мире.
• Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это
совсем не трудно.
• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
• Это является одним из эффективных способов развития речи
дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется
словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом
направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать,
используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как
речь является важным показателем умственных способностей ребенка и
готовности его к школьному обучению