Светлана Семушина
Организации речевого центра в группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Речевая развивающая среда (в соответствии с ФГОС) – это естественная комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Публикация «Организации речевого центра в группе ДОУ» размещена в разделах
Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это центр речевого развития и литературный центр (книжный центр).
Оснащение речевого центра
Речевой центр представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также занятий индивидуальной коррекционной работы.
При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:
Содержание речевого центра определяется в соответствии с программой и должно соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям, а также структуре речевых нарушений детей.
Оформление должно быть эстетичным, привлекательным для детей и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
Игровой материал должен быть доступен для детей. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи.
Желательно разместить рядом с книжным уголком.
Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену наглядного, дидактического материала.
Можно даже ведущую игрушку положить в речевой центр («хозяйка» речевого центра, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Магнитная доска. Такая доска может быть использована для размещения текущей информации, демонстрации фотографий и иллюстраций по теме недели. Она используется для выполнения упражнений воспитанниками.
Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи:
1) воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);
2) развитие словаря ребёнка;
3) работа над грамматическим строем речи (обучение различным
способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);
4) развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
5) подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);
6) развитие мелкой моторики и графомоторной функции, можно сделать отдельно;
7) знакомство с художественной литературой.
Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для: режиссерских игр с пальчиковым театром, настольного театра, плоскостного театра, костюмов для игр-драматизаций и др.
Оснащение литературного центра (книжного уголка)
Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию. В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка книжками – малышками. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)
Младший дошкольный возраст
1. Наборы картинок по основным лексическим темам: домашние животные, дикие животные, животные с дет нышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода и др.
2. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
3. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
4. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
5. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой)
6. Лото различного типа («Домашние животные и птицы», «Дикие животные» и др.).
7. Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек) и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях.
8. Картинки, наборы игрушек для проведения мимической и артикуляционной гимнастики.
9. Пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания.
10. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; погремушки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.
11. Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
12. Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.
Средний дошкольный возраст
1. Картинки, наборы игрушек для проведения мимической и артикуляционной гимнастики.
2. Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания.
3. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.
4. Наборы картинок по лексическим темам: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
5. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение) : найди отличия (по внешнему виду, ошибки (по смыслу).
6. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).
7. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
8. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
9. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
10. Настольно-печатные игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
11. Пособия для развития мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.
12. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.
13. Картотека словесных игр, чистоговорок, пальчиковых игр.
Старший дошкольный возраст
1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания.
2. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для автоматизации звуков и их; игры с парными карточками ( звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ);
3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
5. Игры для уточнения, обогащения и активизации словарного запаса.
6. Наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте: звуковые линейки, магнитная азбука, кассы букв и слогов и т. д.
7. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.
8. Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки; штриховка и др.
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду:
Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.