Наталья Яковлева
Организация летней оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация летней оздоровительной работы в ДОУ
Всем известно, что летом главная задача, которая стоит перед сотрудниками детских садов – оздоровление детей. Нужно обеспечить дошкольникам максимальное пребывание на свежем воздухе, возможность двигательной активности. Лето – также прекрасное время года для познавательного и художественно-эстетического развития малышей.
Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом зависит от того насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения.
Публикация «Организация летней оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лето
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Содержание работы определяется планированием образовательной деятельности основе комплексно-тематического принципа планирования.
При организации летней оздоровительной работы воспитателям рекомендуется соблюдать следующие требования:
отслеживать информацию в тетради сведений о родителях (+ вновь поступивших);
вести листы здоровья детей;
вести журнал утреннего фильтра.
- Ежедневно перед выходом детей на прогулку проверять безопасность территории площадки, песочницы, малых форм; немедленно сообщать дежурному администратору о нарушении.
Проводить оздоравливающие процедуры в повседневной жизни (утренняя гимнастика на воздухе, сон с доступом воздуха, гимнастика после сна, воздушные ванны перед сном и др.)
Следить за количеством полотенец, для рук и ног, маркировкой постельного белья, расчесок, мебели (столы и стулья в соответствии с листами здоровья ваших прибывших детей и в соответствии с количеством присутствующих детей).
-Ежедневно проводить прием детей, утреннюю гимнастику, ОД по физическому развитию на улице в соответствии с погодой.
-Деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, ОД по физическому развитию, экскурсии, труд, должна проводиться в часы до наступления жары или после ее спада. В течение дня рекомендуется чередовать фазы активной и умеренной деятельности детей.
- Контролировать наличие головных уборов у детей.
- Осуществлять питьевой режим на прогулке.
В летний период важно провести содержательную прогулку.
Содержание прогулки: наблюдения, подвижные и спортивные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность, конструирование, опыты, чтение художественной литературы, театральные, режиссерские, дидактические игры, экскурсии, труд на участке и в огороде, индивидуальная работа.
Выносной материал на прогулку:
- игрушки для игр с песком и водой +бросовый материал (баночки, крышечки, брусочки, пакетики, кусочки ткани) для обыгрывания;
- материалы для игр с ветром (вертушки, султанчики, ленточки и пр.)
игрушки для сюжетных и театрализованных игр;
- спортивные атрибуты (обручи, городки, кегли, бадминтон, скакалки, мячи разных размеров);
- настольно-печатные игры;
- материал для труда в корзине (лопатки, грабли, веник, совок, лейка);
- материал в коробке для художественно-творческой деятельности (бумага, карандаши, краски, цветная бумага, раскраски, трафареты, пластилин, салфетки и пр.);
- художественная литература для чтения и рассматривания на прогулке;
- покрывала, легкие ширмы.
Выносной материал проверяется на исправность и безопасность, моется ежедневно после каждой прогулки и складывается в корзины. Следите, чтобы все игрушки были собраны.
Песок в песочницах ежедневно рыхлится, проливается водой, закрывается чехлом после прогулки.
Ежедневно перед прогулкой подметаются моются веранды, домики, оборудование. В жаркие дни территория площадки орошается водой.
При организации летней деятельности практикуйте подгрупповую и индивидуальную работу.
В основе содержания совместной деятельности на ЛОП должна быть запланирована работа по пяти направлениям: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Планирование и организация оздоровительной работы.
Для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.
Формы оздоровительных мероприятий в летний период :
- утренняя гимнастика;
- оздоровительный бег;
- занятия по физической культуре;
- подвижные игры
- пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по территории ДОУ (простейший туризм);
- двигательные разминки (на развитие мелкой моторики, на внимание и координацию движений, упражнения в равновесии, гимнастика расслабления, упражнения на формирование правильной осанки и свода стопы);
- спортивные упражнения и элементы видов спорта:
- корригирующая гимнастика после сна;
- оздоравливающие мероприятия;
- индивидуальная работа в режиме дня.
Планирование и организация физического развития.
На физкультурно - игровой площадке, на участках организуются занятия о физической культуре, двигательный «час» на прогулке. Проводятся подвижные игры, игры с элементами спортивных игр с соблюдением требований к охране жизни и здоровья детей. Широко используется нестандартное оборудование для решения задач физического воспитания, также проводится индивидуальная работа, физкультурные досуги.
Планирование и организация познавательного и речевого развития.
Летний период очень благоприятный для решения задач познавательно-речевого развития, так как возможна организация непосредственного наблюдения за живой и неживой природой, изменениями, которые происходят под воздействием различных факторов. Планируются циклы наблюдений, тематические недели, экологические проекты и тематические площадки.
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора включаются во все режимные моменты и виды детской деятельности.
Организуются :
- центр исследовательской деятельности, в котором планируется работа по проведению опытов с объектами неживой природы;
- огород, участок сада, цветники – для расширения представлений о мире растений и их значении в жизни человека.
Проектная деятельность, организованная в данных центрах позволят решать задачи не только природоведческого характера, но и речевые (чтение, рассказывание, заучивание и т. д.).
Планирование и организация художественно-эстетического развития детей.
Театрализация, пение, слушание, игра на шумовых инструментах, рисование, аппликация, лепка – все это должно присутствовать в перспективных планах на лето. Необходимо обращать особое внимание на то, чтобы организация этих видов деятельности не сводилась к традиционной непосредственно образовательной деятельности.
Организуются :
- «мастерская художника» - где выставляются мольберты и находится разнообразный материал для творчества, а воспитатель предлагает каждый раз новую технику для рисования:
- «ладоневая и пальцевая живопись», «пластилиновая и мозаичная живопись», «набрызг», «печать природными формами», «рисование мятой бумагой», «кляксография» и т. д. ;
- площадка «В гостях у гончара», где можно лепить из глины и пластилина.
- рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
- проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
- экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
- включение творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов, мелками на асфальте, палочками на песке);
Могут быть использованы следующие формы организации музыкальной деятельности: досуги, праздники, развлечения, театральные постановки и спектакли, хороводы и утренняя гимнастика под музыку, сольное и коллективное музицирование, самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
Планирование и организация социально-коммуникативного развития.
Задачи социально - коммуникативного развития решаются ежедневно и в любой деятельности с детьми. Вместе с тем, важно отметить, что игровая деятельность, как ведущая в дошкольном возрасте, эти задачи решает наиболее эффективно. Поэтому, в летний период особое внимание необходимо уделять созданию условий и планированию творческих игр с постепенным усложнением задач согласно возрасту и развитию игровых умений детей. Также в летний период должна быть запланирована работа по знакомству и закреплению элементарных правил дорожного движения, безопасности жизнедеятельности, патриотическому и гендерному воспитанию детей.
Работа по данным направлениям позволяет создавать условия для оптимизации всех видов деятельности: познавательно-исследовательской, игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтение. Целесообразная организация всех видов деятельности предусматривает возможность для каждого ребенка заняться любимым делом, быть первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями в летний период обладает определенной спецификой. Летом некоторые родители отправляются со своими детьми в другие страны, кто-то проведет солнечное лето за городом, на даче, а кто-то останется в городе. Информация о том, как развивать ребенка летом, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье. Задача педагогов – предоставить такую информацию.
В преддверии летнего оздоровительного периода актуально размещение в родительских уголках различной информации.
Необходимо информировать родителей о режиме в детском саду и дома, закаливании, питании, организации активного отдыха в выходные дни, использовании спортивного инвентаря в физическом развитии детей, безопасности детей на улицах города, даче, на водоеме.
С целью повышения уровня общей педагогической культуры родителей в вопросах организации летнего отдыха детей могут быть использованы разнообразные формы работы с семьей :
- консультации («Как организовать летний отдых ребенка», «Лето-пора закаляться», «Как развивать творчество детей», «Организация наблюдений в природе»)
- вечера вопросов и ответов;
- семинары, семинары-практикумы («Труд в природе», «Игры на даче и на природе»)
-беседы;
- устные педагогические журналы и т. д.
Родители могут принять активное участие в праздниках, развлечениях, целевых прогулках, в озеленении участка, конкурсах и выставках и т. д.
Соблюдение педагогами данных рекомендаций будут способствовать созданию безопасных условий и содержательной деятельности в летний оздоровительный период.