Оксана Логвиновская
Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с Основной образовательной программой ДО «Вдохновение«
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования «Вдохновение»
Программа «Вдохновение» создана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Она основана на положениях социального конструктивизма (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).
Публикация «Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с Основной образовательной программой ДО „Вдохновение„» размещена в разделах
Образовательный процесс по Программе реализуется в соответствии с направлениями развития ребенка по пяти образовательным областям. В содержание каждой области входит описание целевых ориентиров и организация образовательной деятельности.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего дня пребывания ребенка в детском саду: это образовательная деятельность в центрах активности,в режимных моментах.
Программа «Вдохновение» решает задачи, обусловленные новыми веяниями современного мира, новыми тенденциями в области дошкольного образования. Одна из главных идей программы «Вдохновение» - спокойное уважительное взаимодействие при работе с детьми. Директивные слова «должен» и «необходимо» меняются на «будет хорошо», «попробуйте», «выберите».
Программа основана на сотрудничестве детей и взрослых, на поддержке детской инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, на вовлечении родителей в образовательный процесс.
Новая программа построена на современных технологиях. Технология предложенная Лидией Васильевной Свирской — «План-дело-анализ», является одной из ведущих технологий программы «Вдохновение».
«План-дело-анализ» это дневной цикл жизнедеятельности детей, в течение которого воспитанники вместе со взрослыми (педагоги и родители) совершают увлекательную, поисково-познавательную, творческую работу. И именно компоненты дневного цикла позволяют детям практиковаться в этой деятельности, получая уникальный жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями.
Компонентами дневного цикла «План – дело – анализ» являются:
- ПЛАН: утренний сбор, на котором осуществляется выбор темы, планирование видов деятельности, выбор центра. («Детский совет»)
Он помогает выявить инициативы и образовательные запросы детей дает возможность понимание того, что дети знают, и что хотят узнать. В этом нам помогает модификация «модели трех вопросов» Л. В. Свирской. (Что знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать)
В ходе и в результате совместного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий. Совместное планирование свидетельствует о профессиональной компетенции воспитателей - умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, структурировать идеи детей и взрослых по видам детской деятельности (исследование, чтение, игра, рисование, строительство, и т. д.).
- ДЕЛО: индивидуальная или совместная деятельность в центрах активности. Способ планирования – Паутинка.
- АНАЛИЗ: итоговый сбор «Рефлексивный круг», на котором подводятся итоги (дети презентуют свои работы, рассказывают, что нового узнали, чему научились). Использование этой формы позволяет подвести итоги и наметить перспективы, поддерживать стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами, обеспечивает место и время формирования сложных и очень важных навыков рефлексивности.
Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в центре искусства (математики, строительства, игры, песка и воды, науки и т. п.).
Его основная задача – анализ деятельности: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. И еще одна задача, не менее важная, но скрытая от детей, – заразить энтузиазмом («Смотри, какие интересные работы получились у Ани, Юры», вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят.
Технология «План-дело-анализ» изменила формы организации образовательного процесса с детьми, который осуществляется через проекты, и планируются не для детей, а вместе с ними. Наши дети умеют делать выбор интересной для них деятельности, планировать достижение цели, представлять результат своей работы.
Реализация программы затронула все основные направления изменений в образовательной организации : кадровые (формирование новых профессиональных компетенций, организацию предметно-пространственной среды (как образовательного ресурса, содержания и подходов к организации образовательной деятельности (на принципах со-конструкции и т. д.) и взаимодействия с родителями (как участниками образовательного процесса).
Мониторинг эффективности образовательной программы проводится с помощью технологии «Педагогические наблюдения».
Она позволяет нам понять каждого ребенка как личность. На основе результатов наблюдения стараемся создать для воспитанника комфортные условия. Помогаем найти ему своё место в коллективе, вовлекаем его в жизнь группы, поддерживаем и поощряем активность и инициативу в познании. Анализ карт позволяет оценить эффективность образовательной деятельности в каждой группе.
В результате применения в работе с детьми данных технологий ребята любознательны, внимательны и активны, проявляют интерес к творчеству, высказывают смелые идеи и с готовностью их воплощают.
В начале 2021 учебного года, когда мы только приступили к реализации новых технологий, встречались трудности: «Детский совет», «Утренний круг» были немного затянуты по времени, детям не всегда удавалось кратко поделиться своими новостями, высказать свою мысль. Также трудности заключались в том, что многие дети при распределении своей работы в центрах активности выбирали один и тот же центр, например, центр творчества и хотели всегда работать в нем.
К концу ноября ситуация изменилась в лучшую сторону. «Детские советы» стали более конструктивными, дети нашей младшей группы уже могут выбрать центр активности самостоятельно, сократилось время проведения данных технологий и время выбора детьми центра.
В образовательной деятельности реализуется проектно-тематический подход. В программе «Вдохновение» отмечено, что главное отличие тематического подхода (в сравнении с программой от «От рождения до школы») от проектного заключается в роли педагога и детей,и цели, которую преследует каждый.
В центре внимания работы над проектами находятся интересы, инициатива, идеи детей, их совместный выбор и решение.
В программе «Вдохновение» изучение темы в ходе проектной деятельности является одним из предлагаемых способов освоения знаний детьми дошкольного возраста. Тема может быть подана как педагогом, так и детьми. Все, что происходит в детском саду и вне детского сада, может быть толчком для выбора темы проекта.
Программа «Вдохновение» позволила нам снизить риск тяжелой адаптации. За счет того, что адаптация проходила постепенно, самостоятельная деятельность организована по интересам детей, проходит в форме игры и присутствует очень много творчества, это успокаивает и раскрепощает детей, программа позволяет формировать навыки общения со сверстниками, а воспитатель является другом, а не наставником.
В процессе работы осуществляется постепенное усвоение программы, ознакомление с ней изнутри. Что позволило совмещать теорию и практику.
-Программа открывает простор для творчества педагогов, но в то же время позволяет выстроить полноценный образовательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду. (Центры активности)
-Подходы дифференцированного обучения позволяют выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка, обеспечивая работу в его зоне ближайшего развития, и при этом добиться высоких результатов всей группы.
-Программа поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка.
- Отказ от ведущей роли воспитателя в пользу поддержки детской инициативы всеми взрослыми (педагогами, родителями, представителями местного сообщества). Отказ от идеи единственной ведущей деятельности в пользу учета и использования разных способов и видов деятельности, играющих в развитии ребенка существенную роль. (отличие от программы «От рождения до школы»)
-«Принцип совместного действия, является основой программы. А девиз программы - «Вдохновлять!».
-Программа отказывается от устаревших подходов: нет передачи знаний и опыта от взрослых незнающим детям, а есть новое видение образа ребенка, формирование активности всех участников образовательных отношений – и детей, и взрослых.
Программой предусмотрено :
- самоопределение и соучастие детей в определении содержания работы: больше половины всех занятий по содержанию инициируется самими детьми; дети делают то, что им нравится, – взрослые поддерживают детскую инициативу;
- соблюдение правильного баланса между групповыми занятиями и самостоятельной деятельностью детей, включая свободную игру;
- уважительное и внимательное отношение педагогов к детям, позитивное реагирование на их поведение, учет потребностей и интересов детей и выстраивание предложений в соответствии с ними;
- выделение более половины времени для самостоятельной детской деятельности, включая свободную игру.
- осознанное выстраивание атмосферы доверия и эмоционального комфорта является важным направлением педагогической деятельности по Программе.
ненавязчивое обучение не подавляет активность детей и сохраняет за детьми свободу выбора содержания своих занятий.
ребенок – прирожденный исследователь. Для развертывания исследовательской активности и поддержания любопытства детям важна свобода; самостоятельность и креативность лучше всего процветают в свободной атмосфере.
приоритет в программе – это дифференцированное обучение (форма организации учебного процесса, при которой педагоги учитывают готовность, интересы и особенности каждого ребенка или небольших групп детей: составляют программы; выбирают методы и стратегии обучения, учебные материалы; организуют учебную деятельность, которая удовлетворяет различные потребности воспитанников); но это обучение не является:
- индивидуальным обучением;
- хаотичным процессом;
- альтернативным способом организации однородных групп;
- формой обучения, при которой воспитатель получает больше
В течение всего учебного года мы поддерживаем интерес к любой деятельности каждого ребенка и даем им возможность играть.
И наш взгляд на игру замечает множество свидетельств о том, что все в словах и действиях детей говорит о том, что они учатся.
В этой Программе мы – педагоги – выполняем миссию: вдохновлять, помогать, удивлять, радовать. И учиться у детей их взгляду на мир, отношению к этому миру.