МААМ-картинки

«Организация работы по валеологическому просвещению детей и родителей в ДОУ»

Ирина Лебедева
«Организация работы по валеологическому просвещению детей и родителей в ДОУ»

Опыт работы МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 121»

Прежде чем говорить о валеологическом просвещении, давайте вспомним, что же такое валеология. Родоначальником этой науки принято считать доктора медицинских наук, профессора, члена Академии технологических наук РФ Брехмана Израиля Ицковича. Необходимость создания специального направления в медико-биологическом цикле наук вызвана тем, что проблема первичной профилактики заболеваний не укладывается в рамки медицины, а медицина, по мнению И. И. Брехмана, занимается преимущественно болезнями. Валеология же наука о здоровье. Чтобы быть здоровым – нужно учиться вести ЗОЖ с детства.

Публикация «„Организация работы по валеологическому просвещению детей и родителей в ДОУ“» размещена в разделах

Валеологическое просвещение – это целый процесс который направлен на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательных отношений

Если говорить об актуальности темы нашей работы, то во-первых Необходимость валеологического просвещения подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека зависит более чем на 50% от его образа жизни.

Во вторых: Валеологическое просвещение подрастающего поколения признано одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса, согласно Федеральному государственному образовательныму стандарту (ФГОС).

Поэтому, вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здорового образа жизни стали одним из направлений деятельности нашего детского сада.

Цель работы детского сада

Создание условий воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающих Формирование основ здорового образа жизни, активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции для всех участников образовательного процесса

Одним из первых условий – является подготовка кадров, а именно В воспитательно-образовательном процессе с детьми и родителями педагоги применяют технологии здоровьесбережения, но учитывая то, что периодически пед. коллектив обновляется, возникает необходимость повышения компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, а самое главное – мотивации их к здоровому образу жизни, так как педагог является источником знаний и примером для детей и родителей.

С этой целью мы стали практиковать несколько раз в год такую форму работы как :

практикумы на улице, целью которых является обогащение опыта педагогов подвижными играми. А подвижные игры – одна из форм приобщения детей к ЗОЖ.

С целью освоения нового двигательного опыта организуются походы выходного дня на природу, и познавательные выездные экскурсии, с целью пропаганды ЗОЖ коллектив детского сада традиционно принимает активное участие в спортивных акциях (Лыжня России, Скандинавская ходьба Всероссийский день ходьбы).

Ещё одной формой развития компетенций педагогов – являются конкурсы мастерства. Так педагогам предлагалось изготовить и презентовать валеологическую игру или пособие, которое они смогут использовать в работе с детьми.

Как показала практика – такие формы работы помогают педагогам приобрести новые знания и воплотить их в дальнейшей работе по здоровьесбережению с детьми и родителями, а также оздоровливают, так как проходят на свежем воздухе, развивают культуру здоровья педагогов, формируют потребность к здоровому образу жизни,

2. Вторым условием формирования основ ЗОЖ - организация воспитательно-образовательного процесса с детьми. Валеологическая модель воспитания детей включает следующие компоненты:

1. занятия физкультурой;

2. соблюдение режима дня

3. ознакомление с правилами рационального питания;

4. закаливание детей;

5. выработку навыков личной гигиены

6. безопасного поведения в окружающей действительности

7. формирование и сохранение психического здоровья, выстраивание гармоничных отношений с окружающими;

Задачи валеологического воспитания детей:

1) Формирование осознанного отношения к здоровью и мотивации к ЗОЖ

2) Накопление знаний о здоровье.

3) Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности:

- самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности и на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ.

Основной формой передачи знаний являются познавательные занятия валеологического содержания. Познавательный материал для ознакомления детей разделен по структурным блокам:

-Культурно-гигиенические навыки

-Школа питания

-Я узнаю о себе

-Забота о себе и других

-Безопасное поведение

Темы для разных возрастных групп едины, отличается лишь степенью погружения в тот или иной аспект теории здоровья.

Чтобы мотивировать ребёнка на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний. Чтобы процесс обучения стал увлекательным для детей, педагоги проводят занятия с героями сказок – Здоровячками, которые приходя на занятия, помогают обучать детей навыкам здорового образа жизни в игровой форме.

Ещё одной формой усвоения новых знаний о здоровье является проектная деятельность. Так в подготовительной группе был реализован проект «Эта удивительная соль», который начался с вопроса ребёнка «А селедка в море соленая, потому что соленое море?» и развился в большую экспериментально-познавательную деятельность, в ходе которой дети узнали о пользе и вреде соли для человека, о методе закаливании стоп с помощью солевых дорожек, оздоравливались с помощью солевой лампы, узнали о галотерапии, посетив с педагогом и родителями соляную пещеру.

Чтобы дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, педагоги в ходе режимных моментов применяют технологии сохранения здоровья такие как: гимнастика для глаз, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и технологии, обеспечивающие социально-психологическое благополучие: арттерапия, самомассаж (су-джок техника)

У каждого педагога на группе созданы картотеки перечисленных упражнений. Есть много авторских разработок.

Практика показала, что использование элементов детской йоги стала новой и интересной формой физкультурных занятий с детьми. Инструктор по физической культуре начинает знакомить детей с отдельными упражнениями (асанами, используя йога-азбуку, а в дальнейшем дети с помощью своего тела показывают небольшие сказки. С целью оздоровления детей вся двигательная деятельность в теплое время года проводится на прогулке.

Для приобщения детей к ЗОЖ в течение многих лет в детском саду воспитанникам оказывается дополнительная образовательная услуга «Фитнес для малышей», а также бесплатная услуга по профилактике плоскостопия в рамках кружка «Здоровейка». Дети старшего дошкольного возраста один раз в неделю обучаются плаванию в бассейне. Занятия по обучению плаванию проводит тренер со школы олимпийского резерва.

А также старшие дошкольники дополнительно занимаются по программе от компании Нестле «Разговор о правильном питании»

3. Третьим условием формирования основ ЗОЖ – является повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах сохранения здоровья, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе. И для этого мы используем различные интерактивные формы работы. Одной из которых стал родительский клуб: «Здоровячки»

В основу деятельности клуба были положены следующие принципы и подходы:

- добровольность и открытость - посещение клуба по желанию;

- комфортность - реализуется путем создания доброжелательной атмосферы, непринужденной обстановки (свободное общение, музыкальное сопровождение, положительный эмоциональный фон);

- самоуправление (активная позиция отдана родителям) работа семейного клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, роль участия в клубе родители выбирают по желанию и возможностям.

родители – активисты не просто посещают мероприятия детского сада, а становятся их участниками проводят непосредственно-образовательную деятельность, режимные моменты, участвуют в спортивных соревнованиях.

Родители-организаторы предлагают идеи по проведению оздоровительных мероприятий и оказывают помощь педагогам.

Родители-информаторы, под руководством педагогов провели гастрономический фестиваль национальной кухни «Вкус Карелии-2020». Основные задачи фестиваля - пропаганда здорового питания; повышение уровня информированности родителей о национальной кухне народов проживающих в Карелии. В рамках фестиваля было представлено 11 разновидностей блюд карельской кухни: сульчины, калитки, рыбники, кисели, рыба-по-карельски, мясо по Петровски, карельский муравейник (столетний торт) и др. Родители подготовили не только шедевры кулинарии, но и рецепты приготовления здорового питания, которые презентовали для всех гостей.

С целью, обогащения игрового опыта и вовлечения семей в единое образовательное пространство, формирование культуры здоровья у детей и родителей, в октябре у нас прошел двухдневный турнир по классикам среди родителей воспитанников подготовительных групп. Встреча прошла очень эмоционально: родители вспомнили популярную игру своего детства, обсуждали правила, а дети с большим интересом наблюдали, как играют их мамы и папы, болели за них, помогали, и сами были активными участниками.

В рамках семейного клуба была организована работа Мастерской здоровья, которая стала ещё одной формой передачи практических умений (переноса опыта)

Для снятия негативных эмоций родители сделали своим детям баночки-кричалочки, а родители, вновь поступивших детей сшили именные подушки –обнимашки для психологического комфорта малышей в группе. Также с помощью родителей были пополнены физкультурные уголки нетрадиционным оборудованием и на территории детского сада создана тропа здоровья. Родители активно включились в деятельность, предлагали идеи, собирали материалы.

Ещё одной эффективной формой валеологического просвещения родителей являются мастер-классы, на которых они на практике учатся применять рекомендуемые педагогами методы и приемы работы с детьми.

В период закрытия детского сада (ограничительные меры из-за пандемии коронавируса) работа с родителями продолжилась через социальные сети. Педагоги делились с семьями познавательной информацией по здоровьесбережению, а родители в свою очередь поддерживали обратную связь, публикуя фото и видео материалы работы с детьми дома. Так у нас прошла акция «Труд на пользу». Родителям предлагалось организовать трудовую посильную деятельность с детьми на свежем воздухе и поделиться фотографии трудового десанта детей с дачных участков.

Результаты реализации работы

Сделав анализ проведенной работы мы с уверенностью можем сказать, что результаты деятельности детского сада на лицо:

В 2019 году коллектив педагогов нашего ДУ был отмечен как самый спортивный среди образовательных учреждений города.

У детей появился устойчивый интерес к здоровому образу жизни. Дети узнали от чего зависит здоровье человека, какие вредные привычки пагубно влияют на его самочувствие, что необходимо делать чтобы укрепить своё здоровье и постоянно его поддерживать на хорошем уровне Вот например, старшие дошкольники после прохождения курса программы «Разговор о правильном питании» стали ответственней относится к правильному питанию, отказываясь от фастфудов и вредных напитков.

Результат работы с родителями - это проявление ими заинтересованности и активности в совместной работе.

Самое главное в организации валеологического просвещения – это КАК, в какой форме донести знания и опыт для всех участников образовательных отношений. Если у педагогов, детей и родителей зажечь интерес, то появится и желание вести здоровый образ жизни, если есть желание – появится потребность действовать, а если деятельность выполняется в системе – значит обязательно будет и результат!

Перспектива дальнейшей работы

С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо

- продолжать систематическую работу через реализацию совместных с семьями проектов.

- продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегающие технологии,

- просвещать всех участников образовательного процесса в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Публикации по теме:

Конспект занятия по валеологическому воспитанию в старшей группе «Наши умные пальчики» Задачи: формировать умения детей выполнять массаж пальцев рук, используя стихотворный игротренинг, закреплять знания частей тела; способствовать.

Консультация для родителей «Организация досуга детей в летний период» Лето – прекрасное время года. В большинстве случаев долгожданный отдых - заслуженная награда за долгие дни работы, быта, заботы – ждет нас.

Консультация для родителей «Организация досуга детей в летний период». Часть вторая Уважаемые родители! Представляем Вашему вниманию ещё несколько идей для организации досуга детей. Рисование мелками. В самую жару, когда.

Консультация для родителей «Организация двигательной активности детей дома»Консультация для родителей «Организация двигательной активности детей дома» Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все знают, как этого добиться. Современная жизнь такова,.

Консультация для родителей «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста в условиях семьи» Цель консультации: Повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи. План консультации:.

Консультация для родителей «Организация отдыха детей в каникулы»Консультация для родителей «Организация отдыха детей в каникулы» Многие родители считают, что главное предоставить ребенку полную свободу во время каникул и позволяют своему ребёнку длительное время проводить.

Консультация для родителей «Организация сна детей в семье» Сон, восстанавливая работоспособность организма, имеет большое значение для сохранения здоровья. Особенно важен нормальный сон для маленьких.

Организация игры в бильбоке для детей и их родителей во время летнего отдыхаОрганизация игры в бильбоке для детей и их родителей во время летнего отдыха Отправляясь на отдых к морю, я обязательно беру с собой большую сумку, куда складываю всевозможные материалы для творческой деятельности.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Организация работы по валеологическому просвещению детей и родителей в ДОУ»
Опубликовано: 29 января 2021 в 07:13
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД