Приложение МААМ

Организация различных видов игровой деятельности дошкольников младшего возраста, как условие их всестороннего развития

Соломатина Валерия Валерьевна
Организация различных видов игровой деятельности дошкольников младшего возраста, как условие их всестороннего развития
▼ Скачать + Заказать документы

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и

действия с предметами - основные виды деятельности детей второго и третьего года

жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по

инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не

занятое сном, кормлением, занятиями,- малыш играет. Это его естественное состояние.

Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он

удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата,

Публикация «Организация различных видов игровой деятельности дошкольников младшего возраста, как условие их всестороннего развития» размещена в разделах

общения со взрослыми и сверстниками.

Игра - путь детей к познанию окружающего мира. Ребенок в игре знакомится со

свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу,

творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление,

развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении

игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со

сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые

совместные игры, а в дальнейшем - умение считаться с интересами сверстников.

Главная задача педагога – это умение формировать у детей первой младшей группы игровые умения, способствующие становлению самостоятельной сюжетной игры.

Исследователи отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач. При формулировке игровой задачи могут использоваться как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть поставлена прямо: «уложи куклу спать», может быть сформулирована в косвенной форме: «Кукла хочет спать», а затем и менее конкретно: «Кукла устала» - в этом случае ребенок ищет решение сам.

Одна игровая задача может решаться разными способами. Например, воспитатель сообщает: «Наташа, твой мишка хочет спать, он плачет». Данную задачу, поставленную перед ребенком, можно решить, показывая и (или) называя игровое действие : «Уложим его в кровать»; затем предложить ребенку сделать это самостоятельно. Усложняя решение, можно посоветовать малышу перед укладыванием мишки («сыночка», «дочки», лисички) напоить его молоком, приготовить постель, ру-башку. Далее следует поставить ребенка в условия необходимости использования предмета-заместителя: взять палочку вместо ложки, кружочки вместо тарелки. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком нужно ставить следующие, более сложные задачи.

Таким образом, взрослый тщательно продумывает ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре. Для этого он заранее предусматривает наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу.

Для развития у ребенка умения планировать свои действия воспитатель должен грамотно ставить вопросы, побуждающие к простейшим замыслам: «Что делает твой мишка?», «Куда едет твоя машина?», «Кто встречает твой самолет?», «Что кукла будет делать, когда поспит?».

Также педагог не должен излишне навязывать свои действия – это сковывает ребенка, делает игру скучной, превращает ее в занятие. Чтобы этого не происходило, необходимо организовывать общение взрослого с ребенком в игре как эмоциональную ситуацию, вызывающую у малыша интерес, желание участвовать в ней.

Как отмечает Н. Я. Михайленко одним из главных требований к руководству дет-ской игрой считает владение воспитателем грамотной игровой культурой, без которого он не сможет научить детей играть. Это значит, что педагог должен уметь оперировать элементами игровых сюжетов (действиями, событиями, персонажами, ролями, развертывать сюжеты с детьми разных возрастных групп. Для этого необходимо учить-ся фантазировать, придумывать сюжеты, изучать соответствующую литературу, одним словом - знать игру и быть творческим человеком.

Исследователи предлагают использовать для формирования игровой деятельности детей такие приемы работы, как втягивание, подключение и обучение взаимодействию в играх.

Втягивание детей в игру происходит когда педагог создает определенную эмоциональную ситуацию притягивающую внимание играющих неподалеку ребят. Постепенно малыши все больше заинтересовываются игрой взрослого, которую он разворачивает у них на глазах, непосредственно к ним не обращаясь. Дети подходят ближе и потихоньку втягиваются в игру, в которой воспитатель может отводить им разные роли, как подчиненные (например, роль пациента, так и главные (например, роль доктора, побуждать к различным игровым действиям в зависимости от поставленных целей.

Прием подключения используется для внедрения в уже начатую детьми игру, которая не находит продолжения и затухает. «Оживление» игры возможно путем присоединения педагога к игре детей как бы «изнутри», органично, ненавязчиво, не разрушая атмосферу необязательности, нерегламентированности и свободы игры.

Обучение взаимодействию в играх предполагает организацию совместной игры детей от простейших парных взаимодействий (через прокатывание мячей, тележек, машин) до взаимодействий в рамках общего сюжета (дети кормят кукол в одной «столовой», помогают друг другу готовить для кукол обед, накрывать на стол в кукольном уголке). Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, спoco6crвует вхождению в роль, учит вести диалог. Исследователи считают, что следует обучать детей взаимодействию уже на раннем этапе развития игры именно в рамках предметно-игровой деятельности.

Игры с куклами дети 2-3 лет используют очень часто. В «играх с куклами» игровые действия отражают повседневный опыт ребенка, поэтому такие игры-ситуации име-ют более широкий спектр возможностей, тогда как в «играх в деревню» непосредственный опыт детей мало отражен - здесь имеют место действия по впечатлениям от сказок, книг, иллюстраций, бесед.

В играх-ситуациях представлен сюжет, который можно использовать, вариативно применяя методы педагогического руководства в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой воспитатель. Одна и та же ситуация может по-разному осуществляться в течение года. Так, в игре-ситуации «Знакомство с куклами» дети 2-2,5 лет запоминают имена кукол, с которыми их знакомит воспитатель; в той же игре-ситуации дети старше 2,5 лет могут самостоятельно придумывать имена новым куклам.

В режиме дня детского сада педагог организует игры детей в утренние, дневные и вечерние часы. Важно намечать определенную стратегию в развитии игровой деятельности, оценивая возможности детей, степень овладения игровыми умениями, общее состояние игры.

Примерная тематика

и ролевое сопровождение игр-ситуаций

Основные игровые действия. Кормить куклу - купать; купать - укладывать спать; укладывать спать - петь колыбельную (рассказывать сказки); готовить кукле обед (завтрак, ужин) - кормить; лечить, одевать куклу на прогулку - гулять с ней.

Слайды! Игры с куклами, машинками

Хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Игра как ведущая деятельность не может проводиться изолированно, она тесным образом связана с другими видами детской деятельности. Дети не могут играть в случае недостатка знаний об окружающей жизни, т. к. игра носит социальный характер.

Таким образом, рассмотрев особенности игровой деятельности детей можно сделать вывод, что целенаправленное обучение детей игре, обеспечивает активизацию психической и двигательной сферы, развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками. Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии ребенка. В игровой деятельности у детей формируются многие положительные качества, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для того, чтобы сделать настоящую жизнь ребенка полной и счастливой. Для этого необходимо создать в детском саду предметно-развивающую среду для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к детям, вдумчиво, умело направлять их. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельностиКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Организация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУОрганизация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУ О пользе плавания можно говорить бесконечно. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при проведении различных видов деятельности» Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация различных видов игровой деятельности дошкольников младшего возраста, как условие их всестороннего развития
Опубликовано: 12 марта 2020 в 03:07
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация различных видов игровой деятельности дошкольников младшего возраста, как условие их всестороннего развития» (включая файлы) размещена пользователем Соломатина Валерия Валерьевна (УИ 442368) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД