Ирина Пупышева
Организация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
О пользе плавания можно говорить бесконечно. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое и психическое развитие дошкольников. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание ребенка: совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются двигательные навыки и умения, увеличивается выносливость, формируются волевые качества. К тому же плавание характеризуется как единственно возможный вид физических упражнений, который рекомендуется детям с ОВЗ, имеющим существенные ограничения для занятий физической культурой на суше. Умение плавать поможет сохранить не только здоровье ребенка, но и в критической ситуации – жизнь!
Публикация «Организация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУ» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Плавание. Конспекты занятий по плаванию в бассейне
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Примерно с таких слов я начинаю каждое родительское собрание в начале учебного года. Агитирую и пропагандирую. С посещаемостью старших дошкольников проблем обычно не бывает, а вот малыши… Их мамы с большой осторожностью относятся к посещению бассейна. И вот, ряды желающих быть здоровыми и научиться плавать ребятишек стали заметно пополняться. Но я уверена, причиной доверия родителей являются не мои красноречивые убеждения, и даже не открытые занятия, на которых каждый может убедиться в комфортном пребывании своих детей, а выбранная мной форма работы. Восторженные рассказы о том «что сегодня делали в бассейне», убедили взрослых, что занятия плаванием интересны, полезны и очень нравятся малышам. Игровая деятельность дошкольников является приоритетной, поэтому учиться плавать, играя очень легко и весело.
Представленный мной материал может быть рекомендован инструкторам по физической культуре и плаванию дошкольных учреждений для формирования плавательных навыков детей 1-го года обучения. В нашем детском саду это воспитанники группы общеразвивающей направленности (3-4 года) и группы компенсирующей направленности (2-4 года). Актуально и для работы с вновь поступившими детьми старшего дошкольного возраста, не имеющих плавательных навыков. Процесс обучения в игровой форме происходит быстро и дает возможность приступить к следующему этапу. Как правило, к концу учебного года «новенькие» ребята успевают догнать своих сверстников.
Обучение плаванию начинается с ознакомления со свойствами воды. Постепенно, деликатно - так, чтобы у малышей не было водобоязни и страха, чтобы они чувствовали себя в водной среде уверенно и свободно. Для этого в своей деятельности я широко использую разнообразные игровые технологии, в том числе образно-игровую форму упражнений в стихах и загадках, подвижные игры, игры с использованием нестандартного оборудования, развлечения и спартакиады на воде и т. д. Такая форма работы способствует воспитанию стойкого интереса дошкольников к плаванию и формирует желание быть здоровыми.
Представляю Вашему вниманию игры и игровые упражнения с использованием нестандартного оборудования и пособий, изготовленных из вспененного полистирола (одноразовые лотки и подложки). Эти емкости используются для упаковки и хранения пищевых продуктов, в том числе не требующих тепловой обработки. Пособия из этого материала, соответствуют всем санитарно-гигиеническим требованиям – яркие, легкие, безопасные, легко моются и дезинфицируются, к тому же не несут никаких материальных затрат.
Игры и игровые упражнения для ознакомления со свойствами воды.
Задачи:
1. Способствовать привыканию детей к воде, взаимодействию с ней.
2. Развивать умение свободно ориентироваться в окружающем пространстве.
3. Формировать умение передвигаться по дну бассейна различными способами.
«Уборка снега»
Задание: Собрать плавающие «снежки» в ведро, стоящее на плавающей платформе с изображением медвежонка. Передвигаться можно бегом, шагом, прыжками (зайчики помогают медвежатам) и т. д.
Можно предложить игру-соревнование «Умка с мамой уплывает, снег на Север забирает». Мальчики помогают собрать «снег» Умке, девочки его маме. Кто быстрее наполнит ведра «снегом».
«Цветочки»
Задание: Собрать плавающие цветочки в ведра, стоящие на плавательных досточках.
Так же как и в первой игре передвигаясь разными способами. А «превратившись» в бабочек или птичек можно «махать крылышками».
Для усложнения задания предложите детям распределять пособия по цвету. В одно ведро желтые цветы, в другое – белые.
Игры и игровые упражнения с погружением в воду с головой.
Задачи:
1. Формировать умение задерживать дыхание.
2. Учить детей смело погружаться в воду, открывать в ней глаза.
3. Способствовать умению передвигаться и ориентироваться под водой.
«Веночки»
Задание: Погрузиться в воду с головой и без помощи рук одеть веночек.
«Снегопад» (играем зимой) или «Град» (весна, лето, осень)
Задание: Низко наклонившись и полностью погрузившись в воду, пройти под дугой, не попадая под град (снег).
На момент съемки дети второй младшей группы еще не освоили этот навык, и хитренько улыбаясь, пошли коротким путем. «Что нам снег, что нам зной, что нам дождик проливной»!
Игры и игровые упражнения для обучения выдоха в воду
Задачи:
1. Учить детей делать продолжительный выдох перед собой в воздух.
2. Формировать умение делать выдох в воду.
«Ветерок»
Задание: Подуть на «снежинки», выполняя продолжительный выдох. Лучше справился с заданием тот, чья леска со «снежинками» отклонилась дальше и дольше колышется от потока воздуха.
Это упражнение дети выполняют и на суше.
Обратите внимание как стараются малыши! Так раздувают щечки, что кажется вот-вот взлетят, как гелиевые шарики! Однако кое-кто уже понял ошибку, и старается ее больше не допускать, даже придерживает свои щечки пальчиками.
«Озеро с кувшинками»
Задание: Нужно на выдохе поднырнуть в обруч, лежащий на воде.
Для разнообразия и поддержания интереса к игре можно в обруч поместить рыбку, уточку, или даже маленького крокодильчика, и учиться «заплывать к ним в гости».
А в конце занятия «крокодиловая мама» (так называют малыши большого надувного крокодила) покатает ребятишек на своей спинке.
Ой, что-то не получается! А ну-ка, попробуем еще раз!
Вот так, играя, мы учимся плавать. И обязательно научимся!
Уважаемые коллеги, спасибо за Ваше внимание!