Лучший педагог года

Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ

Виктория Пшеничная
Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ

«Организация здоровье сберегающего пространства в ДОУ"

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержку, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей. За последние 10 лет в 5 раз снизилось состояние здоровья детей дошкольного возраста. В последние годы сформировались новые подходы к обеспечению здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Разрабатываются новые технологии, реализуются современные образовательные программы, создаются инновационные системы оздоровления детей. Стратегией здоровье сберегающей образовательной технологии является организация образовательного пространства в условиях детского сада, при которой качественное обучение, воспитание и развитие детей происходит без нанесения ущерба их здоровью.

Публикация «Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ» размещена в разделах

Есть хорошее высказывание: «Здоровье – дар божий, но мало на него молиться, а надо над ним трудиться». Поэтому перед нами взрослыми стоит задача – научить детей ухаживать за собой и своим телом. И именно поэтому для нас педагогов приоритетным является поиск оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития, обобщение и распространение опыта, создания здоровье сберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях. Здоровье сберегающая среда — это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. Здоровье сберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и дошкольном учреждении. В основе концепции развития детского сада лежит создание эффективного здоровье сберегающего пространства. Говоря о создании здоровье сберегающей развивающей среды, мы подразумеваем следующие направления: комфортность пребывания ребёнка в учреждении. создание безопасной предметно-развивающей среды реализацию потребностей ребенка в движении предоставление детям возможности развиваться в индивидуальном темпе. Успешность организации здоровье сберегающей развивающей среды в первую очередь зависит не только от материального обеспечения, но и от личности педагога, его умения моделировать свои знания с окружающим. Одним из направлений, предусмотренным здоровье сберегающей технологией в ДОУ, является строгое соблюдение режима дня в соответствии с гигиеническими требованиями.

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье сберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

технологии сохранения и стимулирования здоровья;

технологии обучения ЗОЖ;

коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Технологии обучения здоровому образу жизни :

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение

Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Серия игровых занятий «Азбука здоровья». Система валеологического воспитания дошкольников и формирования представлений детей о здоровом образе жизни. Внедрение разработанных занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволит повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием.

Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения.

Коррекционные технологии:

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, Широко используют музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изо деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т. д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку используют перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться

Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читают, но и обсуждают с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Применение в работе здоровье сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Жан-Жак Руссо говорил: «Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким»

Публикации по теме:

Оформление группы как единого индивидуализированного пространстваОформление группы как единого индивидуализированного пространства Пространство нашей группы организовано в виде "центров", оснащёных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы.

Фотоотчет «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» ВидеоФотоотчет «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» Видео В МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский» прошло мероприятие «В гостях у «Сказки» в рамках XII районного диалога-марафона «Открытость.

Фотоотчет об оформлении группового пространства и раздевалкиФотоотчет об оформлении группового пространства и раздевалки Оформление группы в детском саду является неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса. Различные варианты зависят от возможностей.

Фотоотчёт «Макеты игрового пространства»Фотоотчёт «Макеты игрового пространства» Одной из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста является свободная деятельность воспитанников.

Консультация «Организация развивающего пространства логопедического кабинета» Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете группы компенсирующей направленности заслуживает особого внимания и требует.

Маркеры игрового пространства.Маркеры игрового пространства. Доброго всем время суток,дорогие коллеги. Сегодня мы хотим вам рассказать о использовании маркеров игрового пространства для сюжетной игры.

Оформление пространства группы к Новому году.Оформление пространства группы к Новому году. Оформление пространства группы к Новому году. Самый сказочный, долгожданный праздник для детей – это Новый год. Наступает декабрь, и мы.

Организация игрового пространства в группе дошкольного образованияОрганизация игрового пространства в группе дошкольного образования меня мир детства ассоциируется с игрой. Нет такого ребёнка, который даже без игрушек, не придумал себе игру. Играя дети учатся мечтать.

Организация пространства детской реализации «Сделаем наш дом уютным — интерьер, мебель» в подготовительной группе Цель: Учить понимать назначение предметов домашнего обихода, представление о мебели и её назначении. Задачи: -Расширять и систематизировать.

Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды»Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тема проекта: «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тип проекта: • практико-ориентированный. Место реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ
Опубликовано: 31 января 2021 в 23:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД