Татьяна Ершова
Организационные и психолого-педагогические условия становления эстетического отношения детей к окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Введение ФГОС наметило доминирование подхода в дошкольном образовании, основанные на принципах гуманизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, уважения личности ребёнка. А также реализации образовательной программы дошкольного образования – формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Организационные и психолого-педагогические условия становления эстетического отношения детей к окружающему миру» размещена в разделах
Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. С целью выявления недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности необходимо раскрыть терминологию, обусловленную данной темой.
В настоящее время значимость развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру детей дошкольного возраста актуализируется в ФГОС. Источником такой деятельности является окружающая ребёнка жизнь, так как мотивы его поступков, интересы связаны с опытом, накопленным в процессе обучения, игр, наблюдений. Однако в содержании деятельности детей в ДОУ ощущается нехватка ярких впечатлений, активности действии по эстетическому развитию детей дошкольного возраста.
Анализ практики показывает, что существуют определённые факторы, оказывающие влияние на становление эстетического отношения детей к окружающему миру :
Недостатки в результатах:
- дети не достаточно проявляют интереса, любознательности к окружающему миру;
- с трудом проявляют эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире (предметном, природном) ;
Недостатки в процессе:
- нет системы в работе (нет годового плана работы по эстетическому развитию детей) Или воспитатель не придерживается плана работы.
- рассогласование требований к ребенку со стороны педагогов и родителей (родители не принимают участия в эстетическом развитии своих детей, считают, что это входит в работу воспитателя) .
Недостатки в условиях :
- отсутствие методической литературы по ознакомлению детей с животным и растительным миром;
- недостаточно материала, пособий, дидактических и мультимедийных игр для эстетического развития детей;
- не созданы условия при оформлении окружающей среды (группы) Воспитатель не привлекла внимание детей к эстетически оформленному уголку или объекту;
- в организации НОД не созданы условия для индивидуальной работы (не рациональное построение образовательного процесса) .
Анализ всех недостатков позволяет сделать вывод, что эстетическое отношение детей к окружающему миру является актуальной проблемой на сегодняшний день. Именно через знакомство с окружающим миром деятельности ребенок развивается, познаёт мир и общается со сверстниками.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе проведённого анализа, можно сформулировать профессиональную проблему. Выявить и создать психолого – педагогические условия, которые способствуют формированию эстетического отношения детей к окружающему миру (согласно ФГОС п. 3.2.1.) :
1) поддержку любознательности, активности детей;
2) возможность выбора детьми видов активности, участников совместной деятельности и общения;
3) поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом;
4) ориентировать образовательную деятельность на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывать социальную ситуацию его развития (индивидуальная работа с ребенком по его интересам и возможностям) ;
5) вовлекать родителей непосредственно в образовательную деятельность (привлечь родителей к участию в исследовательской деятельности ребенка «Выращивание тюльпанов в горшке») .
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.
- обладает элементарными представлениями из области живой природы;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к окружающему миру.
- ребенок интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- ребенок склонен наблюдать, экспериментировать (посадка семян и наблюдение за всходами) ;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля) .
Для решения поставленных задач необходимо внести изменения в образовательный процесс.
Мною разработана система работы на учебный год :
- составила годовой план работы по эстетическому развитию детей с окружающим миром.
- организовала кружок «Красивое вокруг нас» по эстетическому развитию детей.
- проектно – исследовательскую деятельность (для осуществления простейших опытов, экспериментов – «Цветная водичка», «Огород на подоконнике», наблюдение за ростом лука в разных условиях.
- система работы по использованию игр и игровых упражнений для развития эстетического отношения детей к окружающему миру.
В свободное время проводятся дидактические игры «Времена года», словесные дидактические игры «Узнай предмет по описанию», индивидуальные беседы (Саша назови времена года по порядку).
Игровой прием «Красивое вокруг нас», «Я волшебник» Цель: помочь детям увидеть и оценить красоту окружающего мира.
Игра согласно ФГОС, рассматривается, как метод вовлечения детей в творческую деятельность.
Дидактические игры помогают закреплять у детей знания полученные в образовательной деятельности. Во время игры можно увидеть, какие знания у детей уже есть, чему еще нужно научить и в процессе игры я показала свое эстетическое отношение к окружающему миру.
- пример взрослых, окружающих ребенка, тесная связь с семьей. Родители и воспитатели обязаны помочь ребенку вписаться в социум, развить познавательный интерес. Работа заключается в обогащении пространства, событий, явлений, объектов. Научить понимать ценность и смысл мира природы. В мире все прекрасно.
- цикл консультаций для родителей по эстетическому развитию детей «Учите детей наблюдать», «Животные и дети».
- Экскурсии в парк, в поле, в ботанический сад. Привлекаются родители. Воспитатель в процессе экскурсии своим примером показывает доброе и эстетическое отношение к окружающему миру.
Любовь к природе можно воспитывать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных их потребностях.
Начиная работать над этой темой я решила расширить свои знания. В этом мне помогла книга «Об изменении эмоциональных состояний, приобретении и постоянном обогащении нравственного и эстетического опыта ребенком дошкольного возраста» Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Н. Ф. Виноградова, Л. С. Давыдова; «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» Ю. М. 2005, 242с.
Реализация эстетического отношения детей к окружающему миру осуществляется в течение года.
- Воспитатель применяет приемы – привлечения внимания детей к красоте окружающего мира. Поскольку обмен эстетическими оценками происходит в процессе общения, следует уделить внимание установлению дружеского контакта с воспитанниками.
- Проводятся наблюдения за погодой, природой, животными, и воспитатель обращает внимание детей на красоту каждого времени года, старается показать, что у природы нет плохой погоды.
- Во время индивидуальной работы предложить ребенку с помощью сравнения выбрать предмет или объект эстетически красивый (какой дом тебе нравится больше? почему) При сравнении используются элементы игры, применяются пословицы и поговорки.
- Игры на занятиях, прогулках, экскурсиях, в специально отведенное для них время (игры с песком, водой, камешками, снегом – дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт).
- мультимедийная игра «Путешествие по окружающему миру», для эстетического развития детей.
Продуманное и тактичное руководство и контроль со стороны воспитателя. Воспитатель, проводит диагностику в начале года и в конце по методике М. А. Васильевой, используя методы: наблюдения в игровой деятельности детей, в индивидуальной беседе, опросник (сравнение) «Что красивое, что не красивое?» и выявляет активных, любознательных детей.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные) .
Для достижения новых образовательных результатов необходимо пересмотреть кадровые условия : доукомплектовать штат ДОУ педагогом-психологом, ознакомление работников с инновационными образовательными программами и технологиями, и их применение на практике;
- следует приобрести дополнительную литературу по эстетическому развитию детей дошкольного возраста ;
- наглядные пособия, дидактические игры «Профессии», «Времена года», «Животные», «Птицы» и другие.
- использовать современные технические средства (компьютер, проектор, интерактивная доска – для просмотра слайдов и для мультимедийных игр) ;
Нормативно-правовые изменения:
- календарно – тематическое планирование;
- ФГОС, Конвенция ООН о правах ребенка;
- Документация;
Также нужно изменить и информационную работу с воспитателями, специалистами и родителями. Нужно проводить следующие мероприятия:
Организационные :
- создание сайта воспитателя;
- размещение информации для родителей на стендах ДОУ по эстетическому развитию у детей окружающего мира.
- индивидуальные и групповые консультации «Животные и дети», «Учите детей наблюдать».
- проведение экскурсий в парк, поле, ботанический сад (с привлечением родителей) ;
- разработано методическое пособие для эстетического развития детей - мультимедийная игра «Путешествие по окружающему миру»;
Кадровые:
- Педагогические конференции по обмену опыта работы на тему: «Формы и методы работы по эстетическому развитию детей».
Похожие записи:
Формирование основ правовых знаний у старших дошкольников
План методической работы ДОУ по введению ФГОС