Папки-передвижки

Информационно-коммуникативные технологии в работе дефектолога с дошкольниками

Синицына Наталья Александровна
Информационно-коммуникативные технологии в работе дефектолога с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

по теме: «Информационно-коммуникативные технологии в работе дефектолога с дошкольниками».

Содержание:

1. Пояснительная записка.

3 стр.

2. Основная часть.

10 стр.

3. Заключительная часть.

19 стр.

4. Используемые источники. 21 стр.

5. Приложение. 24 стр.

1. Пояснительная записка

Публикация «Информационно-коммуникативные технологии в работе дефектолога с дошкольниками» размещена в разделах

Актуальность. В настоящее время система образования России находится в состоянии модернизации, которая обусловлена общими тенденциями мирового развития, прежде всего переходом к постиндустриальному, информационному обществу. (Д. Белл "Наступление постиндустриального общества»). Одним из направлений модернизации образования является его информатизация, под которой понимается процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки средств информатизации и информационных технологий и оптимального их использования педагогом и его воспитанниками.

Важность и необходимость внедрения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО.

Содержание и направления образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. Основной упор делается на создание технически оснащенной, единой информационной образовательной среды, которая должна обладать гибкой и легко адаптируемой организационной структурой, оптимальной для использования в учебном процессе. Одним из ожидаемых результатов в реализации доктрины российская система образования должна обеспечить: бесплатным дошкольным образованием - всех желающих.

В России не должно остаться очередей в детсады к 2016 году — таков срок, обозначенный в последнем президентском послании. Недостаток детских садов настолько велик, что грустная шутка – записывать ребенка в детсад сразу после рождения, уже поздно, реальна. Данные Минздравсоцразвития показывают, что больше чем у одного миллиона семей нет возможности устроить своих детей в государственные детские дошкольные учреждения, так как мест не хватает. В связи с этим и другими требованиями политики в Самарской области городском округе Чапаевск произошла реструктуризация дошкольных учреждений. С 1 января 2012 года все дошкольные учреждения города Чапаевск, стали структурными подразделениями. В частности МДОУ №7 «Ягодка» компенсирующего вида в данный момент относится к ГБОУ СОШ №3 г. о. Чапаевск и является СП д/с №7 «Ягодка» то есть не самостоятельной, а структурной единицей, что влечет за собой потерю статуса «компенсирующего вида». В данном детском саду было две специализированные группы для детей с ОНР среднего дошкольного возраста и две группы для детей с задержкой психического развития среднего и старшего дошкольного возраста. В данный момент в мае 2013 года часть детей были выпущены, но воспитанники среднего (5-6 лет) и старшего (6-7лет) дошкольного возраста оставлены для продолжения развивающего обучения. Эти дети, с которых не снят диагноз ЗПР, объединены в одну разновозрастную группу, что не противоречит требованиям СанПиН. Выполняя требования к организации образовательного процесса в рамках лицензионного контроля комплектование групп детьми и их предельная наполняемость. Должны соответствовать Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении» (п. 32, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 и не противоречить «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2791-10» и изменениями № 1 к ним (п. 1.10)». В нашем дошкольном учреждении площадь групповых комнат позволяет находиться одновременно 20 воспитанникам. Так в сложившейся ситуации в группе детей ЗПР, где я работаю дефектологом 17 человек двух возрастов (средний и старший дошкольный). С учетом требований ФГТ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655) который является вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений. Дошкольные учреждения обязаны обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Предоставить разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Следовательно, обхвата каждого воспитанника не зависимо от его диагноза, возраста, социального положения и других критериев.

Проблема заключается в разработке комплекса диагностических компьютерных заданий, для проведения диагностики развития познавательных процессов воспитанников разного возраста и обработка результатов за меньший промежуток времени. В необходимости получения достоверных диагностических данных всех воспитанников, освоить, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. В дальнейшем проведение индивидуальных занятий с возможностью использования разработанных компьютерных игр, заданий, упражнений в коррекционно-развивающем воздействии на дошкольников разного возраста. Все это ставит необходимостью овладение информационно-компьютерными технологиями, которые помогают педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Неоспоримо то, что использование информационно - компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р. Ф. Абдеев, 1994; В. П. Беспалько, 2002; Е. И. Машбиц, 1988; О. И. Кукушкина, 1994 и др.). Раннее общение с компьютером имеет много положительных сторон, оно открывает ребенку мир огромных возможностей. Красочное оформление программ, анимация активизируют внимание ребенка, развивают ассоциативное мышление. Умело подобранные задания, учитывающие возможности детей, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества, вырабатывают положительные эмоции от чувства достигнутого успеха. В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Понятийный аппарат работы составляет :

Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

ИКТ компетентность (или информационная компетентность) профессиональная (для учителя) — умение, способность и готовность решать профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области средства ИКТ.

ИКТ компетентность учебная — умение, способность и готовность решать учебные задачи квалифицированным образом, используя средства ИКТ.

Информационная деятельность — поиск, запись, сбор, анализ, организация, представление, передача информации, проектирование и моделирование, осуществляемые человеком. Информация при этом представляется в виде взаимосвязанной системы текстов, числовых данных, программных кодов, изображений, звуков, видео.

Мультимедиа сейчас - это полноценное объединение компьютерных и других информационных технологий : видео, аудио, фото, кино, телекоммуникаций (телефон, телевидение, радиосвязь, текст и графика, как статически, так и динамически анимационная). С помощью приложений мультимедиа текст, графика, аудио- и видеоинформация объединяются в единое информационное поле, подобно тому как в кинофильме объединяются звук и движущееся изображение. Однако в отличие от кинофильма мультимедиа представляет собой интерактивную среду, т. е. пользователь может управлять процессом представления мультимедиа с помощью различных средств ввода, таких как клавиатура и манипулятор мышь.

Компьютер (англ. computer, от лат. compute — считаю, вычисляю, термин, принятый в иностранной литературе (главным образом англоязычной); обозначает устройство, действующее автоматически по заранее составленной программе или последовательности команд, для решения математических и экономико-статистических задач, задач планирования и управления производством и т. п.

Информация – совокупность, каких – либо данных, знаний.

Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.

Дидактическая компьютерная игра – это игра, в которой есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, сказочные герои, игровое правило по структуре делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

Цель: Разработка комплекса разноуровневых диагностических заданий с использованием ИКТ для дошкольников ЗПР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачи педагогического проектирования:

• Проанализировать научно-практическую литературу по теме отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования;

• проанализировать профессиональные трудности, возникающие в ходе диагностики дошкольников ЗПР разного возраста;

• создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

разработать методические рекомендации для специалистов ДОУ по использованию комплекса компьютерных диагностических заданий в диагностике дошкольников с ЗПР разного возраста;

• обеспечить доступ к средствам ИКТ и другим ресурсам, оказать помощь в их применении сотрудникам дошкольного учреждения (познавательная и развивающая деятельность воспитанников, подготовка методических материалов, диагностической документации).

Задачи педагогической работы с детьми в ходе реализации проекта:

• Создавать условия для развития и совершенствования познавательных процессов у дошкольников ЗПР при проведении комплекса компьютерных диагностических заданий;

формировать активную и самостоятельную инициативную позицию воспитанников в усвоении образовательных областей познание и коммуникация;

• через выполнение комплекса диагностических заданий развивать у дошкольников ЗПР : исследовательские, рефлексивные, самооценочные способности;

• формировать умения ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации, с помощью выполнения специальных развивающих проблемных заданий.

• развивать умения планировать этапы своей деятельности, понимать и выполнять алгоритм действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Ожидаемые результаты проекта:

• Создание условий для психической и методической готовности специалистов для работы с детьми дошкольного возраста в области компьютерного образования.

• Повышение педагогической компетенции в освоение передового опыта по использованию ИКТ в процессе работы с дошкольниками ЗПР.

• Использование комплекса компьютерных заданий будет побуждать детей к поисковой исследовательской деятельности, решать творческие задачи, развивать познавательную мотивацию воспитанников, способствовать росту их достижений, ключевых компетентностей.

Средством мониторинга овладения ИКТ для педагогов является анкета (приложение №1).

II. Основная часть

Участники педагогического проектирования: Педагоги ДОУ (методист, воспитатели, специалисты по разработке компьютерных, игр и программ) дошкольники ЗПР (среднего, старшего возраста).

Внесения изменений в условия работы :

• Возможность использования комплекса разноуровневых диагностических заданий с использованием ИКТ для детей ЗПР разного возраста. Которые будут включать в себя блоки: ФЭМП, грамота, развитие ВПФ, ускорит обработку полученных экспериментальных данных на основании выверенных критериев оценок. Позволит проводить компьютерный анализ результатов диагностики, хранить, использовать их более оперативно на следующих этапах исследования.

• Использование готовых обучающих программ, а также разработка и использование собственных авторских программ.

• Системное внедрения и активное использования информационных технологий в работе педагогов ДОУ внесет изменения в цели, содержания, методы, формы работы педагогов, которые будут обеспечивать подготовку дошкольников к жизни в условиях информационного общества.

Внесения изменений в содержание работы :

• Проведение диагностических разноуровневых заданий с использованием ИКТ сделает процесс проведения диагностики для воспитанников более интересным, привлекательным, индивидуализированным. С помощью компьютера мы предполагаем, моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на примере проведения традиционных диагностических заданий.

• Хорошо продуманный механизм «сообщения об ошибках». При выполнении заданий: никаких слишком заметных замечаний, о том, что ребенок ошибся или действует не верно, которые способны отбить у ребенка интерес к выполнению диагностического задания. Подсчет попыток будет вестись ненавязчиво, при неверном выполнении задания будет предоставляться дополнительная попытка. Зато после успешного решения ребенок обязательно будет получать заслуженные похвалы в виде поощрительной надписи, мелодии, показа мультфильма.

• Возможность варьирования заданий по степени сложности, например: программы направленные на развитие восприятия, картинка разбивается на 8, 12, 16, 24, 48 частей. Степени наглядности в зависимости от уровня развития ребенка.

• В процессе диагностики во взаимодействии с ребенком для развития его коммуникативных способностей педагог будет способствовать самостоятельному оречевлению дошкольником действий выполняемых сказочным героем. Будут задания типа: «Придумай название для нарисованной картинки». Попробуй населить ее определенными персонажами и сочинить про них какую-нибудь историю, где в последующем нарисованные персонажи могут оживать и воспроизводить придуманные действия в режиме мультфильма.

• Использование компьютерных программ игрового, познавательно-развивающего характера, хорошо оформленных графически, с хорошим звуковым оформлением, простым сюжетом (удовлетворяющим морально-эстетическим требованиям, простым игровым процессом управления и, что определяется санитарными нормами небольшие по длительности.

I. этап Подготовительный

Задачи мероприятия Ожидаемый результат сроки

1. Коллективное обсуждение выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. 1. Педагогическая гостиная. Стимулирование потока идей (метод мозговой атаки).

Определение общего направления работы.

Сентябряь

В течение реализации проекта

Сентябрь

2. Создание творческих групп (ориентируясь на имеющиеся знания по теме проекта) из специалистов для работы по реализации проекта. 2. Анкетирование педагогов

Информированность коллектива и родителей ДОУ о ходе реализации проекта.

3. Разработка структуры внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. 3. Проблемный семинар «использование ИКТ в работе с детьми». Моделирование образа желаемого состояния единой информационной среды ДОУ.

II. этап Информационно аналитический

Изучение нормативно-правовой документации и научно-методической литературы Работа с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет). Использование собственного опыта педагогов с целью обмена информацией с коллегами и родителями. Сентябрь-октябрь

Анализ собранной информации Оформление стенда, с целью информирования педагогов и родителей по теме проекта: задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т. Отработка и коррекция планов и содержания деятельности

Октябрь-ноябрь

Определить и проработать дополнительные возможности взаимодействия с объектами социального окружения. для разработки компьютерных дидактических игр – тестов. Установление содержательных связей с учреждениями социума.

Возможность использования спонсорской помощи при разработке компьютерных дидактических игр – тестов используемых в диагностике воспитанников и обработке диагностического материала. Сентябрь-ноябрь

Организовать индивидуальное консультирование педагогов по проблемным вопросам использования ИКТ в работе с детьми. Семинары – практикумы. Просвещение педагогов повышение их информационной компетентности.

Провести мониторинг уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ по использованию ИКТ в работе с детьми. Проведение мониторинга. Определение степени информированности педагогов по теме, Выявление трудностей и осознание проблемы.

III. этап Основной

Апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ Экспериментально – педагогическая деятельность по моделированию и построению систем работы с детьми. Разработка и апробация занятий с использованием мультимедийных презентаций. Ноябрь-апрель

Обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями. Приобретение ноутбуков, мультимедийной аппаратуры

ноябрь

Разработка дидактических компьютерных тестов подбор имеющихся тестов для диагностики воспитанников ДОУ по ВПФ и выявления уровня динамики развития Разработка структуры ресурса; 1. отбор и структурирование компьютерного дидактического материала;

2. Обор иллюстративного и демонстрационного материала;

3. Разработка системы работы с тестами с помощью педагога и самостоятельно детьми;

4. Разработка контрольных тестов.

5. Техническая подготовка текстов, изображений, аудио- и видео- информаци.

3. Объединение подготовленной информации в единый проект, создание системы меню, средств навигации и т. п.

4. Тестирование и экспертная оценка Возможность проведения мониторинга в ДОУ с помощью разработанных компьютерных программ.

Наличие технических средств для педагогической работы.

Провести сравнительный мониторинг в группах по использованию ИКТ в работе с детьми Ноябрь-январь

I V. этап Обобщающий

Анализ результатов реализации корректировка содержания, подведение итогов. Трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях. Публикация статей в сети интернет с целью распространения успешного опыта работы педагогического коллектива. Май

Создание условий для самореализации педагога развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Организация собраний, консультаций, открытых показов занятий с использованием ИКТ для родителей

«Мастер-класс». Обобщение опыта работы педагогов. Составление памятки по безопасному пользованию компьютерными играми.

Наличие методических разработок для дальнейшего использования.

Создать банк конспектов, презентаций и мультимидийных материалов для работы с детьми и родителями. Оформление работы : подготовка текста, подготовка презентации по теме проекта.

Сравнительная картина эффективности проекта относительно качества образования детей.

Открытость образовательной работы ДОУ для всех участников проекта. Май - июнь

Планирование ресурсного обеспечения проекта.

Научно-методические:

• функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ ;

разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;

• внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;

• оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми;

• привлечения родителей к решению методической проблемы ДОУ.

Кадровые:

• педагоги ДОУ;

• привлечение необходимых специалистов извне;

• создание творческих групп (возможно привлечение родителей);

Информационные :

• формирование банка данных по реализации проекта;

• мониторинговые мероприятия;

• организация мероприятий по информированию родителей о ходе реализации проекта;

• ресурсы интернет (образовательные портал, сайты, научно – методические журналы

• приобретение и установка федеральной программы безопасного детского интернета «Гогуль» https://www.gogul.tv программу-будильник AlarmNP (которая позволяет в определенное назначенное время напомнить о том, что нужно прекратить работу или о том, что нужно отдохнуть).

Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов:

• системы обработки статической графической информации;

• системы создания анимированной графики;

• системы записи и редактирования звука;

• системы видеомонтажа;

• системы интеграции текстовой и аудиовизуальной информации в единый проект.

Материально-технические :

• Использование бюджетных средств ДОУ для материального обеспечения;

• приобретение технических и дидактических средств обучения;

• оснащение ДОУ оргтехническими средствами : мультимедийными проекторами, ноутбуками; компьютер, схемы, таблицы, развивающие компакт-диски.

Финансовые:

• спонсорская и благотворительная помощь;

Игры, предполагаемые для использования в диагностических заданиях с дошкольниками ЗПР :

Симулятор - основным принципом симулятора является точное воспроизведение особенностей какой-то тематической области ( например: автосимулятор должен максимально точно воспроизводить физические особенности машин). Полезны тем, что игрок приобретает навыки владения техникой, которые могут быть применены в реальной жизни.

Квест - игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач. Полезны тем, что у игрока вырастает количество вариантов разрешения событий, которые можно применить в повседневной жизни, развивается интуитивное и логическое мышление.

Ролевые игры - у главного героя (героев) и других персонажей присутствует некоторое количество параметров (умений, характеристик, навыков) которые определяют их силу и способности. Обычно, главная характеристика персонажей это уровень, который определяет общую силу персонажа и определяет доступные навыки и предметы экипировки. Все эти параметры надо совершенствовать путём выполнения заданий и использования эти самых навыков. Присутствует проработанный и обширный мир, сильная сюжетная линия, разветвлённые диалоги с разными вариантами ответов, множество разных персонажей со своими целями и характерами. Полезны тем, что приобретаются навыки деловых коммуникаций, улучшаются пространственное мышление и кратковременная память.

Игры-приключения

Они созданы на основе мультипликационных фильмов. Эти игры очень красочны и эмоциональны. В них необходимо участникам каких-либо событий, выполнить важное задание, или, предлагают разгадать ряд головоломок, не используя оружие.

Обучающие и развивающие игры

Они тоже очень эмоциональны, сопровождаются веселой детской мелодией или песней. При их создании использованы красивые яркие краски. Эти игры очень познавательны: дети получают знания об окружающем мире, учатся писать, считать. Происходит развитие творческих способностей.

Графические игры

Они учат рисовать, конструировать.

Многообразие сюжетов, жанров, количества игроков- все это позволяет найти для каждого ребенка что- то свое, что будет ему интересно и позволит достичь определенных успехов.

Исходя из этого, можно предположить, что игры позитивно влияют на развитие интеллектуальных способностей ребёнка, увеличивая его кругозор, улучшая память и воображение, у детей раньше формируется мышление и логика.

Сборники развивающих программ для детей серия «НЕсерьезные уроки» («Учимся запоминать», «Учимся считать», «Учимся мыслить логически», «Учимся думать», «Буквы и цифры», «Учимся анализировать», «Развиваем реакцию», «Учимся рисовать», «Учимся мыслить логически 2»). Каждый диск рассчитан на детей определенной возрастной группы. Самым маленьким программы помогут подготовиться к школе: в игровой форме выучить буквы и цифры, научиться читать и считать. Детям постарше – развить память, логическое и творческое мышление, математические способности, внимательность, воображение и разнообразные навыки, которые помогут им успешно учиться. Красочное оформление, забавные персонажи порадуют детей, а увлекательные задания, головоломки, загадки и игры сделают процесс обучения легким, веселым и интересным.

III. Заключительная часть.

Предполагаемый положительный результат.

Возможность иметь компьютер всегда под рукой жизненно важна для современного человека. Под воздействием информационных технологий меняются формы деятельности, характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса. Новые эффективные средства коммуникации позволяют обеспечить гибкую организацию педагогического воздействия на ребенка. Информационные технологии расширяют права родителей путём предоставления моментального доступа к интересующей их разнообразной информации (о ребенке, изменениях в работе ДОУ и другой важной информации) увеличивают их возможности участвовать в развивающем коррекционном процессе, принятии решений, предоставляют возможность активно производить информацию, а не только её потреблять.

Мы предполагаем, что проведение обследования развития ВПФ и дальнейшая переработка полученных данных с применением информационных технологий позволит :

- упорядочить, систематизировать диагностику учебно-воспитательного процесса, используя единую компьютерную оболочку;

- при необходимости осуществлять передачу нужной информации.

- даст возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

- позволит увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

- при создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени;

- использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

- одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

- видеокассеты с дидактическими заданиями могут быть использованы как в ДОУ, так и в домашних условиях.

Возможные риски:

• Несогласие родителей использования компьютера в домашних условиях, мотивируя это тем, что работа за ним портит зрение ребенка, вредны электромагнитные волны излучаемые компьютером, опасения компьютерной зависимости ребенка;

• неправильное, неграмотное, непродуманное использование родителями компьютера в домашних условиях, без учета возрастных, психических особенностей, будет способствовать истощению и перевозбуждению детей, негативно сказываться на соматическом здоровье ребенка;

• педагоги будут испытывать затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности;

• недостаточное оснащение ДОУ компьютерами;

• отсутствие финансирования.

Информационные источники.

1. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.

2. Дронов В. П., Кондаков А. М. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент российской школы // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 22-Компетентностный подход в педагогическом образовании:

3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др. ]. – М. : Дрофа, 2007.

4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

5. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски // Дефектология. – 1998. – № 1. – С. 47-55.

6. Кривич Е. Я. Компьютер для дошколят. М. : Издательство ЭКСМО, 2006.

7. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3. – С. 67-76.

8. Лапшин В. М. Социальное партнерство как один из аспектов модернизации регионального и муниципального образования // Образование и общество. – 2003. – № 6(23). – С. 17-19.

9. Леоненко О. Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009.-№4.-с. 32.

10. Образовательные технологии : достижение прогнозируемых результатов. – М. : Про-Пресс, 2009. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).

11. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.

12. Хуртова, Т. В. Обучающие семинары. Методическая поддержка компетентностного обучения (Текст) Т. В. Хуртова – Волгоград: Учитель, 2007. – 191 с.

Нормативно-правовые:

1. Закон РФ об образовании

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008.

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» : утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011)

4. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.

5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91

6. СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).

7. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)

8. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.

Интернет ресурсы:

https://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ

https://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области

https://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=6081&catalogid=41

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/didakticheskie-osnovy-invariantnosti-preemstvennosti-i-perspektivnosti-informatsionnykh-tekh#ixzz2Ww2oirW0

https://festival.1september.ru/, сайты журналов «Дефектология»,

https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27590/ Компьютерные игры.

Приложение №1

Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий

Уважаемый коллега!

Для определения степени использования информационно-компьютерных технологий впедагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.

1. Должность ___

2. Когда вы обучались на курсах ПК, какие курсы прошли ___

3. Используете ли вы информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть) :

при подготовке к совместной деятельности с детьми;

в диагностике;

для самообразования;

другое (укажите).

4. Какие средства информационно-компьютерных технологий вы используете (нужное подчеркнуть) :

текстовый редактор;

электронные таблицы;

электронные презентации;

мультимедийные диски;

специализированные программы;

Интернет;

другое (укажите).

5. Как часто вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть) :

ежедневно;

1 раз в неделю;

1–2 раза в месяц;

1–2 раза в четверть;

другое (укажите).

6. Считаете ли вы, что использование информационно-компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к совместной деятельности с детьми и позволяет разнообразить её?

___

7. Созданы ли условия в ДОУ для использования информационно-компьютерных технологий?

___

8. Поощряет ли администрация ДОУ использование информационно-компьютерных технологий?

___

9. Ваши достижения в области использования информационно-компьютерных технологий?

___

10. Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных технологий?

___

11. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете?

___

Спасибо за сотрудничество!

Публикации по теме:

Отчёт об использовании информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности. Это мой отчет. В этом году аттеставалась на первую категорию. Надеюсь, что прочитав мой отчет будет проще написать свой собственный! Удачи.

Использование ИКТ в профессиональной деятельности Использовании ИКТ в профессиональной деятельности Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-коммуникативные технологии в работе дефектолога с дошкольниками
Опубликовано: 16 сентября 2013 в 13:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационно-коммуникативные технологии в работе дефектолога с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Синицына Наталья Александровна (УИ 100111) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД