Татьяна Цыбулько
Особенности использования робототехники при обучении конструированию детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте работа направлена на развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создание разнообразных построек и конструкций. Дошкольники учатся выделять основные части и характерные детали конструкции, анализировать постройки, создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
Публикация «Особенности использования робототехники при обучении конструированию детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Подготовительная группа
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
Целью использования LEGO -конструирования в образовании старших дошкольников является развитие конструкторских способностей детей, эстетического вкуса, формирование познавательной и исследовательской активности, стремления к умственной деятельности. Альтернативную цель курса можно обозначить цитатой авторов и разработчиков конструктора. «Наша миссия заключается в том, чтобы вдохновлять и развивать строителей завтрашнего дня, что является отражением основополагающей веры компании в ценность игры и обучения в игре в обществе, особенно среди детей. Играя, дети учатся развивать свои творческие способности и получают ценные навыки, что важно для всех детей. Мы считаем, что невозможно играть, не получая знаний, как и невозможно учиться без игры»
Робототехника - это универсальный инструмент для дошкольного образования в четком соответствии с требованиями ФГОС ДО и подходит для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
В процессе конструирования формируются умения работать в коллективе, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом. В работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста уже можно применять такую форму организации обучения как «конструирование по условиям» (предложенное Н. Н. Поддьяковым). Не давая детям образца построек, рисунков и способов ее возведения, определяя лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.
В процессе реализации психолого – педагогической работы воспитанники старшей группы смогут :
1. уметь выделять основные и характерные части постройки;
2. анализировать образец постройки;
3. планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
4. создавать постройки по схеме, по замыслу;
5. освоить основные компоненты конструкторов ЛЕГО, конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов;
6. уметь работать в коллективе, распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.
Для реализации программного материала необходимо иметь:
7. конструктор LEGO DUPLO;
8. конструктор LEGO CLASSIK;
9. конструктор LEGO DAKTA;
10. конструктор LEGO education (эдьюкейшен) 9556.
Робототехника педагогике интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. Робототехника - универсальный инструмент для дополнительного образования дошкольников, что четко соответствует требованиям ФГОС. В дошкольном возрасте у детей начинает формироваться словесно - логическое мышление, идет активное развитие элементарных математических способностей и логики. Конструирование и робототехника как нельзя лучше этому способствует. Развиваются и коммуникативные навыки, ведь для сборки «своего» робота нужно работать в команде и постоянно общаться как с воспитателем, так и со сверстниками. Дети начинают больше разговаривать, что ведет к пополнению словарного запаса и развитию более грамотной и связной речи. Кроме того, благодаря использованию образовательных конструкторов мы можем выявить способных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач.
Робототехника уже показала высокую эффективность в образовательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Программа помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее болезненным и более эффективным. Подобные занятия – это своеобразная тренировка навыков. В ходе образовательной деятельности дети становятся творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых собранных моделей, ребёнок продвигается всё дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Практическая деятельность показала, что с помощью конструктора создаются условия для решения задач образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:
развитие мелкой моторики рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности;
обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;
получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;
расширение представлений детей об окружающем мире;
развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления;
обучение воображению, творческому мышлению;
овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.
Организация образовательной деятельности по данному направлению выстраивается в индивидуальной и подгрупповой формах работы с детьми, с соблюдением требований СанПин.
Конструктор и программное обеспечение к нему LEGO WeDO предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте.
Использование робототехнического конструктора ЛЕГОWeDo в образовательной работе с детьми обучение выступает в первую очередь оптимальным средством формирования навыков конструктивноймеиьзнят деятельности в том числе
становления осоеевни таких важных компетентностей, как умение ставить цель, подбирать средствапыазл для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
:
Литература, рекомендуемая для изучен
1 NXT-G ver 1. 1: Help and Support for Lego Mindstorms NXT/LEGO Group[Электронный ресурс].-Электрон. дан. и прогр. (253 Mb). - 2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2 Ушаков, А. А. Задачи для факультатива робототехники : Сборник задач.
- Демонстрационный вариант [Текст]/ А. А. Ушаков. – Барнаул: Гимназия
№42, 2009.- 12 с.
3 Белоусов, И. Р. Дистанционное обучение механике и робототехнике через сеть Интернет [Текст] / И. Р. Белоусов, Д. Е. Охоцимский, А. К. Платонов [и др. ] // Компьютерные инструменты в образовании. – 2003.– №2.– с. 34-41