Мершина Жанна
Особенности психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Дошкольное детство играет важную роль в развитии человека.
Являясь стартовой площадкой в жизни каждого человека, родителям, педагогам, психологам необходимо не допускать нечетностей и промахов в воспитании детей.
Направление работы педагога-психолога включает в себя большой объем деятельности: работа с детьми предполагает наблюдение за взаимоотношениями между детьми, изучение их поведения, определение лидеров, пренебрегаемых и изолированных детей, диагностика и коррекция психологического климата группы, индивидуальная и групповая работа с детьми по установлению их индивидуальности, выявление творческих способностей детей и определение их готовности к обучению в школе, а так же выявление упрямых, застенчивых, конфликтных, тревожных, аутичных, гиперактивных, инфальтивных детей, их обследование, коррекция и разработка рекомендаций для родителей и воспитателей по устранению недостатков в развитии детей, как в индивидуальной, так и в групповой форме с последующим направлением их в психологические, медицинские и медико-педагогические центры; работа с родителями, включающая следующие виды работ- психологическое просвещение родителей, консультирование родителей по вопросам адаптации ребенка к образовательному учреждению, имеющих эмоциональные, познавательные и поведенческие трудности, при необходимости- проведение специальных занятий, тренингов по организации жизни ребенка в семье и коллективе, участие в родительских собраниях, индивидуальные консультации родителей и информировании их о проблемах детей; работа с воспитателями нацелена на определение типа межличностного взаимодействия педагога с детьми, на выявление детей, имеющих трудности эмоционального, социального и интеллектуального развития, и работу с ними, разработка рекомендаций по вопросам воспитания, взаимодействия с такими детьми, принятие участие в педсоветах, проведение тренингов, специальных занятий для повышения эффективности стиля педагогического общения [44].
Публикация «Особенности психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Важной и главной задачей в работе педагога-психолога является формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Психологическая деятельность включает в себя деятельность самопознания, межличностную деятельность, деятельность, находящуюся за пределами личности, деятельность по личностному самопознанию. Психологическая культура направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, родителей и воспитателей, создавая благоприятный климат и эмоциональное благополучие всех участников образовательного процесса.
Первоочередной задачей педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении является психологическое обеспечение образовательного процесса. Педагог-психолог проводит работу как с «обычными» воспитанниками, так и с одаренными дошкольниками и детьми, имеющими проблемы в развитии или поведении. Воспитатели, администрация дошкольного образовательного учреждения и родители также являются участниками процесса образования. Педагог-психолог организует и проводит работу и с ними. Это может быть просвещение (обучение педагогов и родителей основам психологических знаний, консультирование, помощь в решении сложных случаев в процессе обучения и воспитания [24].
Другой не менее важной задачей педагога-психолога является работа по социализации и формированию общей культуры личности, в том числе, психологической культуры детей, педагогов и родителей.
В процессе социализации ребенок усваивает опыт, накопленный человечеством, нормы и правила, которые помогут ему стать полноправным гражданином и членом современного ему общества. Социализация осуществляется, прежде всего, в семье и образовательном учреждении, при этом семья больше влияет на формирование норм поведения и ценностных ориентаций ребенка, а дошкольное образовательное учреждение – на общую социальную ориентацию. В этой связи важно, в какой среде растет и формируется ребенок, какие нормы, ценности, психологические знания и навыки он усваивает. Помимо просвещения, педагог-психолог призван проводить работу по коррекции социального окружения ребенка (в случае необходимости, формированию у него соответствующих навыков поведения в современном обществе. Работа по развитию личности ребенка, его умения общаться с людьми в самых разных ситуациях – часть деятельности педагога-психолога по социализации ребенка.
Содействие охране прав личности еще одно направление профессиональной деятельности педагога-психолога. Охраной прав ребенка занимаются несколько государственных служб (например, органы социального обеспечения, органы образования). Занимаются ею и некоммерческие (правозащитные и общественные) организации. Однако они не имеют непосредственных связей с детьми, поэтому педагог-психолог, пользующийся доверием ребенка, наблюдающий его в реальной ситуации жизнедеятельности и общения в семье, призван стать своего рода «адвокатом», обращающим внимание соответствующих служб и организаций на реальное ущемление прав ребенка в семье или в образовательном учреждении.
Работа педагога-психолога с родителями детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем. Как показывает опыт работы, родители дошкольников зачастую испытывают определенные трудности, связанные с тем, что не могут найти достаточно времени для занятий с детьми, бывают не уверены или излишне уверены в своих воспитательных позициях. В связи с этим становится необходимой конкретная психолого-педагогическая помощь родителям по вопросам воспитания с тем, чтобы мотивировать к расширению и углублению имеющихся педагогических знаний, развитию собственных креативных способностей.
В критические периоды развития ребенка родителей волнуют поведенческие аспекты в его развитии, а также возможность правильно и адекватно реагировать на изменения в личностном развитии детей. Среди поведенческих изменений, в поступках детей, которые «напрягают» родителей, и которые вызывают трудности в воспитании, были выделены негативизм, упрямство, деспотизм, обесценивание, самостоятельность, бунт.
Детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. В конечном счете, от качества работы педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей детского сада, а также от их подготовки к работе с родителями зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей [24].
Работа с родителями дошкольников по их психолого-педагогическому сопровождению представляет собой целостную системно -организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного взаимодействия педагогов и родителей; деятельность, которая направлена на повышение знаний основных закономерностей и особенностей воспитания детей, знакомство с содержанием и методами воспитания; овладение методами организации детской деятельности; общение, формирующее социально ценные формы поведения и отношение ребенка к окружающим людям.
Еще одной причиной трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями, является недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в детском саду, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Таким образом, преодолев перечисленные трудности, специалист должен быть готов к работе с родителями. Педагоги выделяют преимущественно традиционные формы педагогической работы с родителями - консультации, родительские собрания, оформления родительских уголков. Формы работы строятся на диалоге с родителями - беседы, дискуссии, круглые столы - или ориентированные на развитие у родителей практических умений (деловые игры, элементы тренинга). Использование элементов нарративной терапии во взаимодействии с семьей является результативным способом помощи семье в критические периоды развития ребенка [19].
В настоящее время определены Федеральные государственные требования, в соответствии с которыми, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому, забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности детского сада.
Проводя психолого-педагогическую работу с дошкольниками, можно решить множество проблем. Учитывая это, взрослые должны активно поддерживать желание ребенка активно выступать субъектом своей деятельности, обеспечивая ему полноценное психическое развитие на всех возрастных этапах детства.
Эта деятельность ребенка проявляется в игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской и продуктивной работе.
Педагог-психолог в своей деятельности должен решать следующие задачи: помощь в развитии каждого возраста ребенка, его индивидуальных способностей, склонностей, чувств, увлечений, создавая благоприятный для этого климат в коллективе и учреждении, оказывая психологическую помощь, как детям, так и воспитателям и родителям.
Психолого-педагогическая работа включает в себя следующие направления: работа с детьми, с родителями и воспитателями, направленная на сопровождение детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе. Это – изучение процесса адаптации детей при поступлении их в дошкольное образовательное учреждение, выявление талантливых детей и диагностика их психологического здоровья, и готовность их к обучению в школе; коррекционно-развивающая работа, включающая в себя развитие познавательных интересов детей, снижение у них уровня тревожности, агрессивности и импульсивности; психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса, состоящее из профилактики нарушения поведения, формирования психологической культуры детей, родителей и педагогов [26].
Организовав, таким образом, работу, можно добиться физического, соматического и психологического здоровья детей.
По запросу администрации, воспитателя, педагога или родителей проводится психологическая диагностика, направленная на выявление трудностей в адаптационном периоде ребенка. С помощью ее ведется наблюдение за поведением детей, которое показывает, как дети привыкают к новым условиям, как осваивают новое пространство. С целью выявления расхождений поведения детей в семье и детском саду проводится анкетирование родителей, а затем осуществляется сравнительный анализ показателей адаптированности детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждение и в конце учебного года, когда заканчивается адаптационный период.
На всех этапах дошкольного детства психологическое сопровождение направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей. Для этого проводятся групповые и индивидуальные игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения, используя игры с водой и песком. Развиваются навыки общения и взаимодействия со взрослыми и детьми. Активизируются речевые навыки, проводится индивидуальная и коррекционно-развивающая работа с агрессивными, гиперактивными, тревожными и застенчивыми детьми с целью повышения их личностного и интеллектуального развития [29].
Для гармоничного развития жизненных навыков, профилактики дисгармоничного развития среди детей, родителей и педагогов используется психологическое просвещение, которое направлено на формирование психологической культуры всех участников образовательного процесса.
С воспитателями младших групп постоянно проводится консультативная работа, направленная на выявление сложностей в вопросах адаптации детей трех лет к условиям в дошкольном образовательном учреждении, даются рекомендации по снятию эмоционального напряжения и по формированию игровой культуры ребенка. В подготовительных группах родители и воспитатели получают рекомендации по развитию школьно-значимых функций у детей для положительной и безболезненной адаптации ребенка к школе.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение выступает, как комплексная технология, помощь и поддержка ребенку в решении задач развития, обучения и социализации, включающая в себя весь перечень методов коррекционно-развивающей работы с детьми.
Специфика работы педагога-психолога с дошкольниками в первую очередь связана с тем, что: ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, которые лишь косвенно проявляются через отставание в развитии, капризы, агрессивность и прочие поведенческие проявления; запрос на психологическую помощь формулируется не самим ребенком, а педагогами и родителями, которые склонны переносить на него собственные проблемы; ребенок не может осознанно ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению; несформированность у маленьких детей рефлексии вызова; необходимость «здесь и сейчас» работать с переживаниями ребенка; ребенок будет сотрудничать с психологом только тогда, когда ему это интересно; ребенок — развивающаяся личность, что предопределяет необходимость работать как по развитию психических функций, так и преодолению отклонений в развитии и их причин; развивающая работа с ребенком преддошкольного возраста не строится по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлена на общее, максимально полное и разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого и происходит его развитие; ребенок-дошкольник имеет потребность в совместной деятельности со взрослыми, обусловливающей необходимость участия педагогов и психолога в деятельности детей; работа с ребенком должна проводиться в зоне не только его актуального, но и ближайшего развития.