Попова Людмила Викторовна
Особенности работы в маскулинно-ориентированных и фемино-ориентированных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования гендерной идентичности в дошкольных учреждениях сегодня актуальна, как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлены без учёта гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер.
Актуальность гендерного подхода к воспитанию обусловлена также важнейшей задачей современного образования - социализацией подрастающего поколения, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности. Ведь целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе, вне зависимости от половой принадлежности
Публикация «Особенности работы в маскулинно-ориентированных и фемино-ориентированных группах» размещена в разделах
- Маски и театральные шапочки для детей своими руками
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Таким образом, гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы
Под «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социальный статус личности и ее социально-психологические характеристики, которые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между девочками и мальчиками.
Выделяют 3 гендерных типа:
Маскулинность – выражение предпочтения инструментальных стилей деятельности, энергичность, напористость, способность к значительному, но кратковременному усилию;
Маскулинные дети : ценят авторитет силы и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, независимо от пола, отвергают женское общество и, напротив, отдают предпочтение мужскому авторитету. Эти дети не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми доступными для них способами, в том числе и агрессивными действиями, предпочитают лидирующие позиции.
Феминность - приверженность к видам деятельности, связанным с коммуникацией, восприятием нюансов, тонкостью чувств, способностью к поддерживанию активности, которая не требует значительных усилий, длительное время.
Фемининные дети : независимо от половой принадлежности принимают эмоционально-экспрессивный стиль поведения, связанный с зависимым,
подчиненным положением, осторожностью, отказом от собственной инициативы и самостоятельности, ориентированностью на других. Фемининные дети в совместной деятельности, как правило, являются ведомыми, их инициатива минимальна, а в случае с фемининными мальчиками вообще отсутствует. Поведение последних характеризуется социальной ограниченностью, избеганием контактов и взаимодействий, особенно со сверстниками своего пола, а также маскулинными девочками, среди которых они чувствуют себя неуверенно, боятся продемонстрировать свою несостоятельность.
Андрогинность – проявление маскулинных и феминных черт одновременно.
По мнению В. П. Симонова, знание преподавателем своей гендерной доминанты и гендерной доминанты детей позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Под гендерной доминантой понимается тип полоролевого поведения, преобладание фемининных (женских) или маскулинных (мужских) качеств.
При работе в маскулинно-ориентированных группах педагогу важно :
• делать упор на визуальную информацию, располагать информацию столбиками;
• допускать абстрактные рассуждения при объяснении материала;
• обязательно делать обобщения и выводы в конце занятия;
• организовывать диалоги и дискуссии;
• особое внимание обращать на логичность и доказательность рассуждений;
• доверять самооценку деятельности, организовывать работу в парах;
В фемининно-ориентированных группах необходимо :
• применять конкретные письменные примеры и расчеты;
• располагать визуальную информацию в горизонтальном направлении;
• задействовать речевые способности учащихся;
• использовать коллективные формы работы;
• обязательно комментировать ход и результаты учебно-познавательной деятельности;
• использовать примеры, воздействующие на эмоциональную сферу.
В практике общеобразовательных учреждений мы в основном имеем дело со смешанными по гендерному признаку группами. Поэтому образовательный процесс в них должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый преподаватель при организации своих занятий.
О. П. Нагель разработала модель компетентности воспитателя по реализации гендерного подхода в воспитании дошкольников. Компонентами данной модели являются следующие.
Теоретическая компетентность: знание педагогом различий в психологическом статусе мальчиков и девочек, динамики полоролевого развития ребенка в дошкольном детстве; знание форм и методов формирования начал мужественности и женственности у дошкольников.
Диагностическая компетентность: готовность применять диагностические методы исследования процесса полоролевой социализации.
Личностная компетентность: понимание собственных личностных качеств, гендерных стереотипов, идентичности, реализуемых гендерных ролей; самопознание личностных особенностей.
Технологическая компетентность: готовность педагога применить гендерный подход при организации основных видов деятельности дошкольников.
Реализовать гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников позволяют умения:
• диагностировать уровень полоролевого развития дошкольников;
• осуществлять моделирование предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей;
• анализировать существующие образовательные программы и технологии с точки зрения гендерного подхода;
• разрабатывать методическое и дидактическое обеспечение процесса полоролевого воспитания (конспекты занятий, сценарии развлечений, дидактические игры);
• разрабатывать рекомендации для родителей.
При организации и проведении занятий педагогу необходимо учитывать не только психологические особенности мальчиков и девочек : девочки-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики - в подвижных играх и на занятиях физкультурой. Поэтому надо строить учебно-воспитательную работу таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребенок будет успешен, поскольку постоянная критика и стойкое отсутствие успеха негативно отражаются на развитии самооценки.
Опытная работа по исследованию гендерной специфики в образовательном процессе может осуществляться по нескольким направлениям. Во-первых, это разработка диагностирующих методик, позволяющих определять, к какому когнитивному типу относится та или иная личность, так как наблюдения показывают, что и среди девушек, и среди юношей есть личности с доминантой по противоположному гендеру.
Во-вторых, необходимы изучение и отработка методов и приемов обучения с учетом специфики каждого из трех коллективов (мужской, женский, смешанный). В-третьих, важно продумать и осуществить создание учебных пособий и
учебников, имеющих четкую гендерную направленность.
В-четвертых, желательно, чтобы в каждом учебном заведении были группы, сформированные по гендерному признаку.
В-пятых, необходимо широкое изучение опыта и специфики учебно-воспитательной работы.
Образовательный процесс. В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии. Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно.
Игровая деятельность. Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы. Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.
Музыкальные занятия. Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.
Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход следующим образом – мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники, девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы). Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.
Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.
Театрализованная деятельность. Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков.
Физическое воспитание. Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности :
- различие в выборе упражнений только для девочек или только для мальчиков
- различие в продолжительности занятия
- различие в дозировке
- различие в обучении определенным двигательным движениям
- различие в выборе оборудования
- ориентировка в пространстве
- различие в требованиях к качеству исполнения упражнений
- в подвижных играх распределение ролей определенным образом
- акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.
Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определенные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что с практической точки зрения влияние гендерного подхода на воспитание, развитие и обучение дошкольников очень велико. У детей формируются:
• гендерно - ориентированное поведение;
• навыки гендерной идентичности и гендерной социализации;
• нравственные качества, принятые в обществе;
• развиваются коммуникативно-речевые навыки;
• развиваются мышление, память, воображение.
Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости, что приведет, в конечном итоге, к всестороннему развитию личности. Только методичная и целенаправленная работа по применению гендерного подхода ко всем видам детской деятельности будет способствовать формированию гендерной принадлежности каждого ребенка во всем ее разнообразии.
Таким образом, к числу актуальных проблем гендерной педагогики на современном этапе развития можно отнести разработку целостной концепции гендерного образования, определение его конкретных целей, задач, содержания, поиск эффективных форм реализации гендерного подхода в воспитании, формирование гендерной компетентности субъектов образовательного процесса.
Литература
1. Бочарова Н. М. Социальный аспект гендерного подхода в образовании -Чита: Издательство Молодой ученый, 2011.-168с.
2. Старовойтова Ж. А. Условия организации процесса обучения в основной школе на основное гендерного подхода // Педагогические науки. 2006. № 4
3. Симонов В. П. Учет гендерных различий в образовательном процессе // Педагогика. 2005. № 4. С. 40–44.
4. Штылева, Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ - М. : ПЕР СЭ, 2008.- 316с.