Светлана Морозова
Особенности сенсорного развития детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Публикация «Особенности сенсорного развития детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Вопросы сенсорного развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста изучались В. Н. Аванесовой, Л. А. Венгером, А. В. Запорожцем, Н. Н. Поддъяковым, Н. П. Сакулиной, А. П. Усовой, и др., которыми отмечалось, что развитие сенсорного восприятия - сложный процесс, включающий в качестве основных элементов усвоение детьми сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов. Ученые считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
По словам Л. А. Венгера и В. С. Мухиной сенсорное воспитание имеет большое значение для развития ребенка, совершенствование его чувственного познания окружающего мира, развитие у него сложных мыслительных и сенсорных процессов. Все это определяет уровень развития сенсорной культуры ребенка.
Результаты исследований А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, показывают, что успешно овладевают сенсорными способностями те дети, которые начинают развивать их, с помощью взрослых, ещё с раннего возраста.
По мнению Э. Г. Пилюгиной основная задача сенсорного развития – это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и размере предмета. «В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств» развиваются только те сенсорные способности, для формирования которых созданы наилучшие педагогические условия, чем благоприятнее педагогические условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт познание окружающего мира.
М. Монтессори рассматривала воспитание сенсорной культуры главной задачей. Предложила использовать систему сенсорных упражнений для развития правильного самостоятельного мышления ребенка. Для развития органов чувств разработала предметы из различного материала. «Педагогика Монтессори удивительно технологична и продумана. Она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям. В результате самостоятельной работы с автодидактическим материалом в развивающей предметной среде дети становятся более независимые, самостоятельные, адаптированные и счастливые»
По мнению Н. Н. Поддъякова, главное для развития сенсорных способностей – не упустить время! Необходимо начинать сенсорное развитие и сенсорное воспитание с раннего детства.
Из исследований профессора Н. М. Щелованова видно, что ребёнок в возрасте до трёх лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30%-40%. Поэтому, проблема взрослых заключается в том, чтобы выстроить свою работу с малышом таким образом, чтобы максимально развить сенсорные способности ребёнка. С раннего возраста развивать сенсорные эталоны, сенсорное восприятие, и формировать сенсорную культуру ребёнка.
А. П. Усова указывала, что в раннем возрасте развитие ощущений и
восприятия происходит очень интенсивно. При этом правильное представление о предметах легче формируется в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового, и осязательного в процессе различного рода с этими предметами. Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления, поэтому в обучении дошкольников широко используется принцип наглядности.
Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов–значит сформировать у ребенка представления об основных особенностях каждого свойства предмета. Способность сравнивать свойства воспринимаемого предмета с усвоенными образцами – это значит научиться обследовать предмет. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер.
Особую актуальность в плане сенсорного развития детей раннего возраста приобретает предметная деятельность, которая является ведущей в этом возраста, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности.
Раскрывается она в отношениях «ребенок - предмет - взрослый» на правах сотрудничества. Содержание совместной деятельности заключается в усвоении ребенком специально выработанных способов использования предметов. В конце младенческого возраста он выделил предметы как нечто постоянное, наделенное устойчивыми свойствами. Теперь он хочет научиться действовать с ними.
Ребенок в этом возрасте, по словам Л. С. Выготского, находится в мире вещей и предметов, в своеобразном их «силовом поле». Каждый предмет побуждает ребенка прикоснуться к нему, взять в руки или, наоборот, не трогать его. 1-3-летний ребенок, увлеченный предметом, не может от него отвлечься. Погруженный в предметное действие, он не видит, что под предметом всегда фигурирует взрослый, создает предметы определенного назначения, обладает способами их использования. Ребенок не может самостоятельно познать функции предметов, поскольку их физические свойства прямо не указывают, как их нужно использовать. Только взрослый может подсказать способы использования предметов. В этом заключаются противоречия социальной ситуации развития в раннем детстве.
Л. С. Выготский дает заключение, что возраст до трех лет - это время возникновения устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия.
По мнению Д. Б. Эльконина, основными направлениями развития предметных действий ребенка являются:
- переход от совместного со взрослым до самостоятельного ее исполнения. Следствием этого является выделение взрослого как образца действия, с которым ребенок начинает себя сравнивать;
- развитие средств и способов ориентации ребенка при выполнении предметной действия. Это способствует овладению специфическими способами использования предмета, переносу действия с одного предмета на другой, с одной ситуации на другую, а в целом - к обобщению действия и возникновения игрового действия. Вследствие этого социальная ситуация развития распадается, возникает предметное отношение к действительности, при которой ребенок не только узнает о назначении, а о функции предметов, а также возникает личная действие, осознанное «Я сам» .
Детей необходимо учить способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов - эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие. Основной особенностью сенсорного развития детей раннего возраста является освоение приемов прикладывания, сравнивания, сопоставления цвета, формы, величины.
Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. Ребенка окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, любой малыш все это воспринимает, даже без целенаправленного воспитания. Но усвоение будет неполноценным, поверхностным, если не будет грамотного педагогического руководства взрослыми. Только в процессе воспитания происходит полноценное сенсорное развитие.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сенсорное развитие детей 2-3 лет происходит в процессе предметной деятельности. Ребенок под руководством взрослого овладевает умением действовать с предметами согласно их функционального назначения, приобретая чувственный опыт.
Опираясь на выше изложенное, можем сделать выводы, во–первых, сенсорное развитие детей раннего возраста является фундаментом умственного, нравственного и физического развития необходимо создавать благоприятные условия (развивающая предметно- пространственная среда, дидактический материал и др.) Для того, чтобы ребенок мог сравнивать, обследовать, экспериментировать и обогащать свой сенсорный опыт, в–третьих, в вариативных и парциальных программах дошкольного воспитания, таких как: «Детство», «От рождения до школы», «Детский сад по системе Монтессори», «Первые шаги» и др. представлены практические результаты труда.