Гульфина Шакирьянова
Проект «От семи недуг-нами выращенный лук»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : Исследовательский
Тема: «От семи недуг- это нами выращенный лук»
Возраст детей: 5-6 лет
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 месяца) .
Социальные партнё ры: дети,родители,воспитатели.
Актуальность.
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше,а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной,когда хочется не только отведать свежие дары природы,но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук,петрушка,укроп,и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том,как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.
Публикация «Проект „От семи недуг-нами выращенный лук“» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Проблема:Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике?Чем может быть полезен лук?Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука
Участники проекта : дети,родители,воспитатели.
Описание предметно – развивающего пространства:месторасположение – группа «Капитошка».
Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях. Узнать о его пользе. Заинтересовать этапами проведения опыта.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление представления о луке, особенностях внешнего строения: «донце» с корнями и верхушка;
- формирование представления об основных потребностях лука,условиях,которые необходимы для его роста (вода,земля,свет,тепло).
Развивающие:
- выработка навыков посадки лука;
- выявление,сравнение изменений и различий,которые произошли с луковицами во время его роста;
- способствование возникновению интереса к процессу роста лука.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к результатам своего труда.
Работа с детьми:
Познавательно-исследовательская деятельность (НОД,экскурсии,наблюдения,рассматривание).
Коммуникативная деятельность (беседы,чтение художественной литературы).
Игровая деятельность (игры,игровые упражнения,игровые ситуации).
Продуктивная деятельность (рисование,лепка,аппликация)
Работа с родителями:
Консультация «Витамины для здоровья».
Чтение энциклопедии из серии «Растительный мир».
Экскурсии на городской рынок, в магазин.
Проектная идея : Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Предполагаемые результаты:
1. Дети должны получить представления о том,как сажают лук.
2. Узнать,как ухаживать за луком.
3. Узнать о пользе лука.
4. Познакомиться с поговорками,пословицами,загадками про лук.
5. Получить представление,где и в каких целях можно использовать лук.
I этап – Подготовительный
Постановка целей и задач
Подбор методической литературы
Подбор иллюстрационного материала
Подбор дидактических и развивающих игр
Включение в план цикла НОД
Экскурсия в магазин и на рынок
Подготовка места и оборудования
Подготовка почвы
Сбор семян луковиц
II этап – исследовательский
Посадка луковиц в разных условиях:
- земля, тепло, свет;
- вода, тепло, свет;
- вода, тепло, отсутствие света.
Ведение календаря наблюдений за ростом лука
Чтение художественной литературы
Проведение НОД
Беседы с детьми
Дидактические и развивающие игры
Проведение развлечения «Лук и его друзья»
Домашнее задание на составление сказок и стихотворений о луке
III этап – заключительный
Проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей
Дети самостоятельно пришли к выводу, какие условия наиболее благоприятны для роста лука (свет, тепло, вода)
68% - сформированы знания
28% - недостаточно сформированы
4% - не сформированы знания
Алгоритм разработки проекта
Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть,чем сто раз услышать». «Лучше один раз испробовать, сделать своими руками»,- утверждают педагоги-практики.
«Чем больше ребенок видит,слышит и переживает,чем больше он узнает и усваивает,чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»,- писал классик отечества психологической науки Лев Семенович Выготский.
К счастью,в последнее время в дошкольных учреждениях все больше времени уделяется исследовательской деятельности. Не исключение и моя группа,где создаются все условия для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?».
Прежде чем приступить к 1 этапу исследовательской деятельности была проведена предварительная работа: подобрали художественную литературу: поговорки,стихи,сказки,загадки о луке и других овощах. Была показана презентация воспитателей детского сада Даяновой Л. М. детям «Веселый огород»,Исмагиловой А. А. «Лук от семи недуг».
С цельюсоздания развивающей среды в своей группе я составила план работы:
1. Выбор актуальной темы.
2. Подбор методической и художественной литературы.
3. Постановка целей и задачи по выбранной теме.
4. Сбор,покупка и накопление различного (методического и технического) материала.
5. Включение в план цикла НОД,наблюдений,игр и других видов деятельности.
6. Итог проекта – выставка детских работ по данной теме, приготовление салата «Витаминный»,презентация проекта
«От семи недуг – нами выращенный лук»,подготовка и проведение праздника- развлечения «День Земли».
Провела начальное обследование в феврале месяце и получила такие результаты:
- у 39 % детей сформированы знания;
- у 37 % детей не достаточно сформировано;
- у 24 % детей не сформированы знания.
Второй этап Как же мы будем работать над проектом?Предварительно, договорившись с работниками магазина «Фазенда»,с детьми отправилась на экскурсию.
В магазине обратила внимание детей на разнообразие семян,кашпо,лотков под выращивание рассады,цветов и других растений (пальмы, виноград и т. д.).
Дети от консультанта-продавца получили полную,доступную информацию про сорта лука и ответила на заданные ими вопросы.
Обратила внимание детей на то,как в магазин постоянно заходят люди для того,чтобы купить необходимый товар. Покупатели приобретают не только семена и кашпо,они так же покупают специальные «подкормки» для растений.
После возвращения из магазина,дети делились впечатлениями. Вместе сделали вывод о полезности лука,важности ухода за ним,вспомнили полезные советы продавца-консультанта. И я предложила выбрать полученную информацию и использовать её во время разбивки огорода на подоконнике.
В феврале с детьми приготовили лотки,наполнили их землей. Рассмотрели семена лука,обращая внимание детей на то, что не все семена одинаковы: чернушка,севок,луковица для зелени. Никита был так удивлен,когда увидел семена чернушки. Он сказал,что они же такие маленькие,как «черные точки»,из этих «черных точек» ничего не может вырасти. И Никита каждый день ждал,что же вырастит из «черных точек»? И вот,наконец,он удивился,увидев «зеленые волосики».И действительно,через два дня начали появляться маленькие перья лука. Вечером все дети пригласили своих родителей рассказать и показать, что же у них выросло из семян лука- чернушки!Часто напоминала детям, что после посадки семян в землю важно полить её водой,чтобы семена «проснулись»,и начали прорастать. Также создали разные условия для роста лука: в воде,в земле,на солнце и в тени. Результаты роста растений в разных условиях мы отмечали в календаре наблюдений.
По итогам наблюдений дети самостоятельно сделали вывод, что:
- лук на солнце вырос темно- зеленый, а в тени бледный;
- перья лука на солнце густые,крепкие,а в тени редкие и слабые;
- лук в земле растет медленнее,а в воде быстрее.
За время проведения проекта я познакомила детей с художественной литературой об овощах. Детям было интересно слушать сказки и рассказы об овощах и инсценировать отрывки из этих произведений.
Рассматривание иллюстраций,картин с изображением овощей «Сбор урожая»,«Работа людей в поле» расширило знания детей о труде взрослых.
Познакомила детей с пословицами и поговорками об овощах,с огромным желанием отгадывали загадки про лук.
Чтобы развивать познавательный интерес у детей об овощах проводила НОД и беседы на темы: «В мире растений»,«Все начинается с семечка»,«Посев семян»,«Первые всходы».
Дидактические игры «Узнай на ощупь»,«Узнай на вкус»,«От какого овоща эта часть?»,«Чудесный мешочек» беседы о том, как выращивают овощи на огороде,где закреплялись знания у детей о строении луковицы,о месте произрастания,развивались сенсорные знания детей.
Организовала выставку детских работ. С детьми рисовали «Веселого Чипполино»,где они с удовольствием не только раскрашивали,но и дорисовывали смешные рожицы луковицы, отражая свои впечатления, полученные от чтения и рассматривания иллюстраций к сказке. Аппликация «Лучок - зеленый бочок» заинтересовала детей тем,что нужно было не вырезать ножницами,а просто рвать и клеить бумагу на готовую основу,создавая форму луковицы. Здесь закреплялась мелкая моторика рук,воспитывалась аккуратность,усидчивость. А ещё дети любят лепить. Во время проведения НОД на тему «Наша грядка», вспомнили про лето,про осенний урожай и отразили все воспоминания в своих работах.
И в завершение проекта провела праздник на тему «Лук и его друзья»,на котором дети самостоятельно готовили овощной салат и угощали всех гостей.
После проведенных мероприятий обследование детей показало следующие результаты:
- у 68 % детей сформированы знания;
- у 28 % детей не достаточно сформированы;
- у 4 % детей не сформированы знания.
Исходя из данного обследования, можно с уверенностью сказать, что дети научились сажать и ухаживать за луком,познакомились с условиями роста лука,научились подмечать пользу и красоту зеленого лука.
У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях, как в контейнере с почвой,так и в стакане с водой.
Реализация данного проекта научила детей сравнивать,анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дети рассматривали рост лука,отметили его роль как лекарственного сырья,изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение,радость переживания, осознания собственных умений.
Благодаря проведенной работе,наши дети осознанно могут ответить на вопрос,почему необходим лук.
На этом наш проект не заканчивается. В подготовительной группе я хочу продолжить работу над ознакомлением детей с разными сортами лука и летом на грядке посадить лук-севок и вырасти полноценный урожай репчатого лука.