Лучший педагог года

Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора в старшей группе

Ирина Барабанова
Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора в старшей группе

Реализация регионального компонента в образовательной деятельности старшей группы общеразвивающей направленности по теме «Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора».

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом». С. Михалков

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора в старшей группе» размещена в разделах

Одной из актуальных проблем, стоящих перед современным обществом и образованием, является проявление у современной молодежи потери интереса к культуре. Это в большой мере связано с тем, что на рубеже XX — XXI веков российское общество пережило глобальные изменения, а именно кризис национального самосознания.

Усилилась тенденция всемирного масштаба по уничтожению культурных отличий наций, народов и народностей. Именно поэтому в настоящее время стремительно теряется годами накопленное и бережно сохраняемое предшествующими поколениями культурное наследие. Забывается культура своего народа, мы становимся безликой массой, перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести-триста лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали.

В соответствии со сказанным следует отметить, что чрезвычайно важно вернуть утраченные человеческие ценности, отраженные и закрепленные в опыте народа, в его самобытности, в неповторимой народной культуре, восстановить связь времен. Для этого необходимо знакомство подрастающего поколения с национальными традициями, обычаями, культурным прошлым своего народа. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины. Именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.

Одним из уникальных и органичных ресурсов в решении этой задачи является казачья культура, содержащая идеи и смыслы, помогающие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности.

Ростовская область традиционно является землёй Донского казачества.

Культура Донского казачества является неотъемлемым региональным компонентом в воспитании и обучении подрастающего поколения нашего региона.

Дошкольное детство – важный этап в становлении самосознания и морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. В содержании отдельных разделов дошкольного образования, например: ознакомление с окружающим миром, формирование представлений о природе, изобразительная деятельность, праздники и развлечения – органично включение южнорусской, казачьей культуры.

Воспитание патриотизма через региональный аспект культуры Донского края может успешно реализоваться на основе ценностного подхода к пониманию культурных казачьих истоков.

На основании выше сказанного целью данной программы является:

воспитание в детях патриотических чувств : любви к Родине, к культурным традициям Донского казачества, гордости за их достижения.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• формирование общей культуры личности ребенка, в том числе культуры духовного возрождения национальных традиций Донского края и гордости за свой край.

• развитие познавательного интереса детей к истории и культуре Донского края;

• знакомство с малыми фольклорными формами казачьей культуры;

Данная программа реализуется в образовательных областях "Социально-коммуникативное", «Речевое» и «Художественно-эстетическое».

Непосредственно образовательная деятельность проводится для старшей группы один - два раза в месяц. Длительность занятий - 25-30 минут.

Основной формой работы являются фольклорные занятия, цель которых – формирование устойчивого интереса к казачьим традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы Донского фольклора.

Первое знакомство ребёнка с музыкальным казачьим фольклором начинается с малых фольклорных форм : частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, колыбельных, народных игр.

Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей. Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала.

Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к казачьим традициям : посиделки, праздники, тематические вечера, театральные постановки, игры – драматизации, викторины и т. д.

Методы и приемы, реализуемые в программе

• Рассказы взрослых

• Игры народные, сюжетно-ролевые

• Встречи в семье (ходим в гости)

• Совместные праздники с родителями

• Наблюдения, экскурсии

• Рассматривание иллюстраций, фото

• Практическая деятельность

Совместная деятельность с родителями предусматривает различные формы работы:

• Речевое общение

• Игры, театрализация

• Наблюдения, экскурсии

• Встречи с интересными людьми

• Совместные праздники с родителями

• Практическая, продуктивная деятельность

• Праздники, развлечения

• Совместная деятельность с родителями

• Создание альбомов (фото, рисунки, рассказы)

• Проекты

Перспективное планирование реализации регионального компонента в старшей группе.

Сентябрь.

Содержание:

1. Анкетирование родителей:

-изучение отношения родителей к проблемам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.

2. Коллективное чтение, рассматривание иллюстраций, картинок, фото:

-историческое прошлое Донских казаков;

-мирная жизнь казаков;

-казак – воин на службе отечества.

3. Экскурсия в библиотеку:

-традиции самобытной культуры казаков, уклад жизни

-устный фольклор донских казаков.

Задачи:

1. - Ориентировать семью на патриотическое воспитание детей средствами казачьего фольклора.

2. - Познакомить с историей и символами родного края, донского казачества.

- Воспитывать уважение к воинам, защищающим нашу страну.

3. -Расширять общий кругозор о культуре и быте казаков.

-Формировать первоначальные представления о малых фольклорных формах казаков :

частушки, потешки, прибаутки, считалки, приговорки, скороговорки, песенки – небылицы и т. д.

Планируемый результат:

1. - Может назвать свою страну, столицу России; край, в котором живет, его столицу; традиционную область Донского казачества, свою малую родину; имеет представление об их флаге, гербе.

2. - Испытывает гордость за историческое прошлое и настоящее соотечественников.

-Имеет представления о знаковых событиях истории казаков, родного края.

3. - Проявляет эмоциональный интерес к традиционным обрядам донских казаков

и старинному укладу их жизни.

-Делится своими впечатлениями о новых знаниях с родителями.

Октябрь.

Содержание:

4. Сам себе костюмер (ряжение) :

-подготовка и примеривание казачьих костюмов;

-спонтанные костюмированные игры и диалоги.

5. Фольклорный праздник «Покрова Пресвятой Богородицы на Дону» :

-история происхождения праздника («На Покров последний сбор плодов»);

-культура празднования (предметы утвари казачьего куреня, ярмарка).

Задачи:

4. - Готовить казачьи костюмы для проведения фольклорных праздников «Покрова Пресвятой Богородицы на Дону», «Кузьминки – об осени поминки» и народного гуляния «Казачий круг».

- Побуждать к спонтанной импровизации, творческому самовыражению.

5. - Познакомить с казачьей культурой православного праздника (14 октября) как символа перехода от осени к зиме.

- Формировать убеждение, что праздник у казаков – не безделье, а время новостей, беседы, прославления своим трудом батюшки Тихого Дона.

Планируемый результат:

4.- Самостоятельно создает при помощи деталей казачьих костюмов и атрибутов игровые образы героев фольклорных праздников : Марфуши, Петра, старейшины, кузнеца, продавца музыкальных инструментов, атамана, есаула (помощника атамана).

-С интересом участвует в подготовке сюжетных композиций для казачьих посиделок «Чаепитие», «Ярмарка».

5. - Реализует полученные знания через продуктивную деятельность в танце – игре «Карусель», исполнении частушек, танце с ложками, обряде «Запекания углов».

- Знает 3 загадки.

- Подпевает казачьи песни : «Золотая песенка», «До свиданья, журавли», «Как за Доном».

Ноябрь.

Содержание:

6. Казачьи посиделки «Кузьминки – об осени поминки» с участием родителей:

-украшение в стиле казачьей горницы (старые фотографии,икона, русская печь, стол с самоваром, баранками, пирогами, медом);

-культура празднования (прославление тех, кто хорошо работал).

Задачи:

6. - Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь.

- Способствовать развитию таких черт характера, как: дружба, товарищество, честность, скромность, гостеприимство, уважение к старшим, женщине: матери, сестре, жене.

- Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, сказках, загадках, танцах – играх.

Планируемый результат:

6. - Имеет социальный опыт участия в казачьих праздниках.

- Усваивает привычку следовать принятым нормам и правилам культуры поведения, взаимоотношений.

- Владеет навыком коллективного пения:

подпевает казачьи песни «По Дону гуляет», «В амбар за мукой», «Прялица».

- Проявляет творческую активность в инсценировании сказки, танце – игре «А теперь на месте шаг»

-Знает 2 загадки.

Декабрь.

Содержание:

7. - Фестиваль казачьей песни :

-игровая песня;

-плясовая песня.

Задачи:

7. - Развивать любовь к слушанию музыки.

- Способствовать развитию музыкальных способностей детей.

- Развивать музыкальную культуру.

Планируемый результат:

7. - Любит петь, делает это эмоционально и с удовольствием.

- Демонстрирует самостоятельную творческую деятельность.

Январь.

Содержание:

8. Проект «Праздник – народное гуляние «Казачий круг».

Задачи:

8. - Воспитывать нравственно-здоровую личность, наследника мастерства и таланта жителей Донского края.

- Развивать интерес к коллективному творчеству.

- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, наблюдательности.

- Воспитывать толерантное отношение к проявлениям другой культуры.

Планируемый результат:

8. - Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе коллективного творчества.

- Проявляет толерантность, интерес к казачьей культуре.

Февраль.

Содержание:

9. Музыкальный час:

-казачьи потешки;

-хороводная игра, хоровод с напевами;

-прибаутки, заклички, шутки - присказки.

Задачи:

9. - Воспитывать любовь и интерес к музицированию с инструментами потешного и игрового фольклора.

- Разучить потешки, дразнилки, считалки.

- Учить исполнять игровые и хороводные движения.

Планируемый результат:

9. - Владеет ритмически организованными формами импровизации на простых инструментах казаков : бубне, барабане, маракасе, дудке, бубенцах, ложках хохломских.

- Умеет исполнять танец – игру «Карусель»

и хоровод «Осень золотистая».

- Знает 5-6 потешек, дразнилок, считалок.

Март.

Содержание:

10. Казачьи сказки, былины и легенды.

Задачи:

10. - Знакомить с казачьими сказками, былинами и легендами.

- Развивать внимание, память.

- Обогащать словарный запас новыми понятиями и словами казачьего диалекта.

Планируемый результат:

10. - Понимает и правильно трактует значение новых слов казачьего лексикона : ухват, прялка, курень, грубка, ладушки, лампасы, папаха, подворье и др.

Апрель.

Содержание:

11. Казачьи пословицы, поговорки.

Задачи:

11. - Воспитывать уважение к патриотическим нормам морали, трактуемым в пословицах, поговорках.

- Формировать умение толковать пословицы и поговорки.

Планируемый результат:

11. - Знает 3 - 5 пословиц, поговорок.

- Понимает смысл казачьих пословиц, поговорок.

Май.

Содержание:

12. Ярмарка «Открывай скорей базар, казаки везут товар :

-традиционная казачья кухня.

Задачи:

12. - Закреплять знания о казачьей кухне, правильном рациональном питании.

Планируемый результат:

12. - Помогает родителям печь пирог, варить вареники.

- Знает названия казачьих блюд : пареная тыква, квашеная капуста, уха, кулебяки, холодец, студень, борщ, лапша, вареники, таранчук (мякоть баранины, обжаренная в кипящем масле, солянка, голубцы ленивые, галушки, узвар (компот, сало, пампушки, блины, шашлыки и др.

Июнь.

Содержание:

13. Казачьи игрища «Лихие казачата» :

-игры – забавы, посвященные Донским героям.

Задачи:

13. - Знакомить с многообразием спортивных и народных игр казаков.

- Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки и поддержки.

- Развивать двигательную активность, быстроту реакции, увертливость.

- Ориентировать на воспитание в себе качеств будущего воина: смелость храбрость.

Планируемый результат:

13. - Умеет играть в спортивные игры: городки, бадминтон.

- Играет в народные игры – забавы: «Плетень», «Горячее место», «Перетяжка», «Скачки», «Казачья рыбалка», «Устоять в паре» и др.

Июль.

Содержание:

14. Встреча "Потомки казачьего рода".

Задачи:

14. - Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

Планируемый результат:

14. - Имеет социальный опыт активного вовлечения в культурное наследие своего народа.

Август.

Содержание:

15. Викторина «Казачий Дон».

Задачи:

15. - Обобщить знания о казачьем фольклоре.

- Содействовать непрерывному накоплению ребенком культурного опыта прошлого и настоящего своей страны.

Планируемый результат:

15. - Понимает, что казачий фольклор отражает нравственно - патриотические чувства казаков.

Используемая литература:

1.«Воспитание патриотизма на основе культурно- исторических традиций Донского казачества в образовательных учреждениях: программно- методические материалы» : Ростов-на-Дону, РО ИПК и ПРО, 2008.

2. Л. А. Лялина «Народные игры в детском саду», М, ТЦ «Сфера», 2008г.

3. Л. Н Капранова «Бабушкины забавушки», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.

4. «Фольклор - музыка-театр», М, Владос, 1999г.

5. Елжова Н. В. «Ознакомление дошкольников с историей Донского края».

Публикации по теме:

Экологическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора Экологическое воспитание и образование всего населения (от маленьких детей до взрослых, проходящих повышение квалификации)- это необходимость.

Отчет о работе по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников старшей группы»Отчет о работе по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников старшей группы» На сегодняшний момент воспитание гражданина- патриота своей Родины считается одной из важных и актуальных задач дошкольного образования. Невозможно.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства» Консультация на тему: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства" Патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры в контексте реализации ФГОС Реализация задач патриотического воспитания детей возможна через все виды деятельности дошкольников. Физическое развитие не стала исключением.

Презентация «Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства» Презентация: "Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства". Тема презентации выбрана не случайно. Патриотическое.

Видеоотчет «Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры» Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры[/b] Проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится.

Проект «Патриотическое воспитание в ДОУ средствами физической культуры» Содержание 1. Введение. 2. Формирование патриотических чувств через занятия физической культуры. 3. Методические рекомендации. 4. Приложения.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами вокально-танцевального искусства Снегирёва Валентина Николаевна, музыкальный руководитель МБДОУ ДСКВ №73, Иркутская обл., г. Ангарск. Вокально-танцевальная постановка праздника.

Экологическое воспитание детей средствами фольклора Доклад на тему: «Экологическое воспитание детей – средствами фольклора» Воспитатель:Сустайкина Е. Л Человечество стоит перед лицом экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора в старшей группе
Опубликовано: 28 ноября 2018 в 17:44
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД